Формула-1. Гран-при Сан-Паулу. Макс Ферстаппен на пути рекордов

В то время как Макс Ферстаппен благодаря быстрой машине и своему гоночному таланту с легкостью штампует очередные рекорды, звездами Гран-при Формулы-1 становятся другие гонщики. В Сан-Паулу большая часть оваций зрителей досталась не голландскому чемпиону, а его соседям по призовому подиуму. Настоящими героями дня на Интерлагосе в минувшее воскресенье стали Ландо Норрис («МакЛарен») и испанский ветеран Фернандо Алонсо («Астон Мартин»).

Квалификация

Поскольку на бразильском автодроме прошедший гоночный укиенд был со спринтерской гонкой, то фактически квалификаций было две. И даже проходили они в том же формате, только в субботу утром на квалификационные заезды был выделен более короткий промежуток времени. Поэтому главной все же оставалась та квалификация, которая определяла порядок пилотов на стартовой решетке воскресной гонки. И проходила она в пятницу после обеда.

Сокращенный формат свободных заездов вновь поставил команды перед трудным вопросом: какие именно настройки следует выбирать на квалификацию и гонку? А тут еще и погода решила вмешаться в спор пилотов за места на старте. Приближающаяся гроза торопила гонщиков, и что самое удивительное: в этих казалось бы сложных условиях первого сегмента квалификации интервал между временем прохождения быстрого круга первого и последнего пилотов составил всего 0,9 сек.

Я уже однажды приводил в качестве сравнения такой пример. Повторю еще раз. Представьте себе, что на дистанцию длиной почти в 4.5 км, имеющую полтора десятков поворотов, одновременно выехали 20 гонщиков. И на финише вы не успеваете произнести «двадцать два» (старый армейский прием: произнося числа «двадцать один», «двадцать два», «двадцать три», вы наиболее точно отсчитываете по секундам 1, 2, 3 - прим. В.В.), как мимо вас проносятся все двадцать болидов пелотона. Вот насколько близко сейчас по своим характеристикам находятся машины Формулы-1. И тем не менее среди этой двадцатки есть и лидеры, и аутсайдеры.

Во втором сегменте интервалы между результатами первых 10 пилотов уместились всего в 0,35 (!) сек. В финал вышли гонщики 4-х команд-лидеров и … оба пилота «Астон Мартин». Странное дело, еще в начале этого сезона, который эта канадско-британская «конюшня» начала весьма успешно благодаря удачным наработкам инженерной мысли, мы бы так не удивлялись. Но к концу календаря чемпионата гоночный коллектив Лоренса Стролла, не имея возможности обновляться, как другие участники соревнований, со своего 3-го места переместился на 5-е. И от гонки к гонки Стролл и Алонсо не переставали удивлять своих болельщиков откровенными провалами. Хорошо еще, что вторая «пятерка» команд, включая аутсайдеров, пока не приблизилась по очкам к «Астон Мартин», чтобы угрожать их положению.

Финальный сегмент квалификации можно было назвать как «большая тревога перед бурей». Гонщики успели проехать всего по одному зачетному кругу, прежде чем руководство гонки приняло решение вывесить красные флаги и завершить квалификационную сессию досрочно. Поул достался Максу Ферстаппену, увеличив число его побед в квалификациях до 11 в этом сезоне и до 31 в целом в его формульной карьере.

Право стартовать с первого ряда заслужил также Шарль Леклер на своей «Феррари», а вот второй ряд полностью достался команде «Астон Мартин», причем Лэнсон Стролл сумел опередить на зачетном круге своего именитого испанского напарника Фернандо Алонсо. На третьем ряду квалифицировались пилоты «Мерседес» во главе с Льюисом Хэмилтоном, а на 4-м свои машины на старте воскресной гонки готовили Ландо Норрис («МакЛарен») и второй пилот итальянской скудерии Карлос Сайнс.

«Перестрелка» и спринт

Под таким девизом проходила суббота на автодроме в Интерлагосе. Не подумайте ничего плохого про местную публику. Речь, конечно же, не шла о бандитских разборках, которыми славятся бразильские районы фавел, так называемых трущоб в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Просто, чтобы как-то отличать главную квалификацию Формулы-1 от квалификационных заездов перед субботней спринт-гонкой, их решили назвать «Shootout», что в дословном переводе с английского означает «перестрелка».

По правде сказать, мне больше по душе второй перевод этого термина - ПРИСТРЕЛКА. Кто занимался спортивной стрельбой или служил в армии, тот понимает истинный смысл этого слова. Так называется процедура, когда пристреливается оружие для выполнения упражнений на данной дистанции. В зависимости от ее результатов затем вносятся корректировки в прицельные приборы, чтобы обеспечить оптимальное попадание в мишени.

Так вот «пристрелка» в субботу утром вновь показала удивительную плотность результатов. Хотя на этот раз уже не было над автодромом угрозы шторма, как накануне. Упавшая крыша одной из трибун была приведена в порядок, а дождевые шины были отложены в дальний угол боксов за ненадобностью. Лучшим «отстрелялся» Ландо Норрис, а следом за ним на стартовой решетке спринта разместились пилоты «Рент Булл» во главе с Ферстаппеном и пилоты «Мерседес», только теперь уже во главе с Джорджем Расселом.

Действующему чемпиону не понадобилось много усилий, чтобы уже в первом повороте выйти вперед и возглавить гонку. Дальнейшее уже было для него сродни легкой прогулке. А вот Ландо Норрису пришлось слегка попотеть, чтобы отстоять свою вторую позицию. На пару кругов он ее уступил Джорджу Расселу, но затем сумел вернуть ее обратно и финишировать вслед за Максом Ферстаппеном.

Серхио Перес в отличие от своего напарника по «Ред Булл» сначала откатился на 5-е место, пропустив вперед себя обоих пилотов «Мерседес». Однако когда на машинах немецкой «конюшни» стал быстро прогрессировать износ шин, то мексиканцу удалось отыграться и финишировать 3-м.

Это странное новое явление под названием спринт у одних вызывает дикий восторг от того, что зрителям не приходится скучать по пятницам и субботам. Для других же он служит разочаровывающим фактором гоночного уик-енда. Я бы сказал даже так: в то время как зрители действительно наслаждаются видами упорной борьбы на трассе вместо скучных свободных заездов на время, гонщики и команды словно отбывают повинность, стараясь не разбить машины, поскольку главные очки все же даются по результатам воскресной гонки.

И даже баллы, которые начисляются первым восьми приехавшим на финиш спринта пилотам, не особенно воодушевляют гонщиков на жесткую борьбу. Благо, что в нынешнем сезоне бразильский спринт был последним в календаре. Теперь стоит ждать решения FIA по поводу того, будет ли в дальнейшем спринт в таком же виде, или что-то изменится? Но то, что спринту быть, уже ни у кого не вызывает сомнений.

Воскресная гонка под названием Гран-при Сан-Паулу

Все ждали и надеялись на то, что смогут увидеть настоящее сражение «Феррари» и «Ред Булл» на стартовом круге главной гонки. Но увы, Шарль Леклер выбыл из борьбы еще на прогревочном круге. Из-за отказа электроники на его болиде перестала работать гидравлика, и пилот скудерии просто вылетел с трассы, ударившись о барьеры.

Лишившись хоть какого-то конкурента поблизости от своего болида, Макс Ферстаппен еще с большей легкостью, чем накануне, сохранил лидерство. Удачнее всего стартовали Ландо Норрис и Льюис Хэмилтон, поднявшись с седьмой на вторую и с пятой на третью позиции соответственно.

Правда, гонку на время пришлось прервать красными флагами. На стартовом круге не поделили места между собой Алекс Элбон на «Уильямс» и Кевин Магнуссен на «Хаас». Они взяли в «коробочку» между собой Нико Хюлькенберга, и в этой толчее, коснувшись колесами о машины соперников, оба улетели в отбойники.

После ре-старта на протяжении всей гонки машина безопасности уже не понадобилась. В итоге на финише Макс Ферстаппен был вне всяких сомнений первым, а Ландо Норрис сохранил отыгранную на старте 2-ю позицию. Британец отлично провел гонку, особо не нуждаясь в обгонах соперников. А вот позади него разгорелось самое настоящее сражение за право испить шампанского на подиуме бразильского автодрома.

Есть еще порох в испанских пороховницах

Лучше, наверное, и не скажешь. Серхио Перес стартовал, как уже отмечалось выше, с 9-й позиции. Весьма скромный результат для чемпионской машины, учитывая, что напарник - обладатель поула. Подобравшись после серии неплохих обгонов вплотную к ехавшему на 3-м месте Фернандо Алонсо, мексиканский гонщик фактически всю вторую половину дистанции пытался реализовать преимущество своего болида над машиной «Астон Мартин». Но испанский чемпион был неподражаем. Так чисто обороняться на протяжении почти 40 кругов от более быстрой машины - это заслуживает особого уважения, особенно если учесть, что Фернандо самый возрастной гонщик нынешнего пелотона. Ему уже 42 года.

Лишь на предпоследнем круге пилот «Ред Булл» сумел обойти испанского чемпиона, рассчитывая, что теперь-то уж точно ему доведется окунуться в душ из шампанского на подиуме. Но не тут-то было. Фернандо удалось за несколько поворотов до финиша вернуть себе позицию и, что самое главное, - отстоять ее на финишной прямой. А ведь в этот момент у Серхио Переса были в распоряжении и активированное подвижное крыло DRS, и слип-стрим, и чемпионский болид. Но под клетчатый флаг, пусть с минимальным преимуществом в 0,05 сек, но первым все же въехал испанский ветеран.

Бразильские болельщики просто ликовали от увиденного. На этом фоне даже поставленный победителем гонки очередной рекорд вообще ничего не значил. А ведь Макс Ферстаппен за счет этой победы сумел обойти по количеству выигранных Гран-при 4-кратного французского чемпиона Формулы-1 Алена Проста. И теперь голландский чемпион, если он одержит победы в двух оставшихся гонках, может войти в тройку самых успешных гонщиков Больших призов. Он сейчас имеет всего на 1 победу меньше, чем Себастьян Феттель.

Серхио Перес, Лэнс Стролл и Карлос Сайнс замкнули в итоговом протоколе первую «шестерку». Следующий этап пройдет в Лас-Вегасе чуть менее, чем через две недели. Это будет предпоследняя гонка сезона, в котором слишком рано, на мой взгляд, определился победитель в обоих зачетах, командном и личном. Хорошо еще, что остальные гонщики способны нам дарить зрелище, подобное тому, что мы видели в Сан-Паулу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter