Форум

Умные учатся на чужих ошибках Я - человек от политики далекий, но статью Бориса Лепешко из Бреста "Полынь в чужих полях" прочитал с интересом.
Умные учатся на чужих ошибках

Я - человек от политики далекий, но статью Бориса Лепешко из Бреста "Полынь в чужих полях" прочитал с интересом. Наверное, потому, что созвучные мысли и у меня возникали. Вот только грамотно и точно, как это сделал автор, я их не мог изложить.

Более 10 лет белорусы идут вперед самостоятельно и с каждым шагом - увереннее. Вопреки мнимым радетелям за "беларускасць" не упали, не заскулили, как бездомная собака перед дверями чужого дома, прося хлеба и глоток воды. И не назло кому бы то ни было мы идем вперед, а ради себя же самих и своих детей. Вот только невдомек это все тем же "свядомым" правдолюбцам. Критиковать и ставить подножки всегда проще, чем помогать и признавать свои ошибки. Не тем путем, не за тем идем? А какую альтернативу можете предложить вы? Ту, что давали в начале девяностых? С Позняком на иконе?

Особо продвинутые, политически образованные мужи от оппозиции любят также Кропоткина вспоминать, анархизм. Спасибо, нам такого счастья не нужно. Как говорится, умные учатся на своих ошибках, мудрые - на чужих. Мы будем мудрее. За примером ходить далеко не надо. Вон Россия хлебнула уже анархистской каши: олигархов и "братков" на ее теле теперь больше, чем муравьев в муравейнике. Журналисты из российских региональных СМИ приезжали, на страну нашу смотрели, Президента слушали. Хоть один сказал: "Не туда, не за тем идете"? Уверен, что не одна статья будет опубликована в российских газетах о нашем опыте после этой поездки. Как там любят на митингах скандировать? "Жыве Беларусь!" Вот именно.

Сергей АНТОНЕНКО, Могилевская область.



Вид на жизнь

Тот июньский день в Речицком райисполкоме запомнят надолго - прямо в приемной пытался покончить жизнь самоубийством гражданин Азербайджана, пенсионер Аркадий Петрович Полумордвинов. О сложной ситуации (трудности с продлением вида на жительство в Беларуси и получением пенсии), в которой оказался этот пожилой человек и его супруга Серафима Григорьевна Мухина, читатели "СБ" узнали 18 июня из материала нашего собкора Виолетты Дралюк. Рассмотрев публикацию, заместитель председателя Речицкого райисполкома Г.Коротченко сообщил редакции, что Полумордвинов и Мухина прибыли в нашу страну из Баку в 1992 году и были прописаны в речицком доме сестры Серафимы Григорьевны. В 2000 году сестра С.Мухиной умерла. Дом был продан и прописка граждан Азербайджана аннулирована. Как следует из письма Г.Коротченко, А.Полумордвинову "в устной форме было предложено в срок до 1 сентября 2003 года предоставить в управление по труду и социальной защите документы, подтверждающие вид на жительство или гражданство Республики Беларусь", т.к. согласно Закону "О пенсионном обеспечении", он и С.Мухина не имеют право на получение в нашей стране пенсий. По всей видимости, именно этот неофициальный ультиматум чиновников и заставил Александра Петровича совершить попытку самоубийства. Однако на следующий день после публикации в "СБ" заметки об инциденте Полумордвинову был предоставлен вид на жительство в Беларуси до 18 июня 2005 года и прописка в Речице.

Как сообщает заместитель председателя райисполкома, "паспортно-визовой службой Речицкого РОВД принимаются меры по сбору документов для предоставления Мухиной С.Г. вида на жительство. С учетом решения паспортно-визовой службы в сентябре 2003 года будет рассмотрен вопрос законности пенсии Мухиной С.Г.".

Хочется надеяться, что проблемы Серафимы Григорьевны и Александра Петровича будут решены. Ведь эти пожилые люди (вспомним, что в начале 90-х Баку и Закавказье в целом стало первой "горячей точкой" на территории бывшего СССР) покинули свои дома не от хорошей жизни. И, надеясь на гостеприимство белорусов, старики столкнулись в результате с парадоксами бюрократии и равнодушием чиновников. Думается, из "паспортно-визовой трагедии" уже сделаны выводы и мытарства пенсионеров закончатся.



Днем - скупают, ночью - пропивают

В "СБ" за 2 августа прочитала письмо Виктории Ластовской из Витебска и разделяю ее беспокойство по поводу пьянства. Вот только хочу заметить, что даже когда не было ночных магазинов, торгующих спиртным, ситуация была такая же, а может, и хуже. Только в нашей многоэтажке размещались четыре "точки", где в любое время суток продавали алкоголь, купленный, между прочим, днем в государственных магазинах. Мало того, что деньги от продаж шли не в казну, а в карман смекалистым "предпринимателям", так еще и покоя в доме не было. Любители горячительного "с бодуна" нередко путали номера квартир и нахально требовали продать или дать в долг "пол-литра". Никакая милиция не могла найти управу ни на самодеятельных продавцов, ни на покупателей. Так что главная причина алкоголизации наверняка не в существовании "ночников". Ведь, к примеру, наркотики в магазинах не продают, а наркоманов от этого меньше не становится...

Елена ЯРОШКО, Пинск.



Ты чья, школа?

Ездила недавно к родственникам в Пинский район и очень огорчилась: там закрыли сразу 5 сельских школ. Некому в них учиться... Вроде бы стоит ли вести разговор о пяти школах, когда в стране счет им уже ведется на сотни. В прошлом году начата крупномасштабная акция по закрытию сельских школ - закрыть 100 так называемых малокомплектных школ. Детей теперь возят в соседние деревни и районные центры. В этом году ученики еще более 100 сельских школ пойдут 1 сентября не в свои, а в соседние школы. Что ж, наверное, такое решение экономически обосновано и целесообразно. Видимо, затраты на то, чтобы возить детей в соседние деревни и райцентры, все-таки ниже, чем затраты на содержание зданий школ. Но вот что будет с этими самыми зданиями? Ведь многие школы - это добротные кирпичные строения. Кстати, закрытые в Пинском районе - именно такие, построенные лет 20 - 30 назад. Кто теперь будет отапливать эти здания, проводить в них текущий ремонт? Что с ними вообще будет? По моим наблюдениям, все, что у нас закрывали, превращалось в бесхозные постройки, которые быстро приходили в негодность. Нередко эти здания просто растаскивали на кирпичи и доски. Так случалось и с заброшенными амбарами, и с сельскими клубами. Кстати, сегодня стоит в деревне Заборовцы такой закрытый несколько лет назад клуб - без крыши, без окон и дверей... Не станут ли и закрытые школы ничьими? Не постигнет ли их печальная участь разрушенных клубов?

Виктор САГАНОВИЧ, Брест.



Холостяк никому ничего не должен

Ну вот, опять обсуждают, как бы вернуть так называемый сбор на холостяков и бездетных. Сколько можно! Ведь холостяки никому ничего не должны. Они работают, платят налоги и вместе с тем пользуются значительно меньшей социальной помощью со стороны государства: ни тебе пособий, оплачиваемых декретных отпусков, больничных по уходу за детьми, льготных путевок в летние лагеря, подарков к Новому году и тому подобного. Так нет же, мало, надо еще специальный налог ввести - чтобы многодетных поддерживать! Мол, пусть те, у кого своих детей нет, чужих помогают содержать. Только с какой стати, спрашивается? Личное дело каждого гражданина - обзаводиться семьей или нет, рожать детей или нет. Я совершенно не против многодетных семей - дай Бог им всем благополучно вырасти и стать достойными людьми. Но при чем здесь я и мои доходы? Чадолюбивые родители, обзаводясь очередным наследником, должны трезво рассчитать свои силы и возможности, в том числе и материальные. Думается, введением "старых новых" налогов на холостяков демографическую проблему не решишь, а вот права значительной части наших граждан можно нарушить.

Сергей ДЬЯЧКОВ, Гродненская область.



Пилигримы поневоле

Я - инвалид II группы, болею открытой формой туберкулеза. Уже три года пытаюсь решить свой жилищный вопрос и все бесполезно. Куда только ни обращался - везде один ответ: "Мирись с женой и живи на здоровье". Но какая может быть мировая, если она не первый год живет с другим мужчиной. Хотел было подать в суд на раздел дома, но мне ответили, что разделить его физически невозможно - слишком маленький, всего 17 квадратных метров жилой площади, а прописаны там жена и трое наших детей. Вот и не знаю, что мне делать. Идти по миру и разносить заразу? Ведь живым в могилу не ляжешь...

Николай ХУДИЦКИЙ, д. Поселичи Хойникского района.



Вместо комментария

Не хотелось бы о грустном, да, видимо, придется. Бомжами, как известно, не рождаются, ими становятся. По статистике (хотя в отношении этой категории лиц она не совсем точна), основная часть пилигримов поневоле, а это около 80 процентов, становятся таковыми в результате тех или иных сделок, касающихся недвижимости. Оставшиеся "проценты" делятся примерно одинаково: одна часть потенциальных бомжей без оглядки и сожаления пропивает родной кров, вторая - по разным причинам оказывается не нужна никому, кроме вшей и милиции. У нашего читателя налицо две из возможных предпосылок стать полноправным членом бомжовского общества. У жены на горизонте - будущее с новым супругом, в которое "отставной" муж никак не вписывается. Горемыке одинаково невозможно ни жить под одной крышей с молодоженами, ни делить то, что не делится, даже при наличии прописки и теоретических прав на свой угол в доме. А тут еще болезнь...

Не каждому здоровому посчастливится уютное местечко под солнцем занять, что уж говорить о больных и немощных: если на отшибе как-нибудь пристроятся - и то большая удача.

А вот Владимир Батуринский, в отличие от Николая Худицкого - бездомный по жизни или, точнее сказать, с рождения. Младенчество, детство и отрочество Владимира прошли в казенных домах-интернатах. Ни родителей, ни родственников у него - один-одинешенек на всем белом свете. После окончания 7 классов стал колесить по Союзу, но нигде не прижился, нигде своего угла не заимел, семью не завел. Вернулся в Беларусь. Здесь та же картина - ни кола ни двора. На работу не берут, перебивается как может. А постоянства уже хочется, да и возраст не тот, чтобы по чужим углам скитаться, на чемоданах ночевать - через год 60 стукнет. Эти две жизненные драмы только на первый взгляд могут казаться сугубо частными, "внутренними болячками". Кто эти мужчины (хотя могли бы быть и женщины, и молодые люди, оказавшиеся в схожей ситуации) в нашем представлении? Положа руку на сердце - бомжи (один - начинающий, второй - со стажем), отбросы общества... То-то и оно. Отбросы, потому что их отбросили, списали, выкинули, от них отвернулись и предали забвению. Это по-человечески, гуманно? Неужели нельзя отступиться от правил в случаях, когда дело касается человеческой судьбы? Столько домов в деревнях зияют пустыми окнами, заколочены и заброшены. Так пусть лучше сгниют, чем в них "какой-нибудь бомжара" поселится?

Признаюсь, у меня поначалу на голове волосы начали шевелиться, когда узнала, что у дальнего родственника на даче живут два бомжа. А он мне: "Чего испугалась? Что - они не люди, что ли? По хозяйству помогают, огород вскопают, картошку уберут, за домом присмотрят. Крыша над головой у них есть, питание - тоже. А воровать? Да кто ж рубит сук, на котором сидит? И не крути носом: от сумы и от тюрьмы умные люди не зарекаются". И сплюнул трижды через левое плечо.

Подумала я, волосы на голове уложила и тоже захотелось сплюнуть. Международная гуманитарная ассоциация "Врачи без границ", проведя опрос среди бездомных, установила, что 65 процентов опрошенных для полного счастья хотят иметь жилье, семью, работу... Впрочем, как и мы с вами. Только они уже (или, все-таки хочется надеяться, что пока) не имеют точки, с которой нужно начинать.

Валентина МОХОР, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter