"Формула-1". В шаге от титула

Как бы ни завершился Гран-при США, он в любом случае не мог бы нам окончательно назвать имя чемпиона этого сезона гонок "Формулы-1"
Как бы ни завершился Гран-при США, он в любом случае не мог бы нам окончательно назвать имя чемпиона этого сезона гонок "Формулы-1". А вот Гран-при Мексики, который буквально завтра официально для журналистов и публики откроет ворота автодрома имени братьев Родригес, теоретически может нам подарить нового обладателя чемпионского титула. Для этого всего лишь нужно, чтобы Нико Росберг финишировал первым, притом что его основной конкурент в этой "титульной борьбе" Льюис Хэмилтон финиширует не выше 10-го места.

Но мы все же надеемся, что этого не произойдет. И решающая дуэль гонщиков уже в 3-й раз чемпионской команды "Мерседес" состоится на завершающем сезон этапе в Абу-Даби. Иначе интрига совсем исчезнет, и финальный аккорд чемпионата "Формулы-1" прозвучит без "главных скрипок".


Удача в этом сезоне "приезжает" с Росбергом на автодромы Формулы-1

Экстренные меры


Такое в истории "Формулы-1" встречается редко. Прямо по ходу сезона FIA решила прибегнуть к своему исключительному праву по изменению правил. Суть этих замен касалась двух моментов, которые не просто беспокоили пилотов и команды на протяжении всего сезона, но и стали уже раздражать всех. Первое - это смещение пилотов в сторону противника при торможении. Второе - это игнорирование "круговыми" синих флагов. Эти проблемы периодически возникали в гонках и раньше, но именно в этом году к ним возникло особо пристальное внимание. Почему? Попробуем разобраться.

Лично я считаю, что второй момент здесь руководство FIA решило просто присовокупить к первому. Именно вопросы "легальности" защиты гонщиком своей позиции на трассе были главной темой, которая от этапа к этапу повторялась, меняя своих участников. И главным действующим лицом во всех сюжетах, объединенных этой темой, был Макс Ферстаппен.

С того момента, как юный голландец пришел на смену Дане Квяту в "Ред Булл" и пересел из итальянского "тихохода" в австрийскую "торпеду", и начались проблемы на трассе. Способы защиты своей позиции от атак преследующего соперника Макс принес в "Формулу-1" из картинга. Все очень просто: в зоне экстренного торможения Ферстаппен до последнего выжидал, пока догоняющий его соперник обозначит свой обгонный маневр, а затем, уже оттормаживаясь, он смещался туда же, вынуждая преследователя либо вылетать с трассы, либо прекращать атаку, в срочном порядке спасая свой болид от столкновения.

В картинге, где голландец гонялся с 4 лет, ему все это сходило с рук, поскольку из-за относительно невысоких скоростей было гораздо меньше риска аварии, чем в гонках с открытыми колесами. В "Формуле-3", единственном молодежном чемпионате  с болидами, который не без успеха прошел Макс в своем коротеньком маршруте к "Формуле-1", такое поведение тоже еще прощалось.

А вот в "Формуле-1" эта безрассудная дерзость стала вызывать множество нареканий. Еще бы! В "Больших Призах" джентльменское соглашение, предписывающее гонщикам не смещаться в сторону при торможении, было "написано кровью" тех, кто из-за подобных "дерзостей" разбил машину, потерял здоровье или даже жизнь. Но юное голландское дарование решило не оглядываться на какую-то там историю "Формулы-1" и тем более какие-то там соглашения "джентльменов". И практически всякий раз, когда Максу надо было защищать свою позицию от нападающих конкурентов, он лихо применял свой приемчик.

Когда касалось середнячков, то это проходило незаметно. А вот когда жертвами голландца стали чемпионы Кими Райкконнен и Льюис Хэмилтон, тут уж общественность зашевелилась. Правда, понадобилось еще несколько месяцев "рецидивных случаев", прежде чем FIA решилась-таки наконец поставить точку в этом вопросе.

В Остине перед гонкой пилотам объявили, что всякое смещение болидов на торможении будет браться в рассмотрение стюардами и, как правило, виновника такого опасного поведения будут наказывать. Ну что ж. По крайней мере, ситуация прояснилась. И отсутствие прецедентов на Гран-при США - лучшее подтверждение тому, что FIA поступила верно.

Что ж до синих флагов, то теперь по новым правилам, за 3 секунды до приближения к "круговым" более быстрого пилота, обгоняющего их на круг (и более), на обгоняемый болид будет подаваться сигнал. А когда между гонщиками расстояние сократится до 1 секунды, будут, как и раньше, показываться синие флаги, требующие уступить траекторию сзади идущей машине. Правда, теперь к неуступчивости "круговых" будет у стюардов еще и отношение более строгое, чем раньше.


Даже с сюрпризным" пит-стопом Макса механики справились относительно быстро

Блистательный Льюис


Правила правилами, а сами гонки ведь никто не отменял. И Льюис Хэмилтон по уже доброй сложившейся у него на Гран-при США традиции был лучшим в гонке. Причем лучшим не потому, что кто-то там за него проголосовал или выставил оценку. А потому что он выиграл и квалификацию, и старт, и саму гонку, не дав кому-то усомниться в своих еще жизненно трепещущих чемпионских амбициях. 50-я победа Льюиса пришлась ему как раз кстати, чтобы вернуть себе уверенность и вселить в души своих болельщиков надежду, что еще не все потеряно.

Как признался после гонки сам британский чемпион, его больше всего волновала надежность техники. Уже неоднократно в этом сезоне он был жертвой выхода из строя моторов. Действительно, почему-то двигатели "Мерседес" ломались в этом сезоне только у Льюиса. И команду в этом плане обвинять было бы несправедливо. Даже в Остине, нарушив комендантский час, механики и инженеры Хэмилтона полночи с пятницы на субботу ремонтировали вышедшую из строя топливную систему на его болиде.

Но тот факт, что в "Мерседес" так и не выяснили причину выхода из строя нового мотора на болиде Льюиса на автродроме в Сузуке, давал повод для тревог. Лишь проехав под клетчатым флагом, британец смог вздохнуть и поверить, что он действительно в очередной раз победил в Остине.


Льюис в Остине В 50-й рез поднялся  на верхнюю ступеньку подиума

Счастливчик Нико


Уступив напарнику в квалификации, Нико Росберг собирался отыграться в первом повороте. Правда, приходилось помнить, что в прошлом году именно здесь Хэмилтон весьма жестко с ним обошелся. Именно эта память, очевидно, слегка и помешала монегаску быть поувереннее на этом участке трассы. Ситуацией воспользовался Даниэль Риккардо, стартовавший 3-м, и Нико затем пришлось долгие-долгие круги выстраивать свою гонку, наблюдая за кормой "Ред Булл", маячившей у него перед носом.   

Темп австралийца в этот уик-энд был весьма высоким, и Росбергу никак не удавалось к нему подобраться. Оставалось надеяться на последние круги, чтобы, получив преимущество в виде мягких и более быстрых шин, попытаться провести атаку. Но госпожа удача в этот день приехала на автодром вместе с Нико. Когда из-за неудачно припарковавшегося после схода с дистанции Макса Ферстаппена был включен режим виртуальной машины безопасности, Росберг успел заехать на пит-лейн, где и поменял шины, практически ничего не потеряв во времени.

Таким образом, излишне перестраховавшись с сейфети-каром, руководство гонки лишило нас борьбы за второе место. Нико финишировал вторым, до минимума сократив потери от победы напарника. У него по-прежнему стоит более щадящая задача, чем у Льюиса. Даже если британский чемпион будет побеждать во всех оставшихся трех гонках, Нико достаточно будет финишировать следом за ним, чтобы впервые в своей карьере стать чемпионом.


Так близко к титулу чемпиона Нико Росберг еще ни разу не подбирался в своей карьере

Недовольная улыбка Риккардо


Уникальная улыбка австралийца на подиуме Гран-при США сопровождалась его явно грустным взглядом. Еще бы! Выбрав себе для старта более мягкие шины, позволяющие навязать борьбу с более быстрыми болидами "Мерседес" уже на первых кругах, Даниэль удачно реализовал свою тактику. И к середине дистанции уверенно шел к своему вполне реальному 2-му месту на финише. Оба пит-стопа прошли без заминок, и Риккардо оставалось лишь спокойно контролировать износ своих покрышек и ход гонки, чтобы после предполагавшейся остановки в боксах Росберга выйти вперед и не упустить затем своего преимущества.

Но ровно на экваторе гонки напарник австралийца Макс Ферстаппен стал жертвой технической неисправности, возникшей на его машине. Проехав несколько сот метров на первой передаче, голландец по команде из боксов остановил свой болид в таком месте, где его никак нельзя было откатить или убрать кранами. Появление эвакуатора вынудило руководство гонки прибегнуть к режиму "виртуальной" машины безопасности. Этим и воспользовались оба пилота "Мерседес", обслужившиеся по очереди у своих механиков без потери времени.

Можно понять разочарование Риккардо. Получить такую "свинью", да еще и от своего напарника. Увы, изменить ситуацию в свою пользу за оставшиеся круги при всех прочих одинаковых с Росбергом факторах Даниэлю не удалось.


Оба пилота "Мерседес" на подиуме, а полной радости нет. Вопрос титула еще не решен

"Косяки" Ферстаппена


Все забыли, что Максу всего 19 лет, хотя он и заканчивает уже свой второй сезон в "Формуле-1". Юный голландец настолько быстро вписался в этот элитный чемпионат, что скидок на его возраст уже никто и не делает. Разве что стюарды слишком часто прощают ему излишнюю дерзость в дуэлях с соперниками на трассах. Но опыт - это ведь дело наживное. Недаром же говорят у летчиков, что чем больше налет часов, тем надежнее пилот.

В квалификации Макс слегка уступил напарнику, но старт со второго ряда для дебютанта - весьма высокий показатель. Правда, в очередной раз голландец не смог этим удачно воспользоваться. Из первого поворота он выезжал уже 6-м, и понадобилось несколько кругов, чтобы вернуть себе 4-ю позицию, отвоевывая ее поочередно у пилотов "Феррари" Себастьяна Феттеля и Кими Райкконнена.

Когда ритм гонки, казалось, уже стабилизировался, команда "Ред Булл" попросила своего юного подопечного поберечь слегка шины, чтобы зазря их не сжечь, и дождаться, пока покрышки на машине соперника начнут изнашиваться. "Я здесь не для того, чтобы финишировать 4-м," - резко ответил Макс на просьбу своего инженера. Правда, поостыв немножко, голландский дебютант все же слегка поотстал от Росберга, согласившись с рекомендациями командного мостика.

Спустя несколько кругов ему поступила уже другая команда: "Давай атакуй, попробуем обойти его за счет пит-стопа". И Ферстаппен отреагировал правильно: он увеличил темп, начав заметно сокращать дистанцию от машины "Мерседес". Но затем вдруг взял и без предупреждения поехал на пит-стоп. "Я на пит-лейне", - произнес он фразу, заруливая к своим боксам, где обалдевшие от такой неожиданности его механики в спешном порядке распаковывали неподготовленные колеса.

Как потом сам Макс пояснил, спустя круг после услышанной команды об атаке на Росберга, ему вдруг показалось, что он неправильно понял своего инженера. И вместо того чтобы переспросить по радио, чтобы убедиться в правильности своей догадки, он просто повернул на пит-лейн. Потерянные из-за грубой ошибки пилота десятки секунд незапланированного пит-стопа отбросили Ферстаппена в глубину пелотона. Но через несколько кругов техника в руках голландца подвела его.

С одной стороны, это уменьшило резонанс от "сюрпризного" появления на пит-стопе. Но, с другой стороны, вынудило Макса запарковаться у обочины и досрочно закончить гонку. То, что его запаркованный неудачно болид испортил затем гонку напарнику, Макс воспринял без угрызений совести. У него вообще с самооценкой все в порядке. Она настолько завышена, что даже выдавленные сквозь зубы слова извинения перед командой - для голландца явление редкое.


По мнению журналистов, лучшим гонщиком Гран-при США должен был быть Фернандо Алонсо

Испанская коррида


О том, что испанцы Алонсо и Сайнс будут воевать на трассе в Остине, было ясно еще со старта. Карлос в субботу совершил невероятное, прорвавшись в 3-й сегмент квалификации. А Фернандо был первым, кто стартовал во втором десятке. Их дуэль, словно испанская коррида, то возобновлялась, то затихала по ходу гонки в зависимости от того, где оказывались их болиды на трассе.

На финишном отрезке, чтобы в очередной раз пойти в атаку на молодого соотечественника, двукратному чемпиону пришлось даже жестко оттеснить с трассы Фелипе Массу. Не мешай, мол, бразильский дружище, спору настоящих тореадоров. И когда между болидами осталось меньше секунды, мы получили массу удовольствия, наблюдая, как  схлестнулись между собой "Торо Россо" и "МакЛарен", прошлогодний мотор "Феррари" и обновленный, но все еще слабоватый двигатель "Хонда". Да, дуэль получилась классной. Думал ли лет 10 назад мальчишка Карлос, с упоением наблюдая по телевизору за гонками своего кумира и чемпиона Фернандо, что будет с ним вот так сражаться на трассе этой же самой "Формулы-1"? Нет, конечно, но в жизни, как видим, случается и не такое.

После нескольких попыток обойти Карлоса, который удивил нас профессионализмом и корректностью защиты своей позиции, Фернандо наконец-то сумел красиво обогнать соперника, воспользовавшись крылом ДРС. И это была борьба за 5-е место, в которой опыт победил. Радостный возглас чемпиона  по радио, после того как он провел эту атаку, показал, насколько эмоциональной была дуэль для обоих испанцев.

Квят остается в "Торо Россо"


В пятницу из итальянской скудерии в пресс-центр поступила неожиданная новость: команда "Торо Россо" продлила на следующий год контракт с Даниилом Квятом. Можно было вздохнуть и уже не переживать по поводу того, как сложится судьба российского гонщика на следующий год.

Воодушевленный таким известием, Даня, хотя и проиграл напарнику в квалификации, был настроен по-боевому на гонку. И надо сказать, что старт ему удался. Он сумел избежать столкновения с "Форсе Индия" Хюлькенберга, перегородившего дорогу после "коробочки", устроенной немцу при участии Феттеля и Боттаса.  Сумел затем еще отыграть 3 позиции, но вот в 12-м повороте допустил ошибку, не удержав свой болид на торможении от контакта с машиной Серхио Переса.

Примечательно, что в начале Даня жаловался на свои тормоза, обвиняя их в этом инциденте. Кстати, за это столкновение Квята наказали двумя штрафными баллами и 10 секундами, добавленными к пит-стопу. А уже после гонки россиянин вдруг начал обвинять своего мексиканского соперника  в неправильном маневре на торможении. Мол, тот нарушил новое предписание FIA. Правда, жалобы Дани не были услышаны стюардами, поскольку их решение принималось по ходу гонки, а не после нее. А протест команда "Торо Россо" подавать не стала. Очевидно, не сочла нужным либо не была уверена в ошибке Переса.

Оставшуюся гонку россиянин провел неплохо, с кем-то боролся на трассе, кого-то обгонял, но чаще пропускал вперед более быстрые машины. И все бы ничего, только вот 6-й результат его напарника Карлоса Сайнса, пилотирующего такой же болид, явно смотрелся лучше, чем 11-е в итоговом протоколе место Квята.


Маурицио Арривабене пока с грустью смотрит в ближайшее будущее "Феррари"

В "Феррари" опять опростоволосились


То, что болиды скудерии на старте в Остине были лишь на третьем ряду, уже не вызывает удивления. К сожалению для команды сеньора Арривабене, их основной конкурент за второе место в кубке конструкторов команда "Ред Булл" более эффективно работала с машиной, а их конструкторы "Рено" - с мотором в течение этого сезона.

Относительная легкость, с которой  Макс Ферстаппен возвращал себе потерянные на старте позиции, грустно свидетельствовала итальянцам, что шансов опередить производителя энергетических напитков на финише сезона у них слишком мало.

А тут еще и со стратегией напутали. Кими Райкконнен, который, кстати, в очередной раз опередил Феттеля и в квалификации, и на первых километрах гонки, вполне мог бы поменять шины в режиме "виртуального сэйфети-кара". Но неизвестно, о чем там им думалось на командном мостике под ало-красными козырьками. Кими позвали несколькими кругами позже, очевидно, опасаясь, что у финского чемпиона не получится проехать половину дистанции на одном комплекте покрышек.

Но даже при этом умудрились не прикрутить заднее правое колесо на болид Кими. Финский гонщик рванул, как и подобает в таких случаях, от боксов на трассу, а вдогонку ему по радио полетело нерадостное известие: "Осторожно, у тебя не зафиксировано колесо".

Вот уж где пригодилась задняя передача на формульном болиде. От выпускающего светофора пилот "Феррари" задним ходом проехал несколько десятков метров и запарковал свой "раненый" болид прямо напротив технической инспекции. Благо что FIA за небезопасный выпуск машины на трассу ограничилась лишь штрафом в 5.000 долларов команде, справедливо не приняв никаких мер наказания к самому пилоту.

Финиш Феттеля на 4-й позиции был, возможно, не тем, на что рассчитывал 4-кратный немецкий чемпион. Но зато набранные очки, учитывая инцидент с Кими на пит-лейне и сход его с дистанции, позволили Себастьяну опередить напарника в личном зачете. Скажу вам, что это немаловажный фактор для Феттеля, хотя со стороны он может и показаться незначительным. Учитывая сложную из-за недостатка результатов ситуацию в команде, все больше и больше итальянская пресса промывает косточки именно Феттелю, отчасти обвиняя его в недостаточном профессионализме. И поэтому даже эта маленькая выигранная временно у напарника дуэль даст Себу хоть немножко аргументов  в свою защиту.

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter