«Формула-1». Первая победа Макса Ферстаппена в Монако

Провальное выступление команды «Мерседес» в Монте-Карло привело не только к отсутствию ее пилотов на подиуме, но и к утрате ее лидерства как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов. Впервые в своей карьере поднялся на подиум и одержал победу в княжестве Монако гонщик «Ред Булл» Макс Ферстаппен из Нидерландов.

«Формула-1», пропустив этот средиземноморский этап своего календаря в прошлом году из-за пандемии, приехала на этот раз сюда со всем своим автопарком в явно боевом настрое. Особое отношение к нынешнему Гран-при Монако имеет еще и тот факт, что местные власти не только позволили провести саму гонку, но и разрешили заполнить на 40% трибуны временного автодрома зрителями. Соскучившиеся по такой поддержке гонщики не преминули проявить себя с самой лучшей стороны перед живой публикой.

Поул-позишен в квалификации завоевал на болиде «Феррари» уроженец и житель Монте-Карло Шарль Леклер. Правда, на последних секундах квалификационных заездов монегаск разбил свою машину об отбойники. И хотя команда не обнаружила серьезных повреждений двигателя после аварии, на старт гонщик скудерии выйти не смог. На его болиде на формировочном круге обозначилась проблема с приводом, которую устранить даже такие опытные специалисты, какие работают в команде «Феррари», до начала гонки не успели.

По утверждениям руководства итальянского коллектива, выявившаяся перед стартом поломка не была связана с аварией. Но, по правде сказать, данное заявление выглядит скорее как попытка поддержать честь мундира престижной марки, чем достоверная информация. Имевшие опыт таких аварий в этом месте автодрома в Монте-Карло гонщики имеют на этот счет свое, отличное от «Феррари», мнение.

Не заладились дела у Льюиса

Лидировавший до сегодняшнего дня в чемпионате Льюис Хэмилтон из-за ошибок с настройками своего болида квалифицировался лишь 7-м, в то время как его главные конкуренты Макс Ферстаппен и Валттери Боттас были соответственно на 2-м и 3-м местах.

Странная привязанность действующего чемпиона к цифре 7 в полном объеме проявилась в Монако. Во всех трех сегментах квалификации британский гонщик был с удивительным постоянством на 7-м месте. И даже после того, как два соперника, квалифицировавшиеся перед ним, не финишировали в гонке, Льюис все равно завершил дистанцию, проехав под клетчатый флаг 7-м.

Видно, на этом Гран-при это был действительно максимум, который смог показать Хэмилтон.

В Монако, как известно, обгонять крайне трудно. И обычно, если гонщики доезжают до финишной черты без аварий, то они сохраняют между собой стартовый порядок. Иное, как правило, можно отнести к исключениям. И на первый план для достижения успеха выходит тактика командных мостиков по времени замены шин. Из группы тех пилотов, которых намеревался обойти Льюис, британец поехал первым в боксы за новыми колесами. Механики «Мерседес» отработали просто на отлично. 2,2 секунды понадобилось им, чтобы поднять машину на домкраты, открутить гайки, снять колеса, поставить новые, закрутить гайки и опустить болид на асфальт. Даже чтение перечисленных операций занимает больше времени, чем сама работа. Браво!

И окрыленный успехом своих механиков Хэмилтон помчался вновь на трассу, полагая, что по крайней мере ехавшего перед ним на «Альфа Таури» Пьера Гасли ему удастся обогнать. Но не тут-то было. Совершив свой пит-стоп кругом спустя, французский гонщик сумел вернуться с пит-лейна на трассу прямо перед носом у «Мерседеса». Как оказалось, неудавшийся обгон «в боксах» это было еще полбеды. Не отстававший по ходу первой части дистанции от действующего чемпиона Себастьян Феттель поехал обслужиться к своим механикам «Астон Мартин» на два круга позднее Льюиса. И сэкономленного времени, которое немецкий гонщик провел на трассе на еще державших дорогу старых шинах, хватило для того, чтобы на выезде с пит-лейна опередить не только Хэмилтона, но и даже Гасли.

А окончательно настроение действующему чемпиону испортил Серхио Перес. Мексиканец имеет устоявшуюся репутацию «хранителя шин». За 5 кругов, которые гонщик «Ред Булл» оставался больше Льюиса на трассе, он сумел обеспечить себе отрыв настолько большой, что после своего пит-стопа с легкостью прошел троих соперников. На финише Серхио был 4-м.

Бедный Боттас, бедный «Мерседес»…

Понятно, что не деньги мы собрались пересчитывать в кармане финского пилота и тем более в бюджете самой богатой команды «Формулы-1». Просто захотелось посочувствовать Валттери Боттасу по поводу того, что с ним случилось на пит-стопе.

Но сначала вспомним, что у него произошло на старте. Тот факт, что обладатель поула Шарль Леклер не поехал даже на прогревочный круг, давал некоторое преимущество Валттери, стартовая позиция которого находилась на 3-м месте на чистой стороне трассы, над Максом Ферстаппеном. Но голландец, предвидя, что финн на разгоне будет быстрее, сразу обозначил свой защитный маневр. Пилот «Ред Булл» заранее разместил свой болид на стартовой решетке под некоторым углом к оптимальной траектории, однозначно демонстрируя, что будет перекрывать дорогу сопернику.

Подобное размещение машины на старте не должно было пройти незамеченным у стюардов, однако те решили не наказывать Ферстаппена. Тем более что формально явного нарушения правил не было. А то, что Макс, как только погасли огни светофора, поехал на стартовой прямой наперерез Боттасу, не оставляя тому места для атаки, так это тоже традиционно не наказывается. Считается, что тот, кто впереди, тот и вправе выбирать себе траекторию движения. Будь Валттери чуть порешительнее в тот момент, не избежать аварии, в которой был бы виновен Ферстаппен, или ее в крайнем случае признали бы гоночным инцидентом. Боттас, отлично понимая, что голландский гонщик на своем «Ред Булл» не будет сворачивать, предпочел пропустить наглого соперника вперед.

До момента смены шин лидеры гонки ехали рядышком, поочередно обмениваясь лучшими кругами. На пит-стоп в «Мерседес» решили позвать своего пилота раньше, чем в «Ред Булл», и Боттас поехал в боксы кругом спустя после своего напарника. Все уже приготовились сравнивать время, за которое механики переобуют машину Валттери, со временем, которое они успешно продемонстрировали, работая с машиной Льюиса. И тут произошло то, что случается когда-нибудь в первый раз. Опытный специалист, имеющий на своем счету тысячи таких операций, не смог сразу открутить гайку переднего правого колеса. Более того, гайковерт при повторных попытках срезал шлицы, и открутить несчастную гайку в гоночных условиях стало практически невозможно. В результате Валттери пришлось заглушить мотор и покинуть болид.

Такого позора в нынешней команде «Мерседес», наверное, еще не испытывали. Хорошо еще, что команда не пошла на одновременный пит-стоп обеих машин, что иногда практикуется чемпионами с учетом дельты, которая может быть на момент пит-стопа между гонщиками. А то представьте себе такое: механики мучаются с капризной гайкой на машине Боттаса, а Хэмилтон в это время стоит позади, теряя драгоценные секунды и перегревая двигатель.

Правда, после детального исследования произошедшего на пит-стопе в команде сделали вывод, что в числе факторов, способствовавших проблеме с гайкой, была и не совсем точная остановка Валттери на отметке напротив боксов. Эту операцию гонщики тренируют сотни раз, оттачивая ее до миллиметров. И именно в Монако надо было случиться тому, что болид не доехал до отметки несколько сантиметров. Это вынудило механика использовать гайковерт под некоторым углом, из-за чего и произошел срыв инструмента с дальнейшими последствиями.

Вот уж действительно – бедный Боттас. В гонке, где ему , казалось бы, было гарантировано 2-е место и оставались бы шансы даже на победу, он сошел с дистанции, даже не проехав ее половины.

Бедный «Мерседес»… Из-за схода второй машины и не самого лучшего выступления своего лидера немецкая «конюшня» потеряла свое огромное преимущество, утратив лидерство и в личном зачете, и даже в Кубке конструкторов.  

Макс – будущий чемпион?

Эта фраза, только без вопросительного знака, преследует всю формульную карьеру голландского гонщика. Ведь он действительно считается одним из самых талантливых в нынешнем пелотоне пилотов, хотя на самом деле ни разу за все время гонок в чемпионатах с открытыми колесами не становился чемпионом или хотя бы вице-чемпионом. А ведь это уже его 7-й сезон в «Формуле-1». Еще в прошлом году он мог бы стать самым юным чемпионом мира Больших призов, отобрав этот рекорд у Себастьяна Феттеля. Но увы. Прошлогодняя машина «Ред Булл» не позволяла бороться на равных с «Мерседесом».

В этом году ситуация изменилась. Некоторые новшества регламента сыграли на руку «Ред Булл», одновременно уменьшив преимущество болидов чемпионской команды.

Оказавшись из-за проблем на машине Леклера в лидерах, Ферстаппен провел всю гонку безукоризненно и одержал свою вторую победу в сезоне, впервые в своей карьере поднявшись на подиум в княжестве Монако.

Вместе с победителем Гран-при на подиуме в Монте-Карло оказались Карлос Сайнс («Феррари») и Ландо Норрис («МакЛарен»), для которых подобное событие с награждением в присутствии княжеской семьи также было впервые в их формульной карьере.

Конечно, преимущество в четыре очка незначительно. Но сам факт, что после пяти гонок Макс Ферстаппен вышел в лидеры чемпионата, создает дополнительную интригу развития дальнейших событий.

Говорят, что за одного битого двух небитых дают. Так и в случае с Льюисом. Знающие его пилоты утверждают, что это только подстегнет действующего чемпиона, и уже в следующей гонке в Баку мы увидим, насколько Хэмилтон быстр и талантлив. Но есть и другое мнение: сможет ли Льюис при таком дополнительном прессинге, потеряв лидерство, вести безошибочную борьбу против юного, дерзкого, порой даже наглого Макса Ферстаппена, который получил в этом году в свое распоряжение машину, способную регулярно побеждать?

Пока же можно сделать вывод, что австрийская «конюшня» всерьез настроилась на борьбу за чемпионство в этом сезоне.

Возрождение Феттеля из … пепла?

Гонщиком дня в Монако по итогам интернет-голосования был признан пилот «Астон Мартин» Себастьян Феттель. Уже выход в 3-й сегмент квалификации на трассе в Монте-Карло можно было считать геройством для немецкого чемпиона, учитывая нынешнее состояние его машины и собственные проблемы с пониманием нового для себя болида. Однако узкие улочки, на которых создается на время Гран-при автодром в этом средиземноморском княжестве, более требовательны к таланту гонщика, чем к максимальной скорости его машины. И тут Себастьяну было чем блеснуть на фоне невзрачного выступления своего напарника Лэнса Стролла.

Стартовав 8-м вслед за действующим чемпионом, Феттель сумел приехать на финиш 5-м. И хотя формально прорыв у Серхио Переса был более значимым (с 9-го на 4-е место), публика все же отдала предпочтение Себастьяну. Ведь у мексиканца в распоряжении была машина, аналогичная той, на которой Макс Ферстаппен одержал победу. А «Астон Мартин», как, впрочем, пока и сам Феттель, к числу фаворитов явно не относятся. Для немецкого пилота эти 10 очков стали первыми заработанными в нынешнем сезоне. И если считать, что трасса в Монако – это лакмусовая бумажка уровня подготовки пилота, то впору признать, что 4-кратный немецкий чемпион Себастьян Феттель реально возвращается в гонки.

Следующий этап состоится через две недели в Баку, и он будет проходить тоже на городской трассе.

Результаты личного зачета:

1. Макс Ферстаппен («Ред Булл») – 105

2. Льюис Хэмилтон («Мерседес») – 101

3. Ландо Норрис («МакЛарен») – 56

4. Валттери Боттас («Мерседес») – 47

5. Серхио Перес («Ред Булл») – 44

6. Шарль Леклер («Феррари») – 40

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter