Формула-1: Гран-при Венгрии. Льюис Хэмильтон возвращается в борьбу за титул

Заключительный перед летними каникулами этап гонок Формулы-1 прошел на трассе Хунгарроринг вблизи Будапешта. Эта короткая, похожая на большой картодром трасса, принимающая регулярно Большие призы с 1986 года, славится своей главной особенностью: обгоны здесь большая редкость.

Заключительный перед летними каникулами этап гонок Формулы-1 прошел на трассе Хунгарроринг вблизи Будапешта. Эта короткая, похожая на большой картодром трасса, принимающая регулярно Большие призы с 1986 года, славится своей главной особенностью: обгоны здесь большая редкость. И лишь при дождливой погоде этот автодром способен принести массу сюрпризов. 


Изматывающая жара за 30 градусов при полном безветрии превратила весь уик-энд в мучительное ожидание дождя. Синоптики обещали его каждодневно, хотя и краткосрочно, но увы, обещания не влияли на действительность. Влажность до субботнего вечера так и оставалась на уровне 30%. Лишь в ночь на воскресенье разразился ливень, и температура слегка упала. Потом, словно опомнившись, венгерское небо вновь просветлело , быстро просушило асфальт, и исключило таким образом гоночныесюрпризы, связанные с погодой.

Возмутитель спокойствия

Хэмильтон – первый выход на публику после победы
После дождивых квалификаций в Сильверстоуне и Хоккенхайме сухая погода на Хунгарроринге позволила исключить лотерейный фактор в определении самого быстрого пилота на зачетном круге. Поул-позишн Льюиса Хэмильтона при 4-м месте его всегда более медленного в квалификации напарника по «МакЛарен» Дженсона Баттона явно показывала амбиции британской команы отыграться за провальное недавнее выступление на родном автодроме.


Третья стартовая позиция Себастьяна Феттеля была тоже неплохой заявкой со стороны «Ред Булл». После многочисленных претензий конкурентов, издерганная бесчисленными проверками и ограничениями со стороны FIA, австрийская команда благодаря неутомимому Эдриану Нью и снова показала неплохую скорость. А главное, хорошую прижимную силу. Правда, Марк Уэббер, допустив ошибку, не смог пройти в 3-й сегмент квалификации. Но мы уже привыкли в этом сезоне к тому, что в каждой команде на фоне быстрого лидера второй пилот выглядит заметно медленнее.  


Фернандо Алонсо, заслуженно несущий в этом сезоне титул «дождевого гонщика», смог показать лишь 6-й результат. Это был, пожалуй, максимум, на что могла рассчитывать команда «Феррари» на сухой трассе. Кими Райкконену («Лотус») удалось опередить на 1 позицию испанского чемпиона. Таким образом, в первой шестерке стартового поля мы имели удовольствие видеть пятерых чемпионов.


Возмутителем этого чемпионского стартового спокойствия оказался молодой французский дебютант Ромэн Грожан. Его «Лотус» в очередной раз был быстрее болида напарника. Ромэну впервые в своей небольшой карьере удалось квалифицироваться вторым. Его старт с первого ряда, в окружении пятерых чемпионов, пусть даже и с «грязной» стороны трассы, предвещал интригу. Ведь не секрет, что за Грожаном уже сложилась репутация слегка бесшабашного на старте пилота. Обладая быстрой машиной, французский дебютант уже провоцировал несколько столкновений во время стартов, тем самым ломая себе гонку уже на первых километрах дистанции. Это именно ему ветераны французского автоспорта неоднократно давали совет: «в гонке можно победить, лишь доехав до финиша».

Льюис начинает и лидирует


Вся первая десятка стартовала на мягких шинах и практически находилась в равных условиях. Льюис Хэмильтон уверенно ушел в отрыв с первых метров дистанции. Себастьян Феттель на доли секунды прозевал старт и не сумел воспользоваться преимуществом «чистой» стороны трассы. Его попытка обойти Грожана по наружнему радиусу первого правого поворота оказалась неудачной. Этим успел воспользоваться Дженсон Баттон.


В отличие от своего молодого напарника, который удержался на своем месте, Кими не смог противостоять Фернандо, и испанец опередил финского чемпиона ко второму повороту.


Вытянувшись «змейкой», пелотон стал дальше тщательно утюжить трассу венгерского автодрома, уже без видимых попыток борьбы за позицию. Ибо с тяжелыми баками на этой относительно короткой трассе длиной всего в 4,381 км, имеющей всего одну не очень длинную прямую, да и то стартовую, обгонять практически было невозможно. Даже возможность задействовать подвижное крыло DRS, появляющаяся обычно с третьего круга, не давала результатов. Ибо прямая, на которой это можно было делать, начиналась и заканчивалась медленными поворотами. Да и ее не очень большая длина не позволяла воспользоваться этим преимуществом.


Три дуэли в лидирующей группе обозначали лишь противостояние, но не борьбу. Преследователи ждали неточностей в пилотировании преследуемых ими соперников:Ромэн от Льюиса, Себастьян от Дженсона, а Кими от Фернандо. 

Страсти по бедному Михаэлю


Было бы несправедливым обойти молчанием венгерскую «арию», исполненную солистом команды «Мерседес» легендарным Михаэлем Шумахером. Получилось и в самом деле что-то вроде концерта для скрипки без оркестра.


Проблемы у Михаэля начались еще во время вторых свободных заездов в пятницу. На слегка подмоченной легким дождиком трассе немецкий гонщик не удержал болид на траектории и повредил его, вылетев в отбойник. Затем была ужасная квалификация. Команда перемудрила с настройками в поисках лучшего баланса, и в результате в поворотах «шпильках» болиды «Мерседес» значительно теряли время, поскольку на выходе из них появлялась излишняя поворачиваемость. Таким образом, Михаэль смог квалифицироваться лишь 17-м, а его более удачливый молодой напарник Нико Росберг – 13-м. 


Переживания по поводу происходящего, очевидно, настолько смутили немецкого ветерана, что после прогревочного круга он занял не свою позицию. При повторных просмотрах момента старта мы четко рассмотрели, что болид Шумахера стоял на 19-й позиции. То есть Михаэль занял не свое место, и естественно стоящие за ним болиды Хейки Ковалайнена, Шарля Пика и Педро де ла Росса также сместились на одну позицию назад. Заметив это, руководитель гонки Чарли Уайтинг включил желтые огни и предложил гонщикам поехать на второй дополнительный прогревочный круг. 


Получившаяся из-за этого задержка пагубно повлияла на двигатель «Мерседес». И как признался потом сам Михаэль, чтобы избежать перегрева двигателя, он его заглушил.


Запустить обратно двигатель удалось лишь с помощью механиков команды, да и то, после того как все остальные болиды умчались на второй прогревочный круг, а «Мерседес» Шумахера откатили на пит-лейн.


На этом злоключения Михаэля не закончились. Когда маршалы откатывали его машину на пит-лейн, она случайно колесами наехала на неправильно установленную дренажную решетку. Случился прокол колеса. К сожалению, узнал об этом Михаэль лишь после своего уже боевого старта с пит-лейна вдогонку за пелотоном. Кроме того, будучи первозбужденным от происходящего, немецкий чемпион не заметил, как выезжая к стартовой линии, он чуточку превысил скорость движения по пит-лейну. Опять же с его слов, очевидно, не сработал датчик ограничителя скорости движения по пит-лейну. Это обстоятельство не осталось без внимания стюардов, и Михаэль был оштрафован дополнительным проездом по пит-лейну.
Вернувшись в боксы после первого круга для замены пробитой шины, Михаэль решил сразу же избавиться от быстро изнашиваемых мягких покрышек «софт». Практически он рассчитывал пройти всю гонку с двумя комплектами новых шин «медиум», чтобы не тратить время на лишний пит-стоп. Ведь на 4-м круге ему пришлось проезжать по пит-лейну, отбывая штраф.


В этот день мы видели много обгонов Михаэля Шумахера. Только вот чаще это были обгоны, когда обгоняли немецкого ветерана. Ему лишь приходилось практиковаться в обгонах болидов из команд аутсайдеров.


  Так ничего особенного и не достигнув, на 60-м круге Михаэль окончательно уехал в боксы, чтобы завершить и поскорее забыть этот «черный» венгерский уик-энд.

Дженсон Баттон : «Упущенные возможности»


С учетом погодных условий и особенностей трассы большинство команд избрали тактику с двумя пит-стопами. Причем, по ходу гонки стало ясно, что даже имея более быстрые шины «софт» практически невозможно было совершить обгон соперника. Те редкие обгоны, которые имели место, проходили лишь при явном преимушестве в скорости, либо явном износе шин у впереди едущего соперника.


Команда «МакЛарен», истосковавшаяся по победам своих обоих британских чемпионов, решила любой судьбой набирать по максимуму очки на этом этапе. Но если лидеру гонки, Льюису Хэмильтону они определили тактику с двумя пит-стопами, то почем-то на долю Дженсона выпала тактика с тремя остановками. Скорее всего, в команде не были уверены, сработает ли тактика, определенная для Льюиса. И, чтобы подстраховаться, Дженсону пришлось играть роль «испытательного элемента». Вместо того, чтобы как и Хэмильтону поменять шины в первой и второй трети дистанции, Дженсона зазвали на ранний второй пит-стоп ровно в середине дистанции, и затем ему пришлось еще и делать 3-й пит-стоп через 10 кругов. Решение совершенно непонятное для нас журналистов, и для экспертов, поскольку Баттону прекрасно удавалось сдерживать за собой Феттеля, едущего на более быстрой резине, и сохранять свою гарантированную 3-ю позицию.
 

И пусть даже в конце гонки его бы наверняка обошел Кими Райкконен, но 4-е место давало бы на 4 очка больше, чем 6-е, на котором в конце концов и финишировал Дженсон.

Фернандо Алонсо: «пятерка» в день рожденья


Гонка в Венгрии совпала с днем рожденья Фернандо Алонсо. Приехав в Будапешт лидером чемпионата, с опережением на 34 очка своего ближайшего конкурента Марка Уэббера, Фернандо надеялся еще больше укрепить свое преимущество. Конечно, стартуя с 6-й позиции на сухом асфальте, у него вряд ли были виды на победу. Но Алонсо тем и хорош, что борется всегда, и входит в короткий список самых стабильных гонщиков Формулы-1.


Формально для Фернандо было важно опередить лишь Уэббера, и чтобы Феттель не выиграл гонку. В этом случае преимущество Алонсо еще более бы укреплялось.


Обойдя Кими на старте, Фернандо уверенно катился на 5-й позиции. Пока не пришло время первого пит-стопа. Увы, выехав после смены шин, Алонсо «уперся» в «Уильямс» Серхио Переса, который собирался оттянуть время своего первого обслуживания у механиков. Понадобилось более двух кругов, чтобы Фернандо красивым маневром на спуске после второго поворота, в практически необгонном месте, удачно прошел мексиканца. Этот обгон вполне можно было бы записать в число лучших за гонку. Во-первых, потому что их практически и не было. А во-вторых, он действительно был высокопрофессиональным.


Упорство Серхио вынудило Фернандо потерять свою 5-ю позицию, так как Кими был более разворотлив, и после пит-стопа он сумел опередить испанца.


  «Лишний» пит-стоп ДженсонаБаттона позволил Фернандо опередить британца, и в результате он финишировал на 5-м месте. Чем не оценка «пять» в качестве подарка к своему 31-му дню рождения?! Тем более, что полагающиеся за это место 10 очков, по сравнению с 4-мя очками Уэббера за 8-е место, позволили Алонсо увеличить отрыв от преследователей до 40 очков. А то, что в число претендентов на титул после успешного подиума в Венгрии добавились Льюис Хэмильтон и Кими Райкконен, так это еще и на руку испанцу. Ведь фактически в прямую конкуренцию с ним вступили сейчас 4 гонщика (учитывая Уэббера и Феттеля). И даже, не поднимаясь на подиум, Алонсо будет продолжать лидировать в общем зачете, поскольку соперники будут друг у друга забирать очки в борьбе за первые места. А 40 очков преимущества даже при нынешней системе подсчетов – это весьма весомое «приданное» для гарантий на третий чемпионский титул. Недаром же Фернандо все чаще в ответах журналистам напоминает, что его любимое число – «3», и что он очень хотел бы стать чемпионом мира с командой «Феррари» именно в этом году.

Герой гонки – Кими Райкконен

Редкая улыбка Кими Райкконена (слева)
Несмотря на уверенную победу, которую в конце концов несмотря на постоянный прессинг со стороны гонщиков «Лотус» одержал на Хунгарроринге Льюис Хэмильтон, настоящим героем гонки все же следовало бы назвать Кими Райкконена.


Уступив вначале свою позицию Алонсо, Кими затем нашел свой темп и провел удивительно точную гонку. После первого пит-стопа он обошел Фернандо. А затем, оттянув время второго пит-стопа на 6 кругов по сравнению со своим напарником, Кими сумел на чистой трассе создать такой запас, что обошел сразу и Себастьяна Феттеля и РомэнаГрожана. Правда, при выезде с пит-лейна финскому чемпиону пришлось в достаточно жесткой форме доказывать свое преимущество над напарником. Обе машины «Лотус» поравнялись на подъезде к первому повороту, но поскольку Кими был на внутренней траектории, то он не стал церемониться с дебютантом. Все делая в пределах правил, Кими не оставил места Ромэну на траектории, и тому пришлось заезжать левыми колесами на обочину. Испачкав колеса и потеряв скорость, Грожан вынужден был смириться с преимуществом более именитого и в данной ситуации более наглого напарника.


Правда, взрывной характер молодого французского таланта едва не сыграл с ним злую шутку. Бросившись вдогонку за обидчиком, Ромэн в двух следующих поворотах едва не потерял траекторию. Наши французские коллеги с волнением наблюдали за действиями восходящей звезды французского автоспорта, и лишь когда увидели, что Грожан смирился с ситуацией, и взял себя в руки, вздохнули. Ромэн продолжил гонку в хорошем темпе и уверенно финишировал третьим.


  Преследовавший его Себастьян Феттель, вынужден был поехать на свой третий пит-стоп, а потому был не опасен. Команда «Ред Булл» для обоих своих пилотов избрала проигрышную в этот день тактику. Созданного отрыва от Алонсо Себастьяну вполне хватило, чтобы и после пит-стопа вернуться четвертым. В результате действующий чемпион сократил на 2 очка свое отставание от лидера чемпионата. Анализируя ситуацию итоговой таблицы, мне почему-то кажется, что именно здесь в Венгрии, своими 10 заработанными баллами, Фернандо алонсо обеспечил себе будущую победу в чемпионате. Хотя в гонках случается всякое, и поэтому подождем, когда команды вернутся с летних каникул, и порадуют нас бескомпромиссной борьбой 2 сентября на следующем Гран-при Бельгии. Он состоится, как обычно, на великолепной горной трассе в Спа.

Виталий Петров: «Перемудрили…»


Для российского гонщика трасса Хунгарроринга до этого дня имела самые положительные воспоминания. В 2006 году, гоняясь в Формуле 3000, Виталий Петров здесь завоевал свой первый «золотой подиум», а в 2010 году он в роли дебютанта Формулы-1 квалифицировался на болиде «Рено» здесь на 7-м месте, и финишировал 5-м.


Увы, продолжить славную традицию на этот раз не удалось. Перемудрил с настройками его инженер Джанлука Пизанелло. Он попытался учесть то, что Виталий в этом году практически не совершал собственных ошибок в гонках, и от этапа к этапу совершенствовал свое мастерство пусть на не очень быстром, но достаточно хорошем болиде «Катерхем». И вот пилот и его инженер решили поэкспериментировать, чтобы выдать нагора нечто невероятное. Ну, надоело им быть в роли постоянно замыкающих основную группу. Едут быстро – тогда они финиишируют последними в этой группе середнячков, едут медленно – на финише они первые в группе аутсайдеров, что в принципе, одно и то же.


В результате эксперимент с настройками не удался. Сначала Виталий уступил напарнику в квалификации, а затем еще и проиграл ему в гонке. «Ладно, поэкспериментировали, жаль, что не получилось», - так приблизительно звучало объяснение Виталия и его инженера по поводу не очень удачного выступления в Венгрии. 

Подиум


Счастливая белозубая улыбка Льюиса Хэмильтона, уставшие и почти довольные лица обоих пилотов «Лотус» на послегоночном награждении были встречены шквалом апплодисментов зрителей. Фанаты «МакЛарен» соскучились по победам, а фанаты «Лотус» были безмерно рады дублю их любимцев. Тем более, что венгерский этап всегда считался в обиходе домашним Гран-при Финляндии. И языки венгерский с финским схожи, и болельщики финские сюда едут с большей охотой, чем в другие страны. В общем, получилось весело. Тем более, что первое интервью на подиуме, которое уже вошло в обязательный ритуал этого сезона, у пилотов брал сам испанский оперный певец Плачидо Доминго, специально приглашенный для этого случая венгерским правительством. 

Положение в чемпионате: личный зачет

Пилот

                     Команда     

          Очки

1. Ф. Алонсо

  Феррари  

164

 

2. М. Уэббер

  Ред Булл

124

 

3. С. Феттель

  Ред Булл

122

 

4. Л. Хэмилтон

  МкЛарен

117

 

5. К. Райкконен

  Лотус 

116

 

6. Н. Росберг

  Мерседес

77

 

7. Д.Баттон

  МкЛарен

76

 

8. Р. Грожан

  Лотус

76

 

9. C. Перес

  Заубер

47

 

10. К. Кобаяши

  Заубер  

33

 

Владимир ВАСИЛЬЕВ, фото автора и f1fanatic.com 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter