Мода на селфи перешла все границы

Фото эгоиста

Мода на селфи перешла все границы

Мода на селфи (фотографирование самого себя во всевозможных ситуациях, от английского self — «сам») перешла все границы: на днях такой снимок впервые сделал... ягненок. Малыш, нажавший мордочкой на экран смартфона, стал первым в мире животным–селфистом. А вообще, без селфи сегодня не обходится ни одно мероприятие, будь то вручение премии «Оскар», поход на школьную дискотеку или даже визит к врачу. Кажется, никогда еще человечество не снимало само себя так много и взахлеб. Но насколько уместен подобный эгоистичный всплеск интереса к фоторемеслу? Почему общество сходит с ума по селфи? И можно ли вообще подобное фотографирование считать искусством? В словесной схватке сошлись корреспонденты «СБ».

 


Ю.Бакеренко: Ягненок, кстати, не совсем пионер. Есть у него достойный предшественник, правда, мультяшный — волк из «Ну, погоди!». Помните, как в эпизоде, посвященном московской Олимпиаде, он сам себя фотографировал? Ну да ладно животные... А вот то, что на «иглу» фотографирования самих себя подсадили люди, мне кажется каким–то коллективным помешательством. У многих это просто мания... Слово–то еще выдумали — «селфи». Ругательство какое–то.


О.Пасияк: Как по мне, ты преувеличиваешь. Что плохого в оскаровском селфи, где ведущая Эллен Дедженерес собрала в кадре голливудских звезд первой величины — от Анджелины Джоли до Кевина Спейси, а в центре сам фотограф — актер Брэдли Купер?


А.Костюкевич: А сколько после этого было подражаний! Например, коллега Эллен пытался повторить успех с семейством Клинтонов. По–моему, это всего лишь одни из вариантов веселья. Кстати, вопрос, кто фотограф, отпадает сам собой.


Ю.Б.: Фотограф? Это ты громко сказал. Фотографирование — искусство, как ни крути. Любой работающий в этой сфере специалист скажет, что классные фото — когда вместо позирования живые эмоции. А тут... Запечатлеть свою физиономию, нажав на кнопку, — большого ума не надо. Вон даже ягненок смог. Думаю, селфи — это глупая и некачественная пародия на настоящие фото. Визуальный мусор, которому самое место в корзине.


А.К.: Не скажи. Сейчас такая техника! Можно поставить фотоаппарат на задержку и сделать отличный кадр самого себя. Другое дело, что селфи — преимущественно удел телефонов.


О.П.: Юра, ты вот сейчас говоришь, как Барак Обама, который раскритиковал голливудский «групповой снимок», назвав его дешевым пиаром.


Ю.Б.: Насчет Обамы отдельная история. Вспомни его фотосессию на церемонии прощания с Нельсоном Манделой. Целый дипломатический скандал разразился. Выходит, эта селфи–зараза поражает как подростков, так и солидных людей.


А.К.: Обаме, кстати, после того случая служба безопасности строго–настрого запретила соглашаться на селфи.


О.П.: Ему–то, может, и запретили, зато у каждой звезды — от Собчак до Бибера — в Твиттере–инстаграме ежедневные селфи–отчеты. Хотят люди внимания, чего уж там. В итоге и подражателей у них тысячи. Кстати, сейчас у селебрити появилось забавное увлечение — они выступают в качестве бомберов, то есть влезают в кадр чужого снимка, особенно достается любителям селфи.


* * *


Ю.Б.: Если один–два снимка сделал — бог с тобой. Но если эти опыты заполоняют всю ленту в Твиттере, есть вопросы. Для чего? Зачем? Вот, по–вашему, почему селфи так популярно?


А.К.: Это просто явление времени. Лет 20 — 30 назад оно не могло существовать, потому что фотографировались только в какие–то важные моменты, помещали снимки в фотоальбом, который торжественно доставали с приходом гостей. А сегодня большинство из нас сидит в социальных сетях, и там мы даем представление о нашей жизни более подробно. Раньше надо было описывать все словами, сейчас достаточно нажать одну кнопку на айфоне. У меня есть знакомая, молодая мама, которая если не каждый час, то уж точно каждый день «постит» фотки своего ребенка — как и что она с ним делает.


О.П.: Селфи не обязательно только для соцсетей. Вспомните нашего сурового белоруса — туриста, который фотографировал сам себя на фоне достопримечательностей в разных уголках мира. А что? Удобно. Не нужно лишний раз обращаться с просьбой к незнакомцам, напрягаться, вспоминая разные заморские словечки.


Ю.Б.: Так проблема в том, что доходит до абсурда! Вот вам пример. Британец Денни Боумен бросил школу, не выходил из дому около полугода, похудел на 13 килограммов — и все ради удачного селфи. В итоге попал к врачам. А еще некоторые опросы показывают, что именно желание удачно выглядеть на фото приводит сегодня многих молодых девушек на операционный стол пластических хирургов.


А.К.: Думаю, еще один секрет популярности селфи закопан в том, что в современном мире социальные сети служат идеальной имитацией бурной работы. Физического результата такие действия не обретают, зато есть ощущение, что ты много успел — сменил столько–то статусов, опубликовал столько–то фото. Вот и фотографирование самого себя — всего лишь картинка нашей жизни. Не зря же «селфи» стало главным новым словом в прошлом году, по мнению составителей оксфордского словаря.


О.П.: Есть еще и разновидности этого явления: хелфи — фотографии причесок, велфи — во время работы или тренировки, дрелфи — в нетрезвом виде, шелфи и букшелфи — фото с интерьерами и книжными полками и т.д.


А.К.: Ох, экстремалы... Недавно один американский охотник за приключениями пытался сделать свой экстремальный вариант селфи — возле железнодорожных путей. Да так близко к ним стал, что машинисту ничего не оставалось, как на полном ходу смельчаку в плечи двинуть, чтобы того не задавило.


Ю.Б.: А как вам такое? Парень в США отрубил матери голову и сфотографировался с ней. Свои действия объяснил тем, что рассчитывал получить яркий насыщенный кадр. Разве это не клиника?


О.П.: Меня недавно поразила еще одна новость. Молодая мама выбросила из окна своего полуторагодовалого сына. Засняла это на телефон, отправила не пришедшему ночевать мужу снимок, а затем, сделав селфи, выбросилась сама. Накануне она всю ночь изливала душу в социальных сетях. Может, дело не в тяге к гаджетам, а в простом человеческом одиночестве?


* * *


А.К.: Принято говорить: звезды задали тон моде на селфи. Но ведь если бы не находилось спроса, разве было бы предложение? Что уж там отрицать, публика жаждет заглянуть в личное пространство знаменитостей. И для этих самых знаменитостей селфи — всего лишь один из инструментов пиара.


Ю.Б.: Плохой пример заразителен. Причем многие заражаются настолько, что фактически теряют себя. Раньше как на экскурсиях было? Люди наслаждались пейзажами, видами, архитектурой, а сейчас стараются запечатлеть буквально каждый свой шаг. Для отчетности как бы получается. Некоторые, знаю, даже обязательные списки, на фоне чего нужно сфотографироваться, составляют.


О.П.: И все ведь чтобы привлечь внимание, показать себя лучше, чем есть на самом деле, чтобы поставили очередной «лайк», написали греющий получше зеленого чая комментарий...


Ю.Б.: Вот именно, получается этакая форма нарциссизма. Чего стоит история, как девушка сфотографировалась на фоне своей мертвой бабушки в больнице!


О.П.: Есть мнение, что в нас природой заложен инстинкт помечать территорию. Вот на современный манер и делаем это с помощью фото и «лайков» к нему. Тем более функция «дислайк», то есть «не нравится», не прижилась. Скажем, от мужа не дождешься комплиментов, а в интернете под фото столько лести от подружек. Приятно, черт побери.


Ю.Б.: Что важнее: один комплимент от мужа или 100 от виртуальных знакомых? Раньше этот вопрос, наверное, был бы риторическим. Но в современном мире все смешалось. Причем каша в головах людей начинает вариться с самого детства. Недавно наткнулся на ролик, в котором всего лишь показана обычная семья. Один малыш сидит на горшке с айфоном, второй — тоже на горшке с айфоном, мама и папа на диване так же «вооружены». А еще и тот, кто все это снимает, надо полагать. Потом и вырастают такие вот селфисты.


А.К.: Можешь сколько угодно возмущаться, но повальная тяга к гаджетам — это наша реальность. Раньше мы при встрече отмечали, что кто–то отпустил бороду, у кого–то красивая кофточка, а сейчас ты все это пишешь в комментариях под очередным снимком в инстаграме.


Ю.Б.: Не забывайте, как это выгодно всевозможным производителям техники и прибамбасов к ней. Есть же даже приложения, чтобы фото сразу в рамочке получалось. Или чтобы тут же заснять эмоции вашего друга, когда он получил сообщение. В придачу появились самоучители по селфи. Зачем?


А.К.: А заработок? Читал как–то про девушку, которая собрала много подписчиков в социальной сети исключительно благодаря ежедневной фотохронике того, как она худела — всевозможные тренировки, диетические блюда... В итоге ей предложила выгодный рекламный контракт известная спортивная марка.


О.П.: Каждому человеку хочется чего–то добиться в жизни, чтобы его заметили. Но для этого надо много работать, достичь каких–то невероятных успехов, стать лучшим. Куда проще сделать моментальное селфи на неожиданном фоне или выложить на YouTube заснятую аварию — и здравствуй слава, пусть и мгновенная. Есть же такое выражение: «Жизнь надо прожить так, чтобы тебя знал Google».


Ю.Б.: Сомнительное мнение. Кто самые популярные персонажи на таких ресурсах? Уж точно не ученый, проводящий важнейшие опыты, и не учитель от бога, сеющий разумное, доброе, вечное. Чаще всего «героями» разных видеохранилищ и поисковиков становятся или пьяные, или наркоманы, или еще какие–то маргиналы. Этакие люди–пузыри, которые в действительности собой ничего не представляют, а внешне корчат из себя оригиналов. Разве это правильно?


Советская Белоруссия №80 (24463). Вторник, 29 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter