Формула любви

Cюжет этой комедии, наверное, помнят все. Знаменитый авантюрист граф Калиостро в сопровождении своей весьма экстравагантной свиты прибывает в Россию

Cюжет этой комедии, наверное, помнят все. Знаменитый авантюрист граф Калиостро в сопровождении своей весьма экстравагантной свиты прибывает в Россию. Удирая от гвардейцев Потемкина, вся эта компания застревает в российской глубинке, где потешает народ, пытается провести сеанс магии и оживить мраморную диву. Благодаря таланту режиссера Марка Захарова и драматурга Григория Горина мы продолжаем напевать «уно моменто» и выдавать при случае шутки про кузнеца и сеновал.

С чужого голоса

Обычно Марк Захаров еще до начала съемок точно знал, кому какая роль предназначается. Поэтому пробы никогда не устраивал. Наоборот, он ходил порой «по артистам» и уговаривал их согласиться сыграть выбранного для них героя. Так случилось, к примеру, и с исполнителем главной мужской роли в «Формуле любви» — Нодаром Мгалоблишвили. Никаких возражений, конечно, ни министр культуры Грузии, ни сам Марк Захаров не принимали: им и в голову не приходило, что актер  может не согласиться на столь заманчивое предложение. Хотя Мгалоблишвили и понимал, что судьба дает ему огромный шанс, поначалу он категорически отказался от роли. Мотивация была вполне адекватной: «Да я ведь даже русский язык не знаю настолько, чтобы играть полноценно с вашими актерами». — «Ну, этот вопрос мы уже решили,— с невозмутимым выражением лица сказал режиссер. — Вас озвучит другой актер». И действительно, в картине Нодар говорит голосом Армена Джигарханяна, а роль Калиостро стала для Мгалоблишвили по-настоящему знаковой.

Отпуск за свой счет

Почти сразу же была найдена главная героиня. Выбор Марка Захарова, который, присматривая актрис к себе в труппу «Ленкома», на самом-то деле искал главную героиню в «Формулу любви», пал на выпускницу Щепкинского училища Елену Валюшкину.

Что самое удивительное в этой истории: когда Валюшкиной позвонила ассистент режиссера с «ошеломительной новостью», Лена неожиданно тоже отказалась от роли.

«Надо сказать, что до этого фильма я уже снялась в двух картинах Юрия Чулюкина: «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым». Хороший режиссер, а партнеры, о которых можно только мечтать: Евгений Стеблов, Наталья Варлей, Лев Дуров, Владимир Шевельков, Николай Караченцов. Поэтому приглашение в «Формулу любви» произвело на меня впечатление просто очередного предложения, нарушающего мои отпускные планы», — вспоминает Елена.

Конечно, все обдумав, она согласилась на съемки и на долгие годы осталась для зрителей трогательной Марией, которая не побоялась ради выздоровления папеньки ехать в неизведанную даль с таинственным и пугающим графом Калиостро.

Пойдем на сеновал

А вот утверждение другой актрисы на одну из главных ролей заставило всю труппу «Ленкома» долго и громко обсуждать сей факт. Ведь героиню по имени Фимка Марк Захаров предложил сыграть, тоже без проб, своей дочери Александре Захаровой. Казалось бы, чего уж тут такого — пристроить любимое чадо на тепленькое местечко?

Но так мог думать только тот, кто не знал о сложных взаимоотношениях режиссера Марка Захарова и актрисы Александры Захаровой. Дело в том, что Марк Анатольевич весьма скептически относился к драматическому таланту своей дочери. Хотя Александру с радостью брали в штат целых пять столичных театров, она хотела играть только в «Ленкоме». Марк Захаров тогда даже собрал художественный совет, чтобы именно он определил, нужна ли театру актриса Александра Захарова. И когда профессионалы высказали единодушное решение: брать — и никаких гвоздей, — нехотя согласился с мнением большинства. Что, впрочем, ни о чем не говорило. Еще долгие годы Александра выступала на сцене «Ленкома» исключительно в массовке.

Антипод злодея

Традиционно Марк Захаров задействовал в своих кинопостановках актеров собственного театра. Однако, когда встал вопрос, кто же должен сыграть антипода Калиостро, он надолго задумался. По идее, это должен был быть мужчина — столь же харизматичный, как и Нодар Мгалоблишвили. Но, сколько ни мучился Марк Анатольевич, подходящая кандидатура не находилась.

И тогда они с Григорием Гориным неожиданно решили, что это будет… Татьяна Пельтцер, которая сыграла в фильме роль тетушки Федосьи Ивановны. И все встало на свои места. Это только она сумеет совершенно естественно оставаться веселой и живой в гротескных ситуациях, в экстремальном режиме и противостоять магическим проискам заезжего итальянца.

Женский вопрос

Съемки картины, которые проходили в подмосковном городке Барыбино, все актеры, участвовавшие в «Формуле любви», вспоминают как одно большое чудо. Самым главным на площадке (помимо режиссера, конечно же) был Александр Абдулов. Какое-то время почти вся съемочная группа жила в общежитии. Но постепенно многие перебрались на ночлег к местным жителям. Сначала актриса Елена Аминова (в картине она играла ассистентку графа Калиостро) попросилась на постой к старенькой семейной чете в соседней деревушке. А спустя время туда же переселились и Семен Фарада с Александром Абдуловым на пару.

К своей невольной соседке актеры относились очень трепетно. Однажды, вспоминает Елена, она проснулась от дурманящего аромата. Открыла глаза и увидела, что вся кровать усыпана цветами: это Фарада с Абдуловым оборвали местную клумбу, чтобы побаловать красавицу актрису.

А однажды Елена стала причиной ссоры Фарады и его супруги — актрисы Марины Полицеймако. Как-то актер предложил Аминовой покататься по окрестностям — ничего личного, просто ради развлечения. В салоне машины у Фарады на лобовом стекле висела странная куколка, которую Елена от нечего делать решила усовершенствовать. Сорвала цветущий репей, нашла где-то красивое перо — и кукла сразу преобразилась.

Проходит время, Фарада едет в Москву, и как только в машину садится его супруга, тут же начинается перепалка. «Ты здесь возил женщину!» — негодовала Марина. Фарада всячески отпирался: хоть все и невинно было, зачем же мужчине сразу сознаваться? Но супруга была так непреклонна, что Семен Львович подумал даже, что у нее открылся дар ясновидения. Пришлось согласиться: «Да, был грешок, катал на машине красивую барышню». Говорят, позже сама Марина Полицеймако объяснила мужу: «Эх, глупый ты, глупый, какая же я ясновидящая? Ведь только женщина могла так украсить эту куклу!»

Женщины, вообще, сыграли определенную роль в этой картине, даже находясь за сотни километров от съемочной площадки. Обычно на выходные все члены съемочной группы отправлялись в московские квартиры. И только Нодару некуда было податься. Чаще всего он отдыхал в гостинице «Мосфильма». И вот однажды Нодар решил устроить в своих апартаментах сольное вокальное выступление — пел одну песню за другой, старательно выводя рулады.

Его вокальный талант был по достоинству оценен прогуливающейся по улице дамой (абсолютно незнакомой, само собой). Осознав тот факт, что эта восторженная дама при таком раскладе может стать весьма близкой знакомой, он сел на подоконник, чтобы продолжить импровизированный концерт. Этаж был второй, Нодар находился в порыве чувств. Короче, «упал, очнулся — гипс». Судьба той таинственной дамы так и осталась неизвестной, а когда после выходных вся группа вновь собралась для работы, вид актера с загипсованной ногой вызвал у всех полнейший ступор. Как работать дальше?! Надо отдать должное профессионализму оператора, который умудрялся снимать главного героя… без ног. Ну а уж когда они обязательно нужны были в том или ином эпизоде, в кадр входил композитор Геннадий Гладков.

Ляп за ляпом

Присутствуют в фильме и ляпы, которые только добавляют картине пикантности. Самый главный, на который не обратил внимания только самый рассеянный зритель: весь фильм главные герои скачут на фоне стогов, остающихся после уборки зерновых комбайнами, которых в ту пору, разумеется, не существовало и в помине…

Во время сеанса ясновидения, устроенного Калиостро в петербургском великосветском салоне, престарелый русский генерал интересуется датой завершения русско-турецкой войны: «Про турок спроси! С турками война когда кончится?»

Так вот, предыдущая (по общему счету пятая) русско-турецкая война закончилась победой России в 1774 году — за шесть лет до приезда Калиостро в Санкт-Петербург. Следующая, шестая, началась семь лет спустя. И еще несоответствие, которое смогли подметить многие. В финале фильма Федосья Ивановна сообщает Калиостро о том, что его разыскивает какой-то штабс-капитан. Обер-офицерский чин штабс-капитана введен в русской армии в 1798 году — через восемнадцать лет после визита Калиостро в Россию.

Пересматривал фильм Николай ИВАНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter