Авария перед первым поворотом стартового круга, которая была спровоцирована действиями немецкого чемпиона, привела к столкновению между собой и последующему сходу гонщиков "Феррари". Такого итальянская скудерия не знала с момента начала своих выступлений в Формуле-1.
Нынешняя ночная гонка Гран-при Сингапура с самого начала по всем предварительным прогнозам обещала быть весьма интересной. И главным образом потому, что преимущество моторов "Мерседес", благодаря которому немецкая команда на всех других трассах в большинстве случаев лидирует и выигрывает уже 4-й сезон подряд, здесь на Марина-Бей не играет столь значительной роли.
Это подтвердила и квалификация, в которой Хэмильтон и Боттас смогли завоевать право на старт лишь с 3-го ряда. А на первых двух рядах под предводительством обладателя поула Себастьяна Феттеля разместились соответственно Ферстаппен, Риккиардо и Райкконен. Именно эти шесть гонщиков и стали основными героями сингапурского этапа, который наверняка сыграет еще свою определенную роль в итоговом результате нынешнего чемпионата. Хотя первичные условия для основной интриги все же подготовила сама природа, а не пилоты или команды.
Старт в дождевых условиях с места, а не за машиной безопасности, в нынешней Формуле-1 - явление редкое. И когда Чарли Уайтинг объявил свое решение о том, что условия трассы, несмотря на дождь, соответствуют требованиям безопасности для стандартной стартовой процедуры, мы приготовились к захватывающему развитию сюжета. И не ошиблись в своих ожиданиях.
Кими - жертва чужих "разборок"
Манера обладателей поул-позишн перекрывать траекторию стартующим со второго места конкурентам известна давно. Весьма удачно этим пользовался всякий раз Михаэль Шумахер, во времена которого вход первым в первый поворот обеспечивал больше половины успеха для дальнейшей победы.
Нередко мы видим этот маневр и в исполнении нынешних гонщиков, стартующих с поула. Подобные действия допускаются правилами, если только гонщик дважды не смещается в разные стороны перед одним и тем же соперником. Хотя, по правде сказать, подобная "картинговая защита" все больше вызывает у нас вопросов, учитывая большой риск столкновения в данной ситуации, которое никак не вяжется с общей концепцией чемпионата Формула-1, пропагандирующего безопасность движения на дорогах и в гонках.
Сингапурский этап является отметкой, за которой в календаре остается всего лишь треть всех гонок. Теперь цена каждого заработанного, и тем более потерянного очка значительно возрастает, поскольку времени исправить ситуацию до конца сезона может просто не хватить.
И все же что произошло на стартовой прямой автодрома Марина-Бей после того как погасли стартовые огни светофора?
Дождевые условия на городской трассе в гонке - явление весьма неприятное. Самое безопасное место в пелотоне, позволяющее иметь относительно комфортные условия для пилотирования, - это место лидера. Только у него нет спереди фонтана брызг, которые не только затрудняют видимость, но отсвечивают при свете фонарей, мешая оптимальному пилотированию на трассе. К тому же давно известно, что Себастьян Феттель лучше всего пилотирует в лидирующей роли, а не в роли догоняющего. Недаром же статистика свидетельствует, что за всю свою карьеру в Формуле-1, 4-кратный немецкий чемпион ни разу не побеждал в гонках, если ему приходилось стартовать ниже 3-его места.
Очевидно, именно эти факторы и вынудили Себастьяна пойти на неоправданный, как оказалось, риск, когда он попытался на короткой стартовой прямой в Сингапуре перекрыть движение Максу Ферстаппену.
Голландец, стремясь уйти от неминуемго столкновения с "Феррари" лидера гонки, слегка сместился влево. А там уже находился болид отлично стартовавшего с 4-го места Кими Райкконена, избежать на большой скорости касания с которым Ферстаппену не удалось. При этом Кими уже был на пол-корпуса впереди Макса, и заднее правое колесо "Феррари" сцепилось с передним левым колесом "Ред Булл".
Хорошо еще, что все обошлось без серьезных травм гонщиков.
В результате "Феррари" финского чемпиона получил повреждения, и, потеряв управление, столкнулся с болидом Феттеля. Затем, продолжая движение по инерции, машина Кими еще раз ударилась о "Ред Бул" Макса, подтолкнув его в сторону уже почти проехавшего опасное место Фернандо Алонсо. "МкЛарен" испанца, получив удар сбоку, зрелищно подскочил и пролетел несколько метров над трассой. Хотя он и продолжил после этой аварии гонку, но больше 9 кругов одолеть не смог из-за многочисленных полученных в этом столкновении механических повреждений. А ведь если бы Фернандо удалось избежать этого инцидента, то он вполне мог бы оказаться на подиуме, так как в тот момент он вышел на вторую позицию следом за Льюисом, если не считать впереди все еще лидирующего, но уже "умирающего" поврежденного болида Феттеля, который смог доехать лишь до 3-го поворота.
Больше всех выиграли от случившейся аварии Льюис Хэмильтон и Даниель Риккиардо, которые и финишировали в итоге друг за другом впереди сильно поредевшего за эту гонку пелотона. Всего 12 машин добрались до клетчатого флага. Третьим на подиум приехал Вальтерри Боттас. Хотя он и стартовал с третьего ряда вместе со своим напарником, но трижды выезжавший на трассу за время гонки сэйфети-кар позволил финну "вытащить свой счастливый билет" и опередить конкурентов. Правда, в числе преследовавших Боттаса гонщиков громких имен и титулов уже в этот раз не было: Сайнс, Перес, Палмер, Вандорн, Стролл, Грожан, Окон. Именно в таком порядке пилоты и финишировали на этом Гран-при в "зачетной десятке" после тройки лидеров.
Кстати сказать, никто из трех основных участников первого инцидента: Феттель, Райкконен и Ферстаппен - не признали за собой никакой вины в случившемся. Стюарды также не усмотрели в их действиях чего -либо, за что следовало бы кого-нибудь наказывать. Списали все на "гоночный инцидент".
Ошибки чемпионов
В том, что стартовый "замес", как любят говорить о подобных авариях комментаторы телевидения, привел к сходу трех чемпионов, меньше всех виноват Кими Райкконнен. Его отличный старт позволил ему опередить "Ред Булл" Ферстаппена и практически поравняться с машиной напарника. Жаль только, что именно в этот момент произошло касание колес болидов Кими и Макса, поскольку места для трех машин там было всемьа ограничено.
А вот Феттель потом наверняка сильно пожалел, что решился рискнуть, чтобы создать себе комфортные условия в роли лидера гонки. Увы, здесь риск был явно неоправданным. В общем, получилось с точностью до наоборот: "кто не рисковал, тот и попил шампанского".
Авария Алонсо, при многократном пересмотре записи гонки и повторов с камер на машинах пилотов, также была не совсем однозначной в плане определения виновника. Ведь даже если бы не было "летящего неуправляемого снаряда" в виде "Феррари" Кими, то Фернандо вряд ли бы избежал столкновения с Максом. Конечно, оно было бы не столь брутальным, но без контакта "МкЛарен" и "Ред Булл" в том эпизоде не обошлось бы. Слишком уже оптимистично Фернандо резал угол второго поворота, практически не оставляя места для голландца. И наоборот, если бы испанец был менее агрессивен в той атаке и оставил бы больше места Максу, то он успел бы проскочить опасную линию соприкасания с "Ред Булл", протараненным "Феррари".
Вот таким образом 3 чемпиона сошли с дистанции, а оставшемуся на трассе 4-му чемпиону Льюису Хэмильтону наверняка стало намного легче дышать и пилотировать в отсутствие основных конкурентов.
Мог ли Риккиардо победить?
Пилот "Ред Булл" Даниель Риккиардо, проигравший в квалификации и Феттелю, и Ферстаппену, перед стартом в беседе с журналистами в своем обычном стиле позволил себе отпустить такую шутку: "Было бы неплохо, если бы мой напарник (Макс) убрал бы с моей дороги Себа. Тогда можно было бы и победить в этой гонке". Шутка шуткой, но правда оказалась даже более прозаичной и выгодной для австралийца. Вместе с Максом и Себом с дистанции сошел еще и Кими Райкконнен. Единственное, чего не учел Даниель, так это то, что при его собственном весьма неудачном старте, Льюис Хэмильтон был в этот воскресный день намного более удачлив, чем он.
Британцу удалось уже в первый поворот въехать вслед за Феттелем, то есть на втором месте, а затем, когда "Феррари" немецкого чемпиона развернуло на 180 градусов, избежать еще и столкновения с итальянским болидом. В итоге Льюис после 4-го поворота возглавил гонку, так никому и не дав усомниться в своих чемпионских амбициях до самого финиша.
Сам же Риккиардо затем в комментариях отметил, что именно его неудачный старт позволил ему остаться "невредимым" в той "заварушке", которая случилось под эгидой машин итальянской скудерии. Даже потом, когда уже вторая авария с участием Алонсо произошла прямо перед носом у Даниеля, медленный старт австралийца все еще давал ему свои преимущества.
Затем уже по ходу гонки, казалось, судьба дарит Риккиардо шанс побороться за победу. Сами посудите: 3 выезда сэйфети-кара, 3 ре-старта. О чем можно еще мечтать, имея машину, которая по итогам пятничных, субботних заездов и квалификации была быстрее той, которая лидировала в гонке. И поэтому мы недоумевали, что же происходит с машиной "Ред Булл", преследовавшей Хэмильтона? Почему Риккиардо не может выйти на дистанцию атаки и провести обгон?
Ответ пришел уже после гонки. Расшифровка переговоров австралийца с командным мостиком, и затем официальное объяснение руководства "Ред Булл" выявило истинную причину проблем Риккиардо. На его болиде не совсем исправно работала коробка передач. И Даниелю приходилось все время сдерживать темп своей машины, чтобы коробка не перегревалась. То, что он доехал до финиша и в третий раз подряд поднялся на вторую ступеньку подиума в Сингапуре, уже можно было считать большим успехом и для австрийской команды, и для ее гонщика.
Затянувшаяся черная полоса Дани Квята
То, что Даня проиграл напарнику квалификацию, еще можно было как-то понять. Действительно, Карлос в этом сезоне чаще опережает россиянина на зачетном круге в субботу. Но зато уж в гонке Квят, если ему удается избежать столкновений на старте, обычно показывает темп быстрее, чем у испанца.
И поэтому когда мы увидели Квята в списке "оставшихся в живых" после стартового завала и последующих инцидентов, то подумалось, что вот теперь-то Даня сможет показать свое мастерство на деле. Тем более, что Сайнс, ехавший впереди, показывал очень хороший темп, а значит команда "Торо Россо" могла спокойно зарабатывать очки двумя машинами.
Однако все печально закончилось уже на 11-м круге. Когда после нескольких попыток атаковать Кевина Магнуссена Дане все же удалось обойти датчанина на его "ХААС" в борьбе за 10-ю позицию, подумалось, что вот наконец-то у россиянина получится умело продемонстрировать свое пилотирование. А мы по нему, по правде сказать, уже сильно соскучились. Но не прошло и пары минут, как мы увидели желтые флаги, а потом и повтор ситуации, когда болид "Торо Россо" россиянина с заблокированными колесами врезается в стену ограждения.
"Извините, ребята", - только и сумел сказать Даня в свое оправдание перед командой. После гонки в комментариях Квят выражал свое непонимание, почему так произошло, ведь он даже не атаковал больше, чем это было раньше в этом месте. Но в том-то и состоит "загадочность" мокрой трассы, когда любое смещение с накатанной траектории, любое изменение температуры и влажности могут повлиять на реакцию колес болида в каждом конкретном месте.
На фоне Дани, в очередной раз не доехавшего не только до "очковой зоны" , но и даже просто до финиша, 4-е место Карлоса Сайнса было более чем вызовом для российского пилота. Слишком уж затянулась черная полоса неудач и проблем, преследующих Квята. А вот у Сайнса, воодущевленного недавно заключенным контрактом с заводской командой "Рено", напротив. Похоже, госпожа Удача не перестает улыбаться испанцу, даже когда этого от нее уже и не требуется.
Фото РЕЙТЕР