Формула-1. Начало сезона. Бахрейн начинает отсчет

Если для многомиллионной армии болельщиков чемпионата Формула-1 сезон начинается с первого Гран-при, то для самих гонщиков обычно задолго до его официального открытия.



Но давайте будем откровенны. Для нас тот факт, что пилоты приезжают в начале января на работу на свои базы для подгонки сидений, изучения обновленных болидов и работы на симуляторах, вовсе не означает начало чемпионата. И даже тесты, которые так и называются предсезонными, в обычном режиме мы не относим к событиям сезона. Но нынешний год выглядит необычно. Я бы даже сказал, исключительно.

Из-за пандемии, набившей уже всем оскомину в роли форс-мажорного обстоятельства, календарь сезона 2021 начинается в Бахрейне. В связи с тем, что санитарные условия борьбы с COVID-19, предписанные в этой стране, требуют карантинных мер, организаторами чемпионата Формулы-1 было принято решение здесь же провести и предсезонные тесты за 2 недели до первого Гран-при, который также будет проходить на трассе в Сахире.

Таким образом, три дня тестов, которые состоялись в прошедший гоночный уик-энд, вполне можно считать на этот раз разминкой перед началом сезона. Почему? Во-первых, потому что впервые тесты продлились всего 3 дня и состояли из 6 гоночных сессий. Во-вторых, в них приняли участие только боевые пилоты, за малым исключением в виде появления на тестах резервного гонщика команды «Уильямс» Роя Ниссани (Израиль). В-третьих, именно на этой трассе менее чем через 2 недели гонщики отправятся в свою первую боевую гонку, с который официально начнется нынешний сезон-2021. В-четвертых, никто из пилотов и команд не должен покидать своего места пребывания в Бахрейне в течение оставшегося времени до четверга 25 марта, когда официально откроет двери паддок автодрома Сахир.


Кстати, местные власти предложили участникам Формулы-1 пройти по желанию вне очереди вакцинацию от коронавируса. И некоторые команды, как «Альфа Таури», воспользовались этим предложением полным составом.

Кто впереди?

Предусмотренные в этом сезоне изменения технического регламента коснулись главным образом аэродинамики машин, заметно снизив их прижимную силу. Это сказалось на скорости прохождения круга. Она снизилась. Виртуальное время поула, которое показал Макс Ферстаппен, возглавив сводную таблицу результатов тестов, увеличилось почти на 1.5 секунды по сравнению с лучшим кругом в квалификации голландца перед гонкой прошлого сезона.

А вот поул-мен Гран-при Бахрейна 2020 года Льюис Хэмилтон даже на самых мягких (читай: быстрых. – Прим.авт.) покрышках проехал на этот раз почти на 3 секунды медленнее своего же прошлогоднего квалификационного времени. В результате британский чемпион оказался в таблице лишь на 5-м месте, уступив пилоту «Ред Булл» более секунды.



Как это следует понимать? Нововведения в регламенте позволили в очередной раз ярко вспыхнуть таланту Эдриана Ньюи, считающемуся неоспоримым умельцем в области аэродинамики? Наверное, да. Добавим к этому и обещанную японцами накануне их предстоящего ухода из Формулы-1 прибавку к скорости их моторов «Хонда». На этом фоне в «Мерседес» больше других потеряли прижимной силы, которой славились их болиды, проходя медленные повороты на невероятно высокой для других команд скорости. Изменения днища в районе задней оси немецкого болида по требованиям нового регламента действительно сильно сказались на характеристиках чемпионских машин. И уже в первой сессии Льюис Хэмилтон не удержался на асфальте в безобидном казалось бы повороте трассы в Сахире, застряв затем в гравии зоны безопасности.

Соперники очень внимательно следили за поведением «Мерседес» именно в поворотах и сделали вывод, что болиды чемпионской «конюшни» действительно ведут себя нервно на этих участках трассы. И Хэмилтону, и Боттасу приходилось корректировать траекторию, и было заметно, что они к этому не привыкли, учитывая опыт их доминирования над конкурентами в новую эру турбомоторов.

На предсезонных тестах в последние годы действующие чемпионы старались не афишировать своего явного преимущества над соперниками. Смысл в этом был такой, чтобы за оставшееся до первых гонок время другие «конюшни» не могли что-то кардинально поменять на своих болидах, скопировав, возможно, появившуюся какую-то эффективную новинку у немецкой «конюшни». Ведь, как правило, между тестами и первым Гран-при оставалось еще 1,5-2 месяца. На этот раз времени на копирование и внедрение «подсмотренной» новинки фактически совсем не осталось. И скрывать чемпионам свое преимущества, как в былые годы, нет смысла.



И что же получается? Сегодня «Мерседес» 1,5 секунды уступает «Ред Булл»? Или просто осторожничают, чтобы протестировать в первую очередь надежность и лишь затем вернуться к скоростным качествам?

Кстати, в плане надежности все оказалось не так уж и безоблачно в немецком стане. Проблемы с коробкой передач в первый день тестов у чемпионов, а затем схожие проблемы с коробками и у их подопечных из «Астон Мартин» наводят на размышления, что над надежностью своих агрегатов чемпионам надо еще поработать.

Конечно, ради интриги было бы очень неплохо, если бы результаты тестов оказались отражением действительного состояния дел. Это сразу бы увеличило зрительский интерес к гонкам. Что может быть лучше непредсказуемости в плане определения победителей и участников подиума в Формуле-1?

Неужели будет борьба?

Возвращаясь к таблице результатов, следует отметить, что в тот секундный интервал, который отделяет Макса Ферстаппена от Льюиса Хэмилтона вписались три совсем неожиданных пилота. Дебютант Формулы-1 и команды «Альфа Таури» Юки Цунода проехал свой лучший круг всего на 0.09 секунды медленнее Макса Ферстаппена. Правда у японца были более мягкие покрышки, но все равно это не уменьшает его убедительных достоинств. Ведь речь идет о пилоте, который не проехал еще ни одного Гран-при в Королевских гонках.

Таким образом, первые два места по итогам тестов за моторами «Хонда». Следующие два за моторами «Феррари». Карлос Сайнс в последний день сумел-таки обойти своего напарника Шарля Леклера. Следом за испанцем в протоколе оказался финский ветеран Кими Райкконен на своем «Альфа Ромео». И лишь на 5-м месте зафиксировал свой лучший результат Льюис Хэмилтон.



В целом британский чемпион особых своих переживаний по поводу такого необычного для «Мерседес» результата не высказывал. Его напарник, финн Вальттерри Боттас и вовсе лишь на 9-й строке в финальном итоговом протоколе. Примечательно, что в интервал первой секунды от «виртуального поула» вошли яетыре гонщика, а в интервал второй – 11. Это означает ни больше ни меньше как то, что в середине пелотона борьба на трассах в этом сезоне обещает быть не менее упорной, чем это было в предыдущие годы.  

Сводная таблица результатов тестов (первая десятка):

Пилот

Команда

Кол-во кругов

Лучшее время

Интервал

Двигатель

1.

Макс Ферстаппен

«Ред Булл»

203

1:28.960

-

«Хонда»

2.

Юки Цунода

«Альфа Таури»

185

1:29.053

0,093

«Хонда»

3.

Карлос Сайнс

«Феррари»

192

1:29.611

0,651

«Феррари»

4.

Кими Райкконнен

«Альфа Ромео»

229

1:29.766

0,806

«Феррари»

5.

Льюис Хэмилтон

«Мерседес»

154

1:30.025

1,065

«Мерседес»

6.

Джордж Рассел

«Уильямс»

158

1:30.117

1,157

«Мерседес»

7.

Даниель Риккиардо

«МкЛарен»

173

1:30.144

1,184

«Мерседес»

8.

Серхио Перес

«Ред Булл»

166

1:30.187

1,227

«Хонда»

9.

Вальттерри Боттас

«Мерседес»

150

1:30.289

1,329

«Мерседес»

10.

Фернандо Алонсо

«Альпине»

206

1:30.318

1,358

«Рено»

Следует, правда, отметить один нюанс. Рядом с Льюисом в таблице оказался Джордж Рассел. После сенсационно высокого результата Юци Цунода скорость британца, показанная им на самом скромном в пелотоне по своим характеристикам «Уильямсе», тоже тянет на сенсацию.

Означает ли это, что конструкторам британской «конюшни» после смены руководства наконец-то удалось создать конкурентоспособный болид? Скорее да, чем нет. И не потому, что Джордж оказался почти на одном уровне с 7-кратным чемпионом мира и своим кумиром Льюисом Хэмилтоном. А потому, что Расселу удалось опередить по меньшей мере с десяток других пилотов, которые в прошлом сезоне регулярно оставляли его позади кормы своих машин.             

Что же до расстановки сил мотористов, то обращает внимание на себя тот факт, что команда «Рено» смогла лишь на 10-е место пробиться, да и то благодаря по большей части таланту Фернандо Алонсо. Ведь Эстебан Окон, знающий французскую машину по прошлому сезону, проиграл своему напарнику целую секунду и в таблице расположился лишь на 16-м месте. Испанский чемпион, как известно, после двух пропущенных сезонов решил использовать свой наверняка последний шанс, чтобы попытаться заработать еще один титул. Но, похоже, его ожиданиям, по крайней мере на этот сезон, не суждено будет сбыться.


Кто в аутсайдерах?

По правде сказать, 15-е и 17-е места гонщиков команды «Хаас» выглядят вполне объяснимыми, учитывая, что и Никита Мазепин, и Мик Шумахер дебютируют в этом сезоне в Формуле-1. Руководство американской «конюшни», тем не менее, осталось довольным обратной связью, которую обеспечили командному мостику новички. Российскому пилоту даже удалось обойти по времени Николя Латифи, который на предстоящей гонке, похоже, будет в первую очередь бороться с обоими дебютантами на трассе за место под солнцем.  

На этом фоне явным разочарованием немецких болельщиков выглядит результат Себастьяна Феттеля. Четырехкратный чемпион фактически замкнул список действующих гонщиков в протоколе сводных результатов предсезонных тестов. Неполадки на его болиде «Астон Мартин» позволили немцу проехать лишь половину намеченной дистанции. И, похоже, большую часть времени Себастьян занимался изучением машины и поиском с нею взаимопонимания. Поэтому отставание немца от Макса Ферстаппена на быстром круге выглядит катастрофически огромным – 4,8 сек.

На вопрос журналистов, как он сам оценивает свое отставание от соперников, Себастьян Феттель грустно пошутил: «Я отстаю от них на 100 кругов». Тем самым он хотел показать, что проехал дистанцию на 80 кругов меньше, чем его напарник, и на 120 кругов меньше, чем лидер по наезженным километрам Пьер Гасли. Тем не менее в протоколе сказано, что немецкий чемпион одолел-таки 117 кругов. Не так уж и мало, чтобы не быть в роли явного аутсайдера. Даже Лэнсу Строллу, который на таком же болиде «Астон Мартин» в итоговом списке значится 12-м, Себастьян уступило непростительно много – 3,3 сек. В общем, на успех и возрождение чемпионского духа у Феттеля после его перехода в новую и весьма амбициозную команду рассчитывать пока не приходится.


Новинка сезона

Помимо тестовых испытаний машин прошедший уик-энд подарил нам еще одну интересную новость. Окончательно принято решение в пользу проведения в этом сезоне на 3-х этапах так называемых «спринтерских квалификаций». Это значит, что для повышения зрелищности соревнований руководство FIA решило испробовать эксперимент с короткими гонками по субботам вместо квалификации. Это будет опробовано в Великобритании на автодроме Сильверстоуна, в Италии на трассе в Монце и в Бразилии – на Интерлагосе.

Формат гоночного уик-энда будет изменен. В пятницу – одна серия свободных заездов и квалификация. В субботу спринтерская квалификационная гонка на дистанции длиной в 100 км (третья часть полной дистанции Гран-при) с расстановкой на стартовой решетке по итогам пятничной квалификации. А в воскресенье – непосредственно сама гонка, в которой пилоты выведут свои машины на старт в соответствии с результатами субботней спринтерской квалификации.

За первые три места в субботней гонке будут начисляться очки: 3, 2 и 1 соответственно. Эксперимент обещает быть интересным, хотя ряд пилотов и скептически отнесся к этому новшеству. Оно, напомним, было инициировано FIA и нашло поддержку поддержку как у руководства Формулы-1, так и у руководства команд-участниц.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter