«Формула-1». Гран-при Великобритании. «Ред Булл» начинает и… проигрывает

Автодром Сильверстоун, с которого началась 75 лет назад «Формула-1», словно отдавая дань своему историческому прошлому, каждый раз дарит любителям и профессионалам автоспорта незабываемую гонку и не перестает удивлять многообразием событий, которые здесь происходят во время гоночного уик-энда. Не стал исключением и состоявшийся в это воскресенье Гран-при Великобритании.


На этой трассе обгонять не так сложно, как, скажем, на городских автодромах. Но все равно каждый обгон в гонке здесь событие не спонтанное. Его нужно тщательно готовить. Поэтому заработанный в субботней квалификации поул в Сильверстоуне важен не только для престижа блеснуть перед знающей автоспорт публикой, но и как средство, чтобы затем победить в воскресной гонке. А если вести речь о Гран-при в дождевых условиях, то важность роли стартовой позиции здесь, без всякого сомнения, вырастает многократно. Синоптики смело прогнозировали дождь на воскресенье. И даже если они обещали осадки не на всю гонку, знающие особенности местной погоды люди понимали, что обойтись без воды на трассе не удастся. Только вот испытать по ходу свободных заездов поведение своих машин на промежуточных и дождевых шинах командам не удалось. В пятницу и субботу над автодромом в Сильверстоуне не было туч. И это добавляло еще одну дополнительную интригу в процесс подготовки команд и пилотов к гонке.

В Сильверстоуне погода была не из жарких

Квалификация

По результатам свободных заездов было очевидным, что главная борьба за поул будет между гонщиками «МакЛарен» и «Феррари». Льюис Хэмилтон и Ландо Норрис отметились в качестве лидеров сессий в пятницу. Их товарищи по команде были совсем рядом. Утром в субботу лидировал Шарль Леклер. Оскару Пиастри ни в одной из трех сессий не удалось возглавить протокол результатов, что для лидера чемпионата было несколько странным.

Что касается действующего чемпиона Макса Ферстаппена, то он и вовсе не претендовал на лидерство. Лишь в субботу фамилия голландца появилась в четверке лучших, давая надежду «Ред Булл», что их гонщику удастся застолбить себе место на старте гонки хотя бы в пределах первых двух рядов стартовой решетки.

В Австрии Льюису был нужен зонтик от солнца, в Британии — от дождя

Впрочем, когда началась квалификация, все предыдущие прогнозы быстро забылись. Уже в первом сегменте из тени остальных участников лидирующей группы вышли Ферстаппен и Пиастри. Они и возглавили протокол первого сегмента. Во второй части квалификации были самыми быстрыми пилоты итальянской скудерии. Кумир местных болельщиков Льюис Хэмилтон, побеждавший чаще остальных действующих пилотов в Сильверстоуне, был самым быстрым. Но результаты были так близки, что в интервал каких-то незначительных 0,3 сек. вмещалась порой дельта всей первой «десятки пилотов».

Оскар Пиастри — отличная гонка, но лишь второе место из-за штрафа

И все же поул достался Максу Ферстаппену. Он сумел-таки нервный болид «Ред Булл» подчинить своим действиям и проехал безошибочно зачетный круг. Пилоты «МакЛарен» были совсем рядом, но поул все равно достался действующему чемпиону. Удивительным образом пилоту «Мерседес» Джорджу Расселу удалось опередить обе машины «Феррари». Его юный напарник Кими Антонелли, проиграв времени победителя квалификации больше, чем полсекунды, был на 7-м месте. Тут уместно будет напомнить, что у итальянца осталось еще с предыдущей гонки неисполненное наказание. За аварию, виновником которой он стал на первом круге в Австрии, испортив гонку Максу Ферстаппену, Кими должен был еще потерять три места на старте Гран-при Великобритании.

Пилоты «Мерседес» — Кими сошел, Джордж лишь 10-й

В целом болельщикам в Сильверстоуне ни в пятницу, ни в субботу скучать не приходилось. В поисках тех самых долей секунды, от которых зависели результаты итоговых протоколов, гонщики частенько переступали за линии пределов возможностей их машин. И вылеты с трассы были не редким событием. Даже в квалификации пришлось останавливать заезды красными флагами. Франко Колапинто уже в первом сегменте повредил свой «Альпин», оставив механиков французской «конюшни» без времени на субботний обед. Им нужно было в срочном порядке подготовить машину своего подопечного к гонке. Пусть даже и хотя бы для старта с пит-лейна.

Британская рулетка

Гонка на мокром асфальте — это всегда интрига. Условия пилотирования настолько отличаются от обычных, что на победу могут рассчитывать даже заядлые «середнячки». Вопрос правильного выбора шин и момента их смены становится главным козырем одних и большой проблемой для других. Но в гонках при наличии ярко выраженной группы лидеров шансы на успешное выступление значительно возрастают. Хотя, с другой стороны, это правило работает и в худшую сторону. Вероятность разбить машину также возрастает, что превращает прогнозы по поводу окончательных результатов гонки скорее в процедуру рулетки, чем в серьезную гоночную аналитику.

После утреннего дождя трасса в Сильверстоуне оставалась еще достаточно мокрой. Все команды поначалу сделали выбор в пользу «промежуточных» шин. Но асфальт быстро подсыхал, и, проехав за машиной безопасности прогревочный круг, 5 пилотов предпочли старт с пит-лейна, чтобы рискнуть и поставить на гонку «слики». Странно было видеть среди них не только тех, кто должен был стартовать с глубины пелетона, но и Джорджа Рассела с Шарлем Леклером. Ведь у них были достаточно высокие стартовые места. «Мерседес» британца имел право на стартовой решетке быть на 4-й позиции, а «Феррари» монегаска — на 6-й. Впрочем, за это мы и любим дождевые гонки в автоспорте. Это непредсказуемость не только условий, но и решений. Настоящая рулетка «по-британски».


В общем, когда был дан старт, в лидирующей группе остались лишь 4 явных претендента на победу и подиумы: обладатель поула Ферстаппен на своем «Ред Булл», пилоты «МакЛарен» и Льюис Хэмилтон на «Феррари». Отчасти поэтому действующему чемпиону удалось сохранить в первом повороте свое лидерство. Стартовый порядок в этой группе к концу первого круга не изменился. Впрочем, этому еще помешал и выезд машины безопасности, бессменный водитель которой Берн Майландер в Сильверстоуне без работы практически никогда не остается.

Сразу два пилота прекратили гонку. Франк Колапинто не смог тронуться с пит-лейна, так как наспех собранная после его аварии в квалификации машина была не в лучшей форме. Отказ коробки передач не позволил аргентинцу даже тронуться с места. А вот «Рейсинг Буллз» Лиама Лоусона после удара в него «Хаас» Эстебана Окона не смог продолжить движение и остановился на трассе. Это и послужило причиной выезда «сейфти-кара».

Франко Колапинто в гонке не стартовал из-за отказа КПП

Можете себе представить, насколько мелочным впоследствии оказался этот инцидент, который при других условиях мог бы претендовать на главное событие в гонке. Дальнейшие события были столь обильными и многообразными, что даже просто их перечисление в хронологическом порядке заняло бы несколько страниц. Поэтому отметим лишь самые важные, повлиявшие на окончательный результат этой интереснейшей гонки. Поверьте, она заслуживает того, чтобы пересматривать затем ее еще не единожды, восстанавливая в памяти происходившее в это воскресенье на британском автодроме.

Нико Хюлькенберг — герой дня в Сильверстуоне

Вряд ли, начиная гонку в этот день с последнего места на стартовой решетке на своем весьма скромненьком «Заубер», Нико Хюлькенберг думал о том, что здесь, в Сильверстоуне, наступит наконец-то его звездный час. Имея за плечами огромный опыт и 238 гонок в «Формуле-1», немецкий гонщик был еще и обладателем «грустного» рекорда: за всю свою столь долгую карьеру он ни разу не был на подиуме. И, по сути говоря, он уже наверняка и не надеялся избавиться от этого клейма «неудачника» в этом году. Надежды попробовать вкус шампанского при награждении Нико оставлял скорее на следующий сезон, когда «Заубер» официально станет заводским коллективом автомобильного концерна «Ауди» и, возможно, появится шанс построить быструю машину в условиях нового регламента.

Герой дня в Сильверстуне Нико Хюлькенберг

Но судьба решила распорядиться иначе. И началось все именно на первом круге Гран-при Великобритании. Когда на трассе появилась машина безопасности, Хюлькенберг с некоторым удивлением для себя отметил следующее: в толчее стартовой борьбы и многочисленных перестановок в пелетоне в условиях крайне ограниченной видимости из-за массы брызг, поднимаемых машинами соперников, он оказался на 10-м месте. Начало было положено.

Когда на 20-м круге Исаак Хаджар ударился сзади в «Мерседес» Кими Антонелли и снова выехал «сейфти-кар», то Хюлькенберг был уже на 5-м месте. А после вылета с трассы после собственной ошибки Макса Ферстаппена Нико и вовсе оказался четвертым. Именно в тот момент, очевидно, у немецкого гонщика мелькнула мысль, что он может попытаться изменить многолетнюю тенденцию избегать места на подиуме. Но ему все еще верилось с трудом, что это возможно. Сколько раз уже ему приходилось финишировать у самого подножия трибуны награждения, все время оставаясь в лучшем случае 4-м, но не среди первой тройки победителей.

Ветеран Нико Хюлькенберг на скромном «Заубер»

А вот когда на 35-м круге Нико удалось обогнать Лэнса Стролла, то место на подиуме действительно уже замаячило как реальная возможность. Надо было только удержать позади себя Льюиса Хэмилтона. Ни много ни мало, всего лишь не уступить позицию 7-кратному чемпиону мира на «Феррари», имея у себя в распоряжении «Заубер», который в командном зачете из последних сил борется за то, чтобы остаться на предпоследней строчке.

Но это оказалось возможным. В длинном списке тех, кто совершал в этот день ошибки пилотирования и вылетал с трассы, теряя при этом драгоценные секунды, Нико Хюлькенберг, к счастью, не отметился. И ему удалось финишировать на 3-м месте. Прекрасно знающие о репутации немецкого гонщика и его антирекорде соперники искренне поздравляли Нико после финиша. Зрительское голосование с большим отрывом от конкурентов присудило немцу звание «Гонщик дня». Браво, Нико! Теперь и у тебя есть в копилке кубок, воспоминания о запахе мокрого из-за брызг шампанского собственного гоночного комбинезона и, главное, о вкусе этого самого шампанского.

Если кто-то подумал, что с 2009 года, когда он стал чемпионом молодежной серии GP2, Хюлькенберг не пил шампанского на подиумах, то он ошибается. В 2015 году в составе команды «Порше» Нико стал чемпионом одной из самых престижных мировых гонок «24 часа Ле-Мана». Только вот к «Формуле-1» и ее подиумам это никакого отношения не имело.

Оскар Пиастри — жертва обстоятельств или решения стюардов?

Можно сказать, что этот Гран-при Великобритании Оскар Пиастри провел великолепно. На рестарте на 8-м круге после ухода машины безопасности пилоту «МакЛарен» удалось сделать то, что он не сумел сделать в самом начале гонки. Он опередил Макса Ферстаппена и вышел в лидеры. Затем австралийцу удалось создать хорошее преимущество над преследовавшим его соперником. И сомневаться в преимуществе лидера чемпионата не приходилось.

У руководителя «МакЛарен» есть повод для радости

Однако перед вторым рестартом после аварии Хаджара и Антонелли произошел инцидент, вызвавший впоследствии множество споров. Следуя за сейфти-каром, когда Берн Майландер погасил огни, показывая тем самым, что он уходит с трассы в конце этого круга, Оскар неожиданно резко притормозил. Как потом было зафиксировано по телеметрии, с 200 км/ч он сбросил скорость до 50. Это вынудило преследовавшего его Макса Ферстаппена обогнать машину лидера, что запрещено правилами. Чтобы не быть наказанным, Макс тут же вернул позицию Оскару, не преминув пожаловаться по радио на поведение соперника. Мол, тот практически остановился, а затем вновь ускорился.

По правде сказать, тут Макс, конечно, хитрил. Его манеру прессинговать соперников во время езды за машиной безопасности перед рестартом знают все. Стюарды неоднократно делали замечания голландцу за то, что он практически едет в такие моменты рядом с машиной лидера, оказывая постоянное психологическое давление. Это позволяет затем Максу успешно обгонять соперника, когда машина безопасности уезжает с трассы. В регламенте даже по этому поводу пришлось делать дополнение, запрещающее такое поведение. Теперь ехать рядом с лидером пелетона сбоку запрещено. Но это не мешает голландцу прессинговать сзади, держась вплотную к лидеру.

Пару гонок назад инцидент с Джорджем Расселом в роли лидера уже имел место быть. Но тогда британского гонщика не стали наказывать за неожиданное торможение. Обычно таким маневром лидеры пытаются «сбросить» с кормы наглого конкурента, и это известно уже не первое десятилетие. Подобными торможениями славился Михаэль Шумахер, за что ему доставалось частенько от критиков и соперников. Но однажды, когда в роли преследователя немецкого чемпиона был Хуан-Пабло Монтойя, маневр Шумахера не удался. Венесуэлец врезался в корму «Феррари» Михаэля — и оба пилота сошли. С тех пор Шумахер был куда более осторожным в применении такого приема.

Джордж Рассел — одна из жертв неудачной тактики со сменой шин

Макс Ферстаппен тоже не брезгует торможением, когда сам бывает в роли лидера за машиной безопасности. Но до столкновений дело еще не доходило. В правилах, чтобы избежать эффекта «гармошки», когда при резком торможении лидера в самом неожиданном месте могут пострадать в глубине пелетона другие гонщики, не сумевшие отреагировать на резкий маневр, предусмотрено наказание. Пилоту-виновнику могут выписать штраф в 10 секунд. При смягчающих обстоятельствах ограничатся пятью.

Но до конкретных наказаний еще дело не доходило. И вот в Сильверстоуне стюарды решили-таки наказать виновника. Странным образом в этой роли оказался лидер чемпионата Оскар Пиастри. Наказание австралийца лишило его лидирующей позиции и дало возможность на финише первым проехать под клетчатый флаг его напарнику британцу Ландо Норрису.

Ландо Норрис — победитель Гран-при Великобритании. Интервью накануне победы

В финальной части дуэль пилотов «МакЛарен» могла бы состояться, но времени оставалось мало. И сократить интервал до возможности проведения атаки Оскар уже не успевал. Напарников разделили 6,8 сек. на финише.

Пиастри обратился было на последних кругах к своему командному мостику с просьбой рассмотреть вопрос: не вернуть ли Ландо ему позицию, поскольку решение о штрафе было весьма сомнительным. Но в «МакЛарен» четко дали понять своему лидеру, что командной тактики в тот день не предвидится. Кто бы сомневался?! На домашней трассе в Сильверстоуне британская «конюшня» имеет возможность своего британского гонщика привести к победе перед десятками тысяч зрителей и миллионами телезрителей у экранов телевизоров. И что, она от этого откажется? Очень в этом сомневаюсь.

Недаром же злые языки тут же усмотрели теорию заговора британцев, отметив, мол, стюарды не без симпатии к Норрису «помогли» своему соотечественнику победить на домашнем Гран-при. Но не будем вдаваться в эти дискуссии. Стюарды действовали в пределах регламента и обезопасили свое решение от бесполезной критики.

Правда, теперь создан прецедент, и интересно будет посмотреть, получит ли он продолжение в дальнейшем, только по отношению к другим пилотам? Ведь до сих пор подобных наказаний за последние годы уже и не припомню в «Формуле-1».

В итоге Оскар Пиастри одержал свою первую победу в Сильверстоуне, и теперь его от лидирующего в личном зачете напарника отделяют всего 8 очков. Борьба за титул еще только разгорается.

 И Макс способен ошибаться

Всем свойственно ошибаться, только одни это делают чаще, а другие реже. Ошибки, которые допускал Ферстаппен по ходу этой гонки, не позволили голландскому чемпиону сохранить свое лидерство. Более того, после очередного вылета он оказался уже в конце «десятки», потеряв надежду на кубок, пусть даже «бронзовый», в качестве утешения после дубля «МакЛарен». Легко лидировать, когда у тебя самая быстрая машина и ты возглавляешь личный зачет чемпионата  «Формулы-1». Но совсем другое дело, когда соперники оказываются быстрее, а твой болид уже не такой быстрый, как раньше.

Впрочем, в финальной части гонки Ферстаппен показал еще, что он не забыл, как нужно пилотировать даже в сложных условиях мокрой трассы. Он сумел подняться до 5-го места, минимизировав свои потери после того, как сделал несколько ошибок. В итоге Макс уже 69 очков уступает лидирующему в чемпионате Оскару Пиастри, и о победе в этом сезоне команда «Ред Булл» уже старается не вести разговоров.

В Кубке конструкторов «МакЛарен» более чем в 2 раза опережает ближайших соперников из «Феррари»: 466 очков против 222.

В целом же, оценивая гонку Ферстаппена в Сильверстоуне, напрашивается вывод сродни шахматным баталиям: «Ред Булл» начинает и … проигрывает. Макс не смог реализовать свое преимущество старта с поула, чтобы победить в этом Гран-при.

Следом за Ферстаппеном финишную черту в этой сумасшедшей по объему событий гонке пересекли Пьер Гасли («Альпин»), Лэнс Стролл («Астон Мартин») и Алекс Элбон («Уильямс»). Решения их командных мостиков по поводу времени замены шин были наиболее оптимальными. А вот очевидными жертвами ошибочных тактических решений стали Фернандо Алонсо, Джордж Рассел и Шарль Леклер. Испанский чемпион не преминул бросить едкое замечание по радио своим инженерам из «Астон Мартин»: «Мы что, всегда так неправильно меняем мне шины и проигрываем гонки? Или вы просто действуете так по приколу, чтобы пошутить?»

Фернандо Алонсо тоже не повезло с выбором шин, но на финише он был хотя бы 9-м

Рассел сумел на своем «Мерседес» финишировать лишь на 10-м месте, заработав одно очко, хотя 4-я стартовая позиция британца давала куда более оптимистичные прогнозы на гонку.

А Шарль Леклер, расстроенный от того, что на стартовой решетке его напарник был чуть повыше, решился не без ведома руководства скудерии «Феррари» на авантюрный шаг и начал гонку с пит-лейна на сликах, а не с 6-го места на промежуточных шинах. Итог гонки для монегаска просто удручающий — предпоследнее, 14-е место на финише. Как говорится, забыть и больше не вспоминать.

Следующий этап состоится через 3 недели. Это будет Гран-при Бельгии и гонка со спринтом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter