Формула-1. Гран-при России. Сладкий пирог с горчинкой

Команда «Мерседес» с поразительной настойчивостью вот уже в 5-й раз добивается победы на Гран-при России. Похоже, автодром в Сочи благоволит лишь к немецким «серебряным стрелам», всякий раз оставляя их главного конкурента из итальянской «Феррари» без высших наград. Льюис Хэмильтон сегодня одержал свою 70-ю победу в карьере, увеличив теперь свой отрыв в чемпионате от ближайшего преследователя Себастьяна Феттеля до 50 (!) очков. 

И хотя теоретически этот разрыв можно сократить все за две гонки, одержав в них победы при том, что Льюис сойдет с дистанции, на самом деле преимущество британского чемпиона стало более, чем угрожающим для его основного конкурента.

Это скромная машина Шарля Леклера в Сочи была 7-й

Если предположить, что в оставшихся пяти гонках Себастьян одержит 5 побед, то Хэмильтону достаточно в них финишировать не ниже 3-го места, чтобы завоевать свой 5-й чемпионский титул.

Горчинка на сладком пироге

И все же сладкий вкус от «праздничного пирога» сегодняшнего победителя был слегка подпорчен «горчинкой». И в этом была вина «главного повара» сегодняшнего праздника – руководителя команды «Мерседес» Тото Вольфа. Именно он решил ради 7 лишних очков преимущества в личном зачете Льюису отдать приказ второму пилоту своей «конюшни» Вальттери Боттасу уступить свою позицию напарнику. Понятно, что в команде это обсуждалось заранее, и поначалу идти на эти крайние меры никто не собирался. Но по ходу гонки ситуация сложилась так, что финский гонщик действительно мог оказать добрую услугу своему коллеге, что он и сделал. Наверняка, Вальттерри думал, что перед финишем с командного мостика прозвучит приказ вернуть ему позицию, но Тото Вольф решил не рисковать, и Боттасу порекомендовали оставаться на втором месте до самого финиша.

Этот болид был самым быстрым в Сочи, но не победил

Этот инцидент фактически испортил настроение обоим пилотам «Мерседес». Льюис не хотел иметь такой откровенный «подарок», учитывая, что он и без того лидирует в чемпионате. И данная услуга – это, скорее, «перестраховка» на всякий случай, который может еще произойти в оставшихся гонках. А Вальттери еще ни разу не был так близок к победе в этом сезоне, учитывая завоеванный им поул, выигранную дуэль на стартовом круге и показанный быстрый круг в гонке. И хотя Хэмильтон назвал публично эту помощь напарника «джентльменским поступком», первым подошел поблагодарить Боттаса после финиша и наверняка, оставшись один на один с ним в пилотской комнате, пообещал вернуть «должок» сторицей в других гонках, настроения на подиуме это им не улучшило.

В какой-то момент, уже стоя на подиуме с кубком в руках, Льюис искренне и непроизвольно сделал жест, предложив напарнику забрать кубок себе, но Вальттери тут же движением своей руки остановил британца. Подобный инцидент уже имел место в истории «Феррари», когда Михаэль Шумахер в эпоху своих 5 подряд титулов для скудерии отдал награду своему напарнику Рубенсу Барикелло прямо при награждении. Именно за такой же поступок. Но ФИА строго наказала тогда виновников такого вольного отношения к своим высшим наградам. И командная тактика была даже на несколько лет запрещена в Формуле-1.
В этот раз прибегать к наказаниям не пришлось. 

70-я победа Льюиса Хэмильтона в карьере

Кстати сказать, третий участник награждения на российском подиуме также не пылал радостью. Себастьяну Феттелю не удалось на старте опередить Льюиса Хэмильтона. А затем, когда за счет удачного круга выезда после пит-стопа немецкий чемпион сумел это все-таки сделать, то через несколько минут ему все равно пришлось уступить: машины «Мерседес» действительно на автодроме в Сочи по-прежнему остаются самыми быстрыми.

Правда, защищая свою позицию, гонщик «Феррари» совершил так сказать «дисциплинарно наказуемое деяние», пойдя на крайние меры и дважды изменив траекторию перед машиной соперника. Но стюарды на этот раз были слишком благосклонны к претенденту на чемпионский титул. После тщательного рассмотрения опасного инцидента Себастьян наказан не был, хотя все прекрасно понимали, что нарушение с его стороны было. Руководство гонки просто решило не вмешиваться в борьбу за титул дисциплинарными методами, тем более, что Льюису удалось избежать неминуемого столкновения, которое своими действиями  фактически спровоцировал Феттель. В итоге немецкий чемпион еще на 10 очков отдалился от уже почти призрачной мечты завоевать свой очередной титул.  

Справедливости ради….

И все же если взглянуть на ту ситуацию с объективной стороны, то якобы кажущаяся неминуемой победа Боттаса была не такая уж и гарантированная. Поначалу в «Мерседес» и не планировали применять так называемую «командную тактику». Удержав свое первое место после самого важного на стартовом круге второго поворота, Вальттерри лидировал в гонке вплоть до того момента, пока ему не понадобилось поехать на пит-стоп. При этом заметим, что большого отрыва от Льюиса он не сумел создать. Более того, его команда позвала в боксы первым, что явно противоречило логике, если бы Тото Вотльф с самого начала решил играть в пользу Льюиса. Осмелюсь предположить, что окажись на их месте «Феррари», то первого в любом случае позвали бы не Кими Райкконнена, если бы он возглавлял гонку, а Феттеля. А Кими бы «притормозил» соперника, пока его напарник ввернулся на трассу и не создал бы себе достаточно безопасный отрыв. Такое нам даже в этом сезоне приходилось наблюдать не однажды, когда финскому чемпиону руководство скудерии откровенно ломало стратегию его гонки в угоду лидеру команды.  

А у Феттеля на титул шансов все меньше и меньше

Вернувшись на трассу, Боттас оказался через пару кругов позади Макса Ферстаппена, который на жестких шинах зрелищно прорвался в лидеры после старта с последнего ряда. Темп «Ред Булл» на Гран-при России был на удивление высоким, и Вальттери даже не удалось приблизиться к голландцу, несмотря на то, что у того к середине гонки шины были уже далеко не новыми. Даже от своего напарника Боттасу не удалось отъехать, хотя Льюису пришлось жестко сражаться с Себастьяном, чтобы вернуть утраченную после пит-стопа позицию. 

Отдадим должное Хэмильтону: свой единственный, но очень важный обгон своего главного конкурента в борьбе за чемпионский титул он провел в Сочи дерзко, но красиво и профессионально. Чего не скажешь о попытке Феттеля защититься от атаки соперника. Увернувшись от столкновения, чуть даже перетормозив, Льюис сумел-таки в следующей связке поворотов пройти Себа уверенно  и чисто.

Боттасу не до разговоров после Сочи

Боттас в это время ехал в 2,5 секундах впереди. И если бы он не подпустил к себе напарника на дистанцию включения ДРС (меньше секунды), то на командном мостике и не стали бы прибегать к «командной тактике». Обе машины «Мерседес» спокойно бы докатились до финиша в том же порядке. 

Однако Льюису удалось приблизиться к Вальттери на расстояние атаки, и именно в тот момент финну был отдан приказ Тото Вольфа с командного мостика пропустить его напарника без борьбы. Отдадим должное Боттасу, он это сделал красиво и корректно, замедлившись слегка перед поворотом, чтобы не дать преимущества «висящему на задних фонарях» у машины Льюису Феттелю. 

С учетом всего выше сказанного, я полагаю, что если у финского гонщика и есть повод слегка обидеться на команду, то этот повод не такой уж и сильный. Тем более, что наверняка у него будет возможность получить хорошую компенсацию в виде помощи ему со стороны Льюиса в оставшихся гонках, когда вопрос о чемпионском титуле будет решен, а вице-чемпионский титул будет желанной целью для финна. В конце концов ведь никто не мешал Боттасу с начала сезона показывать результат на уровне своего более успешного напарника, имея одинаковую с ним машину. Тогда бы вопрос о применении командной тактики вообще бы не стоял на повестке дня в «Мерседес». 

Гонщик дня Гран-при Сочи Макс Ферстаппен
 
Поостыв после переполнявших его эмоций на финише, Вальттери заявил журналистам, отвечая на провокационные вопросы о «возврате долга» в других гонках: «Не надо мне ничего возвращать. Мне интереснее будет просто бороться за победы, а не получать их в качестве награды». В этом его поддержал и сам Хэмильтон: «Уверен, что у Вальттери впереди еще много будет побед».

«Феррари» ждут сходов Льюиса

Не сумев одолеть лидера чемпионата в Гран-при России, итальянской скудерии ничего не остается теперь, как ожидать сходов Хэмильтона в оставшихся пяти гонках. Что будет тому причиной – неисправность техники или авария в гонке – это уже не важно. Вполне осознавая, что при наличии самой быстрой машины в пелотоне «Феррари» рискует в очередной раз оказаться без заветного чемпионского кубка, Феттель будет вынужден на каждом из оставшихся Гран-при выкладываться по полной.

А учитывая то, что и Боттас в последних гонках подтянулся в своих результатах, то и борьба за Кубок конструкторов для скудерии может оказаться проигранной. Между командами сейчас 53 очка не в пользу итальянцев. 

Следует отметить еще и возросший темп болидов «Ред Булл». Последние обновления, привезенные австрийцами в Сингапур и Россию, позволили Максу Ферстаппену показать отличный пилотаж в Сочи, за который он получил звание «Гонщика дня». И надо сказать, что это вполне справедливо: за 7 кругов Макс сумел с 19-го стартового места безо всяких выездов машины безопасности и включения режима виртуального «сэйфети кара» прорваться в первую «шестерку». И это на автодроме, который по уровню возможностей обгона входит в тройку самых сложных. Фактически своей сегодняшней гонкой голландец посрамил всех, кто утверждал, что в Сочи обгонять невозможно. Понятно, что будь стартовая позиция Ферстаппена на 2-м или даже 3-м ряду, он мог бы изрядно «подпортить» спокойную жизнь претендентам на подиум. 

Льюису осталось совсем немного до 5-го  титула

Похоже, и в оставшихся гонках не следует «Феррари» сбрасывать со счетов команду «Ред Булл». И даже если у «Мерседес» будут проблемы, придется считаться еще и с мнением Ферстаппена и Риккиардо, изголодавшихся по подиумам и тем более победам.

Будущая угроза Феттелю

А вот выступление на сочинском автодроме Шарля Леклера, пожалуй, можно вполне считать оформившейся угрозой для будущего сезона Себастьяну Феттелю. Не проехав и одного полного сезона в Формуле-1 за команду «Заубер», выпускник гоночной Академии «Феррари» получил подписанный на два года контракт в саму итальянскую скудерию. В следующем сезоне он «поменяется местами» с Кими Райкконненом. Многие эксперты и журналисты уже предвкушают удовольствие от будущей внутрикомандной борьбы Леклера и Феттеля, вспоминая при этом сезон 2014 года. В тот первый год новых моторов дебютант «Ред Булл» Даниель Риккиардо просто «уничтожил» своим выступлением 4-кратного немецкого чемпиона. Австралиец трижды одержал победы в том сезоне полного доминирования команды «Мерседес», при том, что его именитый и более опытный напарник всего однажды был вторым и трижды третьим за весь сезон. Счет по очкам по итогам того года был 238:167 в пользу дебютанта.

Повторится ли подобное теперь уже в стенах «Феррари»? Сказать трудно, но исключать этого нельзя. Шарль Леклер, впервые приехав на российский автодром, сумел после старта с 7-го места финишировать на той же позиции. Учитывая, что вперед прорвались 2 более быстрые машины «Ред Булл», монегаску для сохранения на финише своего места пришлось обогнать в гонке «Форс Индия» Эстебана Окона и «Хаас» Кевина Магнуссена. И не будем забывать, что в распоряжении Леклера всего лишь скромненький «Заубер», пусть даже и со спонсорской ливреей «Альфа Ромео».

Макс Ферстаппен совершил больше всех обгонов в Сочи

Эксперименты «Рено» и другое

Тактика, на которую решилась команда «Рено», не выезжая во втором сегменте квалификации, не принесла должного успеха. Стартовав с 6-го ряда, ни Карлосу Сайнсу, ни Нико Хюлькенбергу не удалось прорваться  в очковую зону. Места там, помимо 6 гонщиков трех команд-лидеров и лучшего дебютанта сезона Шарля Леклера, хватило лишь Кевину Магнуссену и паре пилотов «Рэйсинг Поинт Форс Индия».

Россиянин Серей Сироткин признал свою гонку самой сложной в сезоне. После старта с 13-го, обнадеживающе высокого для него места, Сергей финишировал 18-м.  Позади него оказались лишь сошедшие в начале гонки из-за технических неисправностей с тормозами оба пилота команды «Торо Россо».

Повышенное внимание к будущему чемпиону

Не показал себя даже испанский чемпион Фернандо Алонсо. Испанец смог утешить себя в Сочи лишь тем, что в очередной раз одержал победу и в квалификации, и в гонке над своим бельгийским напарником Стоффелем Вандорном. А непосредственно на финише Гран-при Фернандо проехал под клетчатым флагом 14-м, то есть позади шведа Маркуса Эриксона. Похоже, решение уйти из «МакЛарен» и вообще из гонок Формулы-1 хотя бы на один сезон теперь кажется уже вполне логичным для испанца.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter