Формула-1. Гран-при Мексики. Герои - одни, а побеждают другие

Переполненные трибуны автодрома имени братьев Родригес в Мехико в день гонки Формулы-1 не долго думали, кого им выбрать себе в качестве «кумира на час». Возмутителем спокойствия, доставившим хлопот и себе, и команде, и стюардам, и соперникам на завершившимся вчера Гран-при Мексики был бесспорно Макс Ферстаппен. 

Именно ему в итоге и досталась пальма первенства по итогам интернет-голосования за звание «Гонщик Дня». Вот только шампанского голландцу никто по результатам гонки не налил. Увы, эта прерогатива предусмотрена лишь для непосредственных участников подиумных торжеств. А до подиума, как известно, гонщик «Ред Булл» так и не смог добраться.    

Старт у Сайнса был многообещающим

Самый быстрый – не значит победитель

У Макса Ферстаппена с мексиканским автодромом свои особые взаимоотношения. Уже в первом сезоне, когда он приехал сюда на скромненьком болиде «Торо Россо», голландскому дебютанту удалось заработать здесь 2 очка. Когда же годом спустя он был уже здесь на более совершенной машине, позволявшей бороться за места на подиуме, Макс сразу же показал 4-й результат. А затем и вовсе ему не было равных на автодроме имени братьев Родригес. Два сезона подряд Ферстаппен исправно финишировал на своем «Ред Булл» впереди всех. 

Именно поэтому, когда на свободных заездах нынешнего Гран-при голландец стал все быстрее и быстрее проходить зачетные круги, опережая не только машины «Мерседес», но и болиды «Феррари», создалось устойчивое впечатление, что и на этот раз вряд ли кто составит Максу достойную конкуренцию. В поддержку этого мнения говорил и тот факт, что вторая машина «Ред Булл», за рулем которой находился ни разу не гонявшийся в Мексике дебютант, тоже выглядела неплохо.

Однако эйфория, которую испытывал Ферстаппен в субботней квалификации, видя, насколько он опережает соперников, сыграла с голландцем злую шутку. Уже фактически добившись поула с достаточно большим отрывом от соперников, в последней попытке, прерванной аварией Вальттерри Боттаса, Макс не поднял ногу с педали газа, как того требовали двойные желтые флаги. И, пытаясь превзойти самого себя, а заодно и побить рекорд трассы, принадлежавший с прошлого года его бывшему напарнику Даниелю Риккиардо, голландец подверг риску и себя, и маршаллов, и пострадавшего в аварии гонщика. При этом надобности в подобном «лихачестве» не было. Ехавшие перед ним пилоты также вынуждены были сбросить скорость, и никто не претендовал уже более на поул. 

Даня Квят - удачная гонка и досадный инцидент на финише

Когда же журналисты поинтересовались у Макса, почему он так поступил, тот с залихватской бравадой отреагировал, мол, в Формуле-1 гонщики все время рискуют, и в этом он не видит ничего дурного.

Благо, что стюарды по-иному отнеслись к такому пренебрежению установленными правилами безопасности. Голландец был отправлен ими с 1-го на 4-е место на стартовой решетке.

Но на этом приключения Ферстаппена не закончились. Имея более быстрый, чем у соперников болид, Макс в первом же повороте предпринял слишком оптимистичную попытку опередить Льюис Хэмилтона по внутреннему радиусу. Однако его болид соскользнул с траектории, ударился в «Мерседес», едва его не развернув, и обе машины вынуждены были проехаться по зеленому газону, пропуская вперед более дисциплинированных соперников.

Оказавшись рядом со второй машиной «Мерседес», за рулем которой был финский пилот Вальттерри Боттас, Макс предпринял попытку обойти хотя бы его. В какой-то момент голландцу удалось это сделать, но вновь не обошлось без контакта между машинами. Только на этот раз заднее колесо «Ред Булл» получило прокол от касания с передним крылом немецкого болида. В итоге «голландскому хулигану» пришлось добираться на трех колесах к своим механикам в боксы и затем уже начинать свой прорыв через плотный пелотон неуступчивых, но все же более медленных соперников второго эшелона.   

Команда рискнула, и Льюис победил

Едва вернувшись на трассу, Макс стал демонстрировать темп лидирующей группы, раз за разом активируя на большом табло результатов сиреневый флажок, который электронная система слежения зажигает напротив фамилии гонщика, показавшего самое лучшее время прохождения очередного круга. Бесспорно, машина «Ред Булл» в этот день была очень быстрой. Даже у Александра Элбона, сумевшего с 5-й позиции на первом круге подняться на 3-ю благодаря агрессивным действиям своего напарника, долгое время оставался шанс не просто впервые в карьере подняться на нижнюю ступеньку подиума, но и даже побороться за более высокую позицию. 

И надо сказать, что шансы на это у тайского пилота были. Если сравнить темп Ферстаппена, который он демонстрировал на протяжении всей гонки на одном единственном комплекте жестких шин, полученном в самом начале дистанции во время вынужденного пит-стопа, то Элбон вполне мог обойтись одной сменой шин. Однако на командном мостике «Ред Булл» рассудили иначе, отправив своего дебютанта на тактику двух остановок в боксах. В итоге Александр финишировал лишь на 5-м месте, опередив из лидирующей группы только своего напарника.

Почему ошибается Макс?

Почитатели таланта этого голландского гонщика наверняка не согласятся с такой формулировкой, предпочитая считать то, что в последние месяцы регулярно случается с Ферстаппеном, просто как полосу неудач. У меня же на этот счет иное мнение. Давайте просто взглянем на статистику. Когда Макс стал раз за разом совершать в этом сезоне действия, которые приводили его то к сходу, то к потере позиций? Ответ прост, начиная с Гран-при Бельгии. А ведь именно в Спа впервые за руль второй машины «Ред Булл» сел тайский гонщик, заменив в ее кокпите менее успешного Пьера Гасли. 

Доктор Хельмут Марко, отвечающий за кадровую политику пилотской школы «Ред Булл», не случайно посадил в конкуренты к Максу дебютанта команды и чемпионата Формулы-1 Александра Элбона. Едва тайский пилот освоился с болидом «Торо Россо», как он стал все чаще и чаще объезжать более опытного россиянина Даниила Квята. Вот и появился у герра Марко соблазн проверить, а как поедет тайский гонщик в более быстрой машине? И расчет оказался верным. Элбон поехал сразу же быстрее, чем это демонстрировал его французский предшественник. 

Макс Ферстаппен - герой Дня, но без подиума

И если для того, чтобы опередить Гасли, Ферстаппену не требовалось каких-то сверхусилий, то вот по отношению к Элбону такого подхода было недостаточно. Пришлось Максу искать какие-то дополнительные резервы, чтобы быть на фоне дебютанта, как говорится,  «на высоте».  А поскольку лимит возможностей, скорее всего, был исчерпан, отсюда и пошла полоса повышенного риска, излишней агрессивности на трассе. Но чем больше голландец балансировал на пределе своих возможностей, тем чаще он оказывался вне игры.

И статистика неумолимо отдает предпочтение Александру Элбону. Если посчитать, кто был успешнее и продуктивнее для команды, начиная с бельгийского этапа, когда тайский пилот и его голландский «наставник» начали свою внутрикомандную дуэль, то вывод напрашивается сам собой. За 6 этапов дебютант заработал 56 очков, а «ветеран», который уже 5-й сезон гоняется на машинах концерна «австрийских энергетиков», - всего лишь 39. 

Если и дальше дела пойдут таим же образом, глядишь, «некоронованный чемпион», как уже второй сезон с долей юмора называют Макса Ферстаппена, вынужден будет вести не только борьбу с соперниками, но и непосредственно с напарником, доказывая свое преимущество «первого пилота» в команде. 

Феттель ослушался команду и … не проиграл

Уйдя со старта первым, Шарль Леклер уверенно возглавлял гонку вплоть до своего первого пит-стопа. Он поехал на него буквально следом за Алесандром Элбоном, который до сего момента упорно преследовал пару пилотов «Феррари». Очевидно, в скудерии решили сделать ответный ход на попытку «Ред Булл» вывести своего дебютанта на чистую трассу на свежих шинах. 

Не позови "Феррари" так рано своего лидирующего пилота на пит-стоп, и Леклер выиграл бы гонку 

Но когда Шарль получил комплект  мягких шин, стало ясно, что он едет на тактику с двумя остановками в боксах, как и тайский гонщик, спровоцировавший раннюю волну пит-стопов.  Итальянская команда через пару кругов зазвала в боксы и своего второго гонщика, однако Себастьян Феттель позволил себе высказать свое мнение и решил статься на трассе, поскольку темп его болида был еще достаточно высок. 

Более того, даже когда 8 кругов после Леклера на пит-стоп поехал Льюис Хэмилтон, Феттель и здесь решил еще оставаться на мягких шинах. Лишь когда через 14 кругов после британского чемпиона на пит-стоп поехал второй гонщик «Мерседес», Себастьян тоже завернул на пит-лейн. К этому времени позади уже было больше половины дистанции, и, получив жесткий комплект шин, Феттель знал, что поедет с ним до финиша, в ожидании, что шины на машине Льюиса начнут деградировать раньше, чем тот увидит клетчатый флаг. Собственно говоря, это и позволило Себастьяну финишировать следом за Хэмилтоном на втором месте, сохранив свою стартовую позицию. Леклер же из-за необходимости своего обязательного второго пит-стопа оказался лишь 4-м. Вот так непослушание более опытного гонщика обеспечило ему место на подиуме, а дисциплинированность дебютанта стоила тому потери 3-х позиций.

В итоге, вместо того, чтобы гарантированно  добиться победного дубля, «Феррари» вновь «перемудрила» с тактикой, уступив победу более медленным соперникам и  оставив своего обладателя поул-позишн за пределами подиума. 

«МакЛарен» провалилась 

После старта с максимально возможных для этой команды позиций вполне естественно, что британская команда ожидала много заработанных очков от своих пилотов. И удачный старт, в ходе которого Ландо Норрис оказался впереди Боттаса и Ферстаппена, а Карлос Сайнс еще и впереди Льюиса Хэмилтона, еще больше укрепил надежду британцев на успех. Лишь к 10-му кругу лидирующая группа в отсутствие пострадавшего от собственной агрессии Ферстаппена смогла пройти наконец-то обоих пилотов «МакЛарен». В тот момент казалось, что ничто не может угрожать Сайнсу и Норрису в плане того, чтобы финишировать на своем стартовом четвертом ряду. Увы, это только казалось. 

Себастьян Феттель обходит "круговых"

Сначала дала сбой команда механиков. После пит-стопа они опасно выпустили машину Норриса, не закрепив левое переднее колесо. Благо, что Ландо не успел выехать на трассу. Но время, которое понадобилось затем механикам, чтобы оттолкать его болид обратно к боксам и все же закрепить колесо, фактически отбросило британца в самый конец пелотона.  

С Сайнсем ситуация было не столь драматичной. Но комплект шин, которые испанец получил во время своего пит-стопа , был настолько неудачным, что от скорости Карлоса не осталось и следа. В конце концов когда он сменил этот неудачный комплект колес на другой, было уже поздно что-либо предпринимать, чтобы вернуться в «очковую зону». Из Мехико «МакЛарен» уехала весьма расстроенная и без единого набранного очка.

Перес и Риккиардо

Если для австралийца, завоевавшего в прошлом году в Мехико поул-позишн, финиш в этот раз на 8-м месте был и не самым лучшим показателем, то вот для Серхио Переса седьмое место был сродни одержанной победе. Тем более, когда после атаки того же Даниеля Рикиардо за 10 кругов до финиша мексиканцу удалось отстоять это лидирующее для второго эшелона место. Стадион прямо взорвался одобрительным гулом, когда австралийцу пришлось вернуть позицию Пересу, после того как гонщик «Рено» не удержался на траектории и срезал поворот.  

В итоге Серхио добавил к своему преимуществу над Даниелем еще 2 очка в общем зачете, где пилоты стоят по соседству.

Неудачная атака Квята 

В целом российский гонщик неплохо провел всю гонку, и перед финишем  он замыкал «очковую» десятку, наседая на позиции Нико Хюлькенберга. Темп Квята позволял не просто настичь немецкого пилота «Рено», но и попытаться проести атаку. Вот только сама попытка была какой-то неуклюжей. Чуть-чуть не рассчитав свою траекторию на торможении перед очередным поворотом, Даня слегка зацепил своим передним колесом заднее колесо машины соперника. В результате инцидента, Нико развернуло, и он улетел в отбойники. 

Серхио Перес порадовал земляков 7-м местом

Не прошло и 5 минут, как Дане стюарды выписали штраф в виде добавления 10 секунд к его времени в протоколе. Таким образом, Квят оказался 11-м, а очки получили Пьер Гасли и Нико Хюлькенберг. Гонщику «Рено» повезло, что его сход пришелся на последний круг, и следовавшие за ним пилоты не успели уйти на еще один круг, поскольку Льюис на тот момент уже финишировал. 

Следующая гонка пройдет уже в эти выходные на трассе в США. Стоит ли говорить, насколько она обещает быть интересной как в плане борьбы за досрочный чемпионский титул первого  пилота «Мерседес», так и в плане многочисленных дуэлей и противостояния остальных команд.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter