В поисках утраченного: Фотографическая живопись Яна Булгака

Фотовзгляд Яна Булгака

Яна Булгака нередко называют фотоимпрессионистом: творчество мастера приближало фотографию к живописи и графике. В то же время существует и другая оценочная точка зрения — в целом этот фотограф начала ХХ века достаточно консервативен. Глядя на снимки Булгака, понимаешь: правы и первые, и вторые. Просто здесь мы имеем дело с впечатляющей тематической широтой и потрясающим разнообразием художественной палитры.

Костел в Ишкольди. Нач. ХХ века.

Творческое наследие фотомастера включает практически все жанры и направления: пейзаж, портрет, городская архитектура, сельская аутентика, памятники истории и культуры, индустриальные виды, репортажи с мест событий… О том, сколь многопланов фотовзгляд Яна Булгака, свидетельствует и сегодняшняя наша подборка его работ. Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, в вильнюсское фотоателье Булгака попала бомба, и огромная часть его работ погибла — около 30 тысяч негативов, но даже после такой катастрофы творческий масштаб мастера не может не впечатлять. И что для нас особенно ценно — на многих его фотографиях мы видим Беларусь.

Гродно. Нач. ХХ века.

Несвижский замок. Нач. ХХ века.

Родился Ян Булгак 6 октября 1876 года на Новогрудчине, некоторое время жил в имении под Минском. Эти места стали для мастера не просто родными, но и на всю жизнь вдохновляющими. Особые чувства — трогательную любовь и восхищение — он испытывал к Новогрудку и его окрестностям. «Все домашнее кажется самым лучшим и самым красивым, единственным и неповторимым, практически совершенным... Таким раем для меня был Осташин», — писал уже будучи взрослым человеком фотомастер. Рай превратился в ад, когда началась Первая мировая война и усадьба Булгаков в Осташине (сейчас Асташин Кореличского района) оказалась на линии фронта. На протяжении всей жизни Ян Булгак гордился тем, что он новогрудчанин, и Новогрудчину считал одним из красивейших мест отчего края. Тугановичи, Новогрудок, Свитязь… Для него это были не сухие географические названия, а живая повседневная реальность с ее романтической атмосферой, прекрасной природой, чарующими народными песнями и легендами. А еще воодушевляли Яна Булгака на собственное творчество такие близкие и понятные ему поэтические строки Адама Мицкевича. «Я узнал имя Мицкевича тогда же, когда и имена родителей, которые на берегах Свитязи рассказывали мне о великом поэте», — вспоминал он. Спустя годы мастер выпустил несколько замечательных альбомов с фотоснимками и рассказом о своем «крае детских лет» и его людях.

Дорога в окрестностях Порохонска. Нач. ХХ века.

Усадьба рода Булгаков в Добосне. Нач. ХХ века.

Однако так получилось, что в Беларуси имя Яна Булгака на несколько десятилетий оказалось практически забытым: возможно, потому что посчитали польским и литовским фотохудожником. Но без белорусской тематики нельзя представить творческое наследие мастера. В Минске одна из первых больших публикаций о Яне Булгаке появилась в 1990-е годы в газете «Голас Радзімы».

Рыбацкие лодки на озере Нарочь. Нач. ХХ века.

На фотоснимках Яна Булгака запечатлена практически вся Беларусь. Он снимал в старинном Осташине белые стены кальвинского собора (1911), который называл «другом», «милым», «родным», хоть и не принадлежал к кальвинистам, костел в Воронче (1912) (теперь Кореличский район), где часто бывал в детстве, церковь в Волковичах (1912) и церковь Святых Петра и Павла в Валевке (1926) (Новогрудский район), костел в Дятлово (1927), иезуитский костел и замок в Несвиже (1924), в Новогрудке — фарный костел (1924), доминиканский костел Святого Михаила (1931), синагогу (1921), древний Троицкий костел в Ишкольди, усадьбу рода Булгаков в Добосне (Кировский район), рыбаков Нарочи, жизнь Полесья…
Белорусский крестьянин.
Нач. ХХ века.

Как вообще возникло увлечение фотографией у Яна Булгака? Произошло это далеко не в юности. Фотография в ту пору — на рубеже XIX и XX веков — была делом дорогостоящим во всех смыслах. Позволить себе такое хобби могли лишь весьма обеспеченные люди. Считается, что все началось после того, как в 1905 году жене Булгака Анне подарили фотокамеру. И тут совпало: практические возможности и настроенность на творчество. И конечно, природный талант художника. К занятию фотографией Ян Булгак подошел серьезно и основательно, поэтому отправился учиться: в 1911 — 1912 годах — в Германию, в Дрезден, к известному фотографу Хуго Эрфурту, затем во Францию. Так любительство перерастало в профессию. Профессия — в мастерство. Мастерство — в высокое искусство, отмеченное престижными наградами: дипломом выставки в Минске (1912), золотой медалью в Вильне (1913), призами в Одессе (1914), Познани (1923), Львове (1926), бронзовой медалью в Париже (1923), серебряными медалями в Будапеште и Ноттингеме (1927).
Белорусская крестьянка.
Нач. ХХ века.

В Вильне произошла одна из главных творческих встреч Яна Булгака — с художником Фердинандом Рущицем, также уроженцем белорусской земли. При содействии Рущица Булгак в 1912 году получил работу виленского городского фотографа, в обязанности которого входила «фотографическая инвентаризация архитектурных памятников Вильны, соседних районов…», что сыграло принципиальную роль в его дальнейшем творчестве. Там же в Вильне Булгак в 1912 году открыл собственное фотоателье, руководил фотоклубом. После окончания Второй мировой войны мастер переехал в Варшаву, где продолжал успешно заниматься фотографией, писал книги по технике и искусству фотографии и даже литературные произведения — стихи и новеллы. Но еще раньше, в 1939 году, издал благодарные воспоминания о Фердинанде Рущице. Сегодня специалисты признают: Ян Булгак оказал заметное влияние на развитие мировой, и белорусской в том числе, художественной фотографии, ведь своим главным творческим принципом он считал «снимать сердцем».

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter