Франкенштейны XXI века

Дело о сибирской язве вновь заставило задуматься о громадной разрушительной силе научного гения

«Дело о сибирской язве», которое было закрыто американскими спецслужбами несколько недель назад в связи с самоубийством главного подозреваемого — микробиолога Брюса Айвинза, вновь заставило задуматься о громадной разрушительной силе научного гения.

Семь лет назад, ровно через  неделю после небывалого  бедствия — нападения террористов на Нью-Йорк и Вашингтон, Америку поразила новая напасть. В конгресс, офисы телекомпаний и редакции газет стали приходить письма с вымышленным обратным адресом.

Адресами посланий были известнейшие люди: лидер сенатского большинcтва Том Дэшл, обозреватель телекомпании NBC Том Броно, а флоридский издательский концерн «Amerikan Media» получил письмо для передачи поп-диве Дженифер Лопес.

Никто из перечисленных лиц не пострадал. Письма вскрывали секретари и сотрудники редакций. При вскрытии конверта из него высыпался мелкий белый порошок. Это были споры сибирской язвы. Получателю оставалось вдохнуть — и убийственная инфекция попадала в носоглотку. Таким образом погибли пятеро американцев. 17 человек заразились кожной формой болезни и выжили.

В стране был момент, близкий к панике. Люди стали пугаться просыпанной муки и сахарной пудры. Почтальоны облачились в респираторы и резиновые перчатки. Генеральный почтмейстер США Джон Поттер рекомендовал гражданам всю корреспонденцию обрабатывать раскаленным утюгом. Смертоносные письма продолжали приходить весь октябрь, а в ноябре перестали. Публика успокоилась. Но расследование продолжалось.

Первой же версией, что вполне естественно, была причастность «Аль-Кайды». В ее пользу говорило и содержание писем. Корявыми печатными буквами в них было написано: «Смерть Америке, смерть Израилю, Аллах велик».

Специалисты указывали на исключительно высокое качество спор. Для того чтобы в организме успешно развилась легочная форма сибирской язвы, размер частиц порошка должен быть не менее одного микрона и не более пяти. При меньшем диаметре человек полностью выдыхает частицы; при большем они оседают в полости носа или в трахее, не достигая легких. Для заражения требуется от 8 до 10 тысяч спор. Порошок взлетает при легком дуновении воздуха, но не оседает, как пыль, а превращается в невидимое облако. Эта технология составляет государственную тайну. Такое производство невозможно наладить в кустарных условиях — для этого требуются сложное лабораторное оборудование и высокопрофессиональные специалисты. Дилетант убьет самого себя.

В качестве вероятной страны-производителя называли Ирак. Менее вероятной, но также заслуживающей внимания считалась версия российского происхождения спор. Статью о контактах бен Ладена с российскими преступными группировками, которые могли снабдить «Аль-Кайду» биологическим оружием, опубликовала газета  «Wachington Times», известная своими связями с разведсообществом США. На эти свои источники газета и ссылалась, но не приводила никаких подробностей.

И иракский, и российский след оказался ложным. К тому же эксперты установили, что письма писал, вероятнее всего, белый американец, для которого английский язык родной. В конечном счете следствие сконцентрировалось на ученых, имеющих доступ к соответствующим технологиям и биологическим материалам. Всего в американской программе по исследованию сибирской язвы за последние пять лет было занято около 200 человек, имеющих доступ к оборонным разработкам — 50. Практически все они работали в Институте инфекционных заболеваний сухопутных сил США на базе Форт-Детрик в штате Мэриленд. Во второй половине июня 2002 года список сократился до одного имени, и это имя попало в прессу: бывший сотрудник института в Форт-Детрике микробиолог Стивен Хэтфилл. После увольнения из армейского института он поступил на работу в компанию SAIC, выполняющую заказы Пентагона.

Утечка была допущена следствием вполне сознательно, с расчетом оказать на Хэтфилла психологическое давление. В тот момент, когда на пороге дома Хэтфилла появились агенты ФБР, чтобы учинить обыск, над крышей зависли вертолеты крупнейших телекомпаний. Его жизнь превратилась в ад, научная карьера оказалась разрушена. Министерство обороны без объяснения причин закрыло Хэтфиллу допуск к работе с  секретными материалами, и компания SAIC вынуждена была его уволить.

По  ложному  следу

Почему следствие сосредоточилось на Хэтфилле? Логика доказательств против него напоминала ситуацию романа Альбера Камю «Посторонний»: награмождение случайных обстоятельств, искусственно связанных в одну цепочку.

Сын миссурийского коннозаводчика Хэтфилл изучал биологию в маленьком колледже в Канзасе, год работал врачом у методистских миссионеров в Заире, а затем осел в Зимбабве и женился на белой уроженке этой страны, которая тогда называлась Родезией. В 1979—1980 годах, когда Хэтфилл работал в этой стране, произошла крупнейшая из зарегистрированных вспышка сибирской язвы. В основном кожной формой болезни заразились около 10 тысяч человек. Специалисты до сих пор не решили, имела ли вспышка естественные причины или была следствием применения биологического оружия в ходе гражданской войны между белым правительством и черными повстанцами.

48-летний доктор биологии прошел подготовку в американском спецназе, умеет управлять самолетом и оказывать медицинскую помощь летчикам и подводникам. В качестве врача южноафриканской экспедиции провел 14 месяцев в Антарктиде. Подавал документы на замещение должности инспектора ООН по биологическому оружию и хотел работать в Ираке.

Подозрения на себя Хэтфилл навлек тем, что в 1999 году от имени SAIC заказал исследование возможных последствий «почтовой атаки» при помощи спор сибирской язвы.  Хэтфилл действовал не от имени какого-то клиента фирмы, а по собственному почину: доклад предназначался для внутреннего пользования. Исполнителем заказа был Уильям Патрик, выдающийся микробиолог, в прошлом один из руководителей американской программы создания биологического оружия, свернутой в 70-х годах по решению Ричарда Никсона. Когда спецслужбы занялись Хэтфиллом, 75-летний Патрик прошел трехчасовое испытание на детекторе лжи, после чего ФБР предложило ему стать консультантом следствия.

Изучение родезийского периода биографии Хэтфилла дало неожиданный результат. Выяснилось, что в Родезии он жил неподалеку от школы Гриндейл. «Школа Гриндейл» — обратный адрес некоторых писем со спорами сибирской язвы.

Но у Хэтфилла оказались крепкие нервы. Он отчаянно сопротивлялся.  Хэтфилл обвинил журналистов и правительство в нарушении презумпции невиновности. Он твердил, что занимается вирусами, прежде всего вирусом Эбола, а не бактериями, никогда в жизни не исследовал сибирскую язву, любит свою страну и будет бороться за свое честное имя. «Я не убивал людей сибирской язвой, — говорил он на пресс-конференции, созванной его адвокатами. — Мне ничего неизвестно об этих атаках. Я не имею абсолютно никакого отношения к этому ужасному преступлению».

Потом он понял, что надо не оправдываться, а атаковать, и в августе 2003 года вчинил иск тогдашнему министру юстиции Джону Эшкрофту, требуя компенсации за распространение ложных сведений о нем.

Тяжба тянулась долго. Наконец суд вызвал повесткой пятерых журналистов и потребовал от них назвать должностных лиц, разгласивших тайну следствия. Журналисты отказались. Тогда судья отправил за решетку бывшую журналистку газеты «USA Today» за неуважение к суду и постановил взыскивать  с нее по 5000 долларов каждый день, покуда она не согласится давать показания. Решение было издано 7 марта этого года. 27 июня правительство США согласилось выплатить Стивену Хэтфиллу 5,8 миллиона долларов в качестве компенсации за моральный и материальный ущерб, причиненный разглашением конфиденциальной информации.

Спустя месяц и два дня, 29 июля, покончил с собой 62-летний Брюс Айвинз, другой микробиолог из Форт-Детрика. Уже после его смерти выяснилось, что, после того как подозрения были сняты с Хэтфилла, подозреваемым стал он. В отличие от Хэтфилла, Айвинз работал с сибирской язвой, создавал вакцину и испытывал ее на резус-макаках.

Обаятельный  безумец

Негативная ипостась Брюса Айвинза раскрылась недавно. Подозрения ФБР тяжело сказались на его душевном состоянии. Он начал посещать психотерапевта, как групповые сессии, так и индивидуальные. 7 июля он заявился на групповую сессию в  таком состоянии, что психотерапевт Джин Дали вынуждена была вызвать полицию. По ее словам, Айвинз был перевозбужден и на ее вопрос, что с ним, ответил, что достал пистолет и бронежилет и станет теперь убивать своих сослуживцев.

Его отправили в психиатрическую лечебницу. Оттуда он дважды позвонил психотерапевту. Оба раза записал сообщения на автоответчик. Один раз был в бешенстве, другой, спустя три минуты, совершенно спокоен. Ледяным тоном сказал врачу спасибо за то, что она разрушила его жизнь — теперь, дескать, у полиции есть все основания обвинить его в рассылке спор сибирской язвы.

В судебном заседании, когда слушалось это дело, психотерапевт заявила, что у Айвинза диагностирована социопатия, что он превращается в «убийцу-мстителя, когда чувствует, что им пренебрегают, особенно женщины», и что в 2000 году он и впрямь пытался отравить кого-то.

Столкнувшись с обвинениями в непрофессионализме и возможном доведении подозреваемого до самоубийства, Министерство юстиции США опубликовало материалы дела против Брюса Айвинза. По этому случаю в Вашингтоне была созвана пресс-конференция, на которой должностные лица, непосредственно занимавшиеся расследованием, изложили свои доводы в пользу виновности Айвинза.

«Не могли бы вы сказать, — спросили у прокурора Тэйлора, — каким образом д-р Айвинз сумел вынести сибирскую язву из лаборатории и при этом не заразил самого себя?» — «Он сделал себе прививку от сибирской язвы», — таким был ответ прокурора. Одно из предположений состоит в том, что Айвинз устроил биологическую атаку для того, чтобы получить дополнительное финансирование своей программы разработки вакцины против сибирской язвы.

Научный  гений  как  род  недуга

Неужели в мозг исследователя, имеющего дело с оружием массового уничтожения, рано или поздно проникает синдром суперзлодея? Неужели ученый-безумец, одержимый идеей мирового господства, не выдумка, не ходульный персонаж масс­культа?

Первооткрывателем образа ученого, бросающего вызов Создателю, была Мэри Шелли. Она написала своего «Франкенштейна» 19 лет от роду. Виктор Франкенштейн и его чудовище не были в полной мере плодом воображения юной беллетристки. Они родились из самых значительных научных открытий того времени.

Идея научного интеллекта как душевной болезни особого рода быстро завоевала популярность. А в 1864 году Чезаре Ломброзо опубликовал свой сенсационный труд «Гениальность и помешательство», в котором зачислил в душевнобольные интеллектуальный цвет человечества, в том числе Ньютона, Паскаля,  Ампера, Вольту…

За Виктором Франкенштейном тянется длинная вереница героев Натаниеля Готорна, Роберта Стивенсона, Жюля Верна, Герберта Уэллса. Главный враг Шерлока Холмса, профессор Мориарти, — прежде всего выдающийся ученый. 

К слову, знаменитый сыщик едва не погиб от биологического оружия. В рассказе «Шерлок Холмс при смерти» он получает по почте шкатулку слоновой кости, при попытке открыть которую выскакивает пружина и царапает получателя, заражает его смертоносными бациллами. Сам Холмс называет заразу, которую он чуть не подцепил, «лихорадкой Тапанули» (Тапанули — провинция на Суматре) или «формозской черной язвой». Современные микробиологи полагают, что симптомы, описанные Конан Дойлом, схожи с симптомами заражения сибирской язвой.

Наконец, вспомним открывателя «красного луча» профессора Персикова из булгаковской повести «Роковые яйца» и инженера  Гарина с его гиперболоидом — у обоих налицо явные отклонения в психике. Галерею кинозлодеев открывает жуткий доктор Калигари из знаменитого немецкого фильма 1920-х годов, продолжает Ротванг из «Метрополиса» Фрица Ланга и доктор Стренджлав Стэнли Кубрика — мрачный пародийный гибрид Йозефа Менгеле и Вернера фон Брауна. Уж эти-то двое  никак не выдумка…

Неужели Брюс Айвинз принадлежит к этому ряду реальных и вымышленных ученых? Мы этого уже никогда не узнаем. И не находится ли в шаге от этого ряда оправданный Стивен Хэтфилл?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter