Формула-1. Интервью с шефом команды «Лотус» Эриком Булье: поставим точки на «i»…

Идея этого откровенного интервью с нынешним шефом команды «Лотус» Эриком Булье родилась у меня еще в конце прошлого сезона, когда Виталий Петров остался без болида, хотя и имел двухлетний контракт с «Рено-Лотус». Но нужно было, чтобы прошло достаточно времени, и многие вопросы отпали бы сами собой.

Идея этого откровенного интервью с нынешним шефом команды «Лотус» Эриком Булье родилась у меня еще в конце прошлого сезона, когда Виталий Петров остался без болида, хотя и имел двухлетний контракт с «Рено-Лотус». Но нужно было, чтобы прошло достаточно времени, и многие вопросы отпали бы сами собой. И вот наступил момент, чтобы поставить точки над «i» в этой странной истории развития отношений команды Формулы-1 и российского пилота, так напоминающей историю любви и развода, то есть от любви к полному равнодушию.


Эрик Булье- Эрик, когда пилот приходит в команду благодаря спонсору, приносящему в бюджет команды деньги, этого пилота называют «рента-драйвером». Ромэн Грожан оказался в «Лотус» благодаря компании «Тотал». Можно ли его считать рента-драйвером?


- Ромэн пришел в команду не благодаря деньгам «Тотал». Так пишут журналисты, потому что эта тема интересует очень многих. «Тотал» решил поддержать Ромэна в коммерческой и масс-медиа стратегии. Они уже использовали широко его образ в своей рекламе, афишах, видео-роликах. Являясь партнером «Лотус», компания «Тотал», узнав о том, что на следующий сезон мы ищем гонщиков, выразила свое предпочтение именно Грожану. Они спросили мое мнение, и услышав аналогичное, связались с руководством «ЖЕНИИ». Мол, мы хотели бы видеть среди пилотов команды Ромэна Грожана, Эрик тоже. Вот и все.


- Французский моторист «Рено», французский спонсор – «Тотал», французский начальник команды Эрик Булье, французский пилот Ромэн Грожан… Владелец – франкоязычный люксембуржец Жерар Лопес. Правда, команда имеет британскую лицензию. Но в отсутствие французских команд «Лотус» вполне могла бы быть командой, за которую болели бы французы, считая почти своей…


- Помимо «Тотал» у нас еще есть и американские крупные спонсоры, например, «Майкрософт». В составе пилотов – финн Кими Райкконен, база команды находится в Великобритании, «Лотус» - это чисто британский бренд. Команда принадлежит люксембуржской фирме. Так что мы – команда интернациональная, и я бы не заострял столь активное внимание на присутствии французской составляющей.


- Учитывая большое количество богатых спонсоров, сейчас тебе, Эрик, наверное, проще сдерживать свое обещание «больше никогда не брать рента-драйверов» в команду?


- А разве я давал такое обещание?


- Я просто цитирую французские сми. Твои соотечественники вряд ли будут изменять смысл твоих фраз. Итак, вернемся к рента-драйверам?


- Контекст у этой фразы может быть разным. Есть разные стратегии. Например, есть талантливый пилот, но который в настоящий момент еще не имеет имиджа чемпиона мира. И если ты хочешь в коммерческом плане развивать твою команду, ты используешь образ этого пилота и его связи. То, что у нас было с Виталием Петровым. Это - пилот быстрый, талантливый, и это позволяет на новом рынке найти для команды партнеров именно благодаря пилоту. Таким образом, пилот используется для приобретения новых партнеров, спонсоров. Затем, если ты хочешь поменять стратегию, ты находишь партнеров, которые сами создают команду, ее проект и имидж, обеспечивают ее коммуникационную деятельность. Таким образом, ты освобождаешься от финансовой зависимости в выборе пилота, и ты можешь ангажировать уже пилота более талантливого. В этом плане денежный и национальный аспекты уже не учитываются при выборе пилота.


- То есть Грожан, по твоему мнению, более талантлив, чем Петров?


- Я считаю, что у него больший потенциал.


- Рента-драйверы приходят в команду тогда, когда ее финансовое положение не совсем стабильное и оставляет желать лучшего. В некотором роде эти гонщики деньгами своих спонсоров помогают команде выжить, развивать новые проекты. Но что мы видим в вашем случае? Вместо того, чтобы поблагодарить Виталия Петрова и Бруно Сенну за финансовую поддержку, «Лотус» решает откровенным образом избавиться от обоих гонщиков, даже «забыв» их поблагодарить за сотрудничество. Как ты можешь это прокомментировать? Корректно ли вы поступили?


- Почему некорректно? Кто сказал, что мы поступили некорректно? У нас есть контракт с гонщиком, и по завершению этого контракта мы расстаемся.

Петров и Булье, тандем до развода
- Но ведь, например, у Петрова был контракт на два года, а вы использовали опцион и не подтвердили его контракт на второй год. Причем в конце сезона еще до расставания с гонщиком в прессе появились откровенные недовольства команды по поводу пилота, его действий, его высказываний и прочее. Тема «нам не нужны больше рента-драйверы» появилась именно накануне прекращения контрактов.


- Я не считаю, что мы поступили некрасиво. Я так скажу: все эти перипетии с неблагодарностью по отношению к гонщикам, с обидами и прочим, - это результат вмешательства сми в данный процесс. Вы ищете горячие темы, и если не находите, то подогреваете обычные темы, пытаясь преподнести рутинный процесс, как подобие сенсации.


- То есть, не было никакого конфликта или недопонимания между руководством команды «Рено-Лотус» и Виталием Петровым?


- Конфликта не было. Я понимаю состояние Виталия. Ему хотелось бы в этом сезоне гоняться за рулем болида «Лотус». Но ведь, такова жизнь. А с Бруно и вовсе ничего такого не произошло. Мы часто видимся, пожимаем друг другу руки, шутим и смеемся вместе по разному поводу. Так скажите мне, в чем проблема? У кого проблема?


- В конце прошлого сезона Виталий критиковал команду и ее отношение к нему. И казалось, что именно это послужило основанием для разрыва с ним контракта на 2012 год. Но по прошествии нескольких месяцев стало очевидно, что команда приняла решение о прекращении контракта с Петровым еще до его демаршей. Что же произошло на самом деле?


- Я не люблю говорить о прошлом. Дело в том, что когда, работая над болидом, вы не можете найти нормальной базы для коммуникации с пилотом, вы вынуждены прекращать эти отношения.


- Неужели ты хочешь сказать, что если бы Виталий не выступил с той критикой по поводу его отношений с командой, то он бы остался на этот сезон в «Лотус»?


Петров в обиде на Эрика Булье- Нет, нет и еще раз нет. Речь не идет о каком-то поводе для расставания с пилотом. Виталий все острее ощущал на себе прессинг со стороны команды, потому что от него требовали больших результатов и лучшей эффективности. И не сумев справиться с этим прессингом, он стал совершать больше ошибок. Он перестал доверять себе, быть честным с самим собой. И его главная ошибка заключалась в том, что вместо того, чтобы заняться самокритикой, он все стал списывать на команду. Мол, я – хорош, а вот команда плохо работает. Недостатки были с обеих сторон, можно было работать лучше. И в этом году мы это доказали, сделав быструю машину. Помимо таланта и скоростных качеств, пилот должен быть интегрирован в команду, подталкивать ее, помогать ей развиваться. Ведь мы шли навстречу его пожеланиям. Под него были изменены многие характеристики.


- Эрик, ты лично часто критиковал Петрова за его нестабильные выступления. То хорошая гонка, то провальная. Сегодня Грожан показывает такую же нестабильность. Ты его тоже критикуешь за отсутствие стабильности?


- Конечно. Но Грожан сегодня – это как Петров в 2010 году. Он приобретает опыт в Формуле-1. Даже если говорить об авариях на старте, Виталий ведь тоже их совершил немало во время своего первого сезона в Формуле. Сегодня, разумеется, он гораздо более опытный, и не совершает тех ошибок, что были в его первый сезон.


- Количество аварий, которые совершает Ромэн, уже стало не только предметом обсуждений, но и даже дисквалификации Грожана на гонку в Италии. Понятно, что вы с ним плотно работаете по этому поводу. Как тебе лично кажется, он – обучаемый? Удастся ли добиться успеха в этом обучении своего подопечного?


- Я уверен, что он – обучаемый. Он учится на своих ошибках. Особенно теперь, когда решается вопрос о его будущем контракте. Но давайте будем объективны к Ромэну. Ведь у него есть и очень хорошие гонки, как, например, в Будапеште. Да, в Спа была его небольшая вина на старте, а потом просто как снежный ком все завертелось. И самыми страшными были последствия, которые могли быть еще драматичнее, чем то, что случилось. Но если смотреть сам начальный инцидент, то ведь нельзя сказать, что Ромэн вел себя неправильно и совершал невесть что. Было небольшое касание болидов на большой скорости. Ведь у него был прекрасный старт, и он почти обошел соперника.


- 50 тысяч евро штрафа за аварию в Спа… Для молодого пилота, к тому же еще и молодожена, это все же значительная сумма. Можно было бы купить роскошный автомобиль в подарок своей молодой жене за эти деньги. Как Ромэн будет искать эти деньги? Собирается ли команда ему помочь в этом?


- (закашлялся и вынужденно развел руками) Конечно, да. Но то, что более сурово – это дисквалификация на гонку. Это слишком сурово. Я говорил с Ромэном. Для него это действительно слишком сурово.


- Но вы ведь согласились с таким наказанием. Вы же не подавали протеста…


- Конечно, нет.


- Давай вернемся к обсуждению Петрова. Но уже с точки зрения тебя, как эксперта, человека, который знает Виталия и его потенциал. Как ты считаешь, как гонщик Виталий стал более сильным в этом сезоне, или остается по-прежнему на своем уровне прошлого сезона?


- То, что я могу видеть сегодня – это стабильность. Он практически постоянно финиширует. Его результаты стабильны. Он борется со своим напарником Хейки Ковалайненом, и зачастую его опережает. Это хороший показатель. Как же еще можно доказать свое мастерство в команде-аутсайдере? Главное – это опыт. И он начинает уже показывать себя, как более опытный пилот. Потом надо еще знать, насколько у него решена проблема с коммуникацией в команде вообще и со своим инженером, в частности. Этого я знать не могу.

Петров в «Катерхейм»: ссылка или подготовка к прыжку?
- Как ты полагаешь, Виталию на следующий сезон лучше остаться в этой же команде, совершенствуя машину и свое мастерство, или перейти в команду середнячков?


- Этот вопрос лучше адресовать его менеджеру Оксане Косаченко.


- У моряков говорят: женщина на корабле – всегда к несчастью. Как это предубеждение можно было бы применить к паддоку Формулы-1?


- (смеется)… Да, я слышал такое. Но, по правде сказать, я очень уважаю Оксану. Она делает хорошо свою работу.


- Я так ей и передам твое мнение.


- Да, можешь передать. Я действительно восхищаюсь ею. У нее сильный характер, она - умная. Единственное замечание, что она пытается заниматься много чем еще помимо Формулы-1, и от этого слегка страдает ее основное занятие. Очень жаль. Не надо распыляться, лучше сконцентрироваться на главном, и делать это главное еще лучше, чем сейчас. Надеюсь, что это замечание останется между нами, а то вдруг Оксана еще неправильно это истолкует.


- Надеюсь, что при необходимости я смогу ей объяснить правильно твою точку зрения. Вернемся непосредственно к Формуле-1. Нынешний сезон – самый представительный. В пелотоне сегодня 6 (!) чемпинов мира. Молодым пилотам весьма сложно пробиться в команды. Как ты думаешь, на следующий год проблема омоложения Формулы-1 по-прежнему будет нерешенной?


- Я не перестаю об этом говорить уже второй год. Сейчас нет тестов в Формуле-1, нет возможности обкатать молодежь. Взять того же Хэмильтона. Прежде, чем сесть за руль боевого болида, Льюис накатал более 30 000 км на тестах. Сегодня молодые гонщики приходят в команду без тестов. Взять нашего запасного пилота Жерома Д‘Амброзио. Ему весьма тяжело без тестов.


- И как вы предполагаете решать эту проблему?


- Это надо адресовать вопрос к Жану Тодту и FIA. Тесты – это дорого, но без тестов – все останется без изменений. Надо искать решение.

Петров и Васильев
Владимир ВАСИЛЬЕВ 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter