Формула-1. Гран-при Малайзии. Украденное счастье...

На прошедшем на трассе Сепанг Гран-при Малайзии команда «Ред Булл» с большим отрывом двумя болидами финишировала впереди пелотона. Следом за ней соответственно на 3-м и 4-м местах финишировали гонщики «Мерседес». Однако на подиуме никто из находящихся там гонщиков не был рад своему результату.

На прошедшем на трассе Сепанг Гран-при Малайзии команда «Ред Булл» с большим отрывом двумя болидами финишировала впереди пелотона. Следом за ней соответственно на 3-м и 4-м местах финишировали гонщики «Мерседес». Однако на подиуме никто из находящихся там гонщиков не был рад своему результату. Такого грустного подиума не припомнят даже ветераны Формулы-1.

Старт. На широкой стартовой полосе в Сепанге места хватило всем

Перед бурей

Дождь в Малайзии в эту пору года явление практически обязательное. И поэтому каждодневное присутствие осадков во время всего уик-энда никого не удивило. Правда, ждали скорее ливня и дождевой гонки, чем местами пролившегося дождика, пытающегося спутать карты командам и гонщикам.


Свободные заезды на сухой и влажной трассе по-прежнему проходили при лидерстве «Ред Булл», «Феррари» и «Лотус». В квалификации короткий дождик пришелся на ее второй сегмент, вынудив команды в финальной сессии поездить как на промежуточных шинах, так и на сликах.


В итоге традиционный обладатель поул-позишн Себастьян Феттель неожиданно для себя увидел на второй позиции стартового поля Фелиппе Массу («Феррари»). Бразилец сумел опередить своего испанского напарника. Фернандо Алонсо и Льюис Хэмильтон («Мерседес») обеспечили себе второй ряд на старте. На третьем ряду был Марк Уэббер и Нико Росберг, соотвественно вторые номера команд «Ред Булл» и «Мерседес». Дальнейшие события, произошедшие именно с этой «шестеркой» пилотов, стали основной темой для обсуждения всех масс медиа. И вместо ожидаемого малазийского ливня в Куала-Лумпур на этом Гран-при разразилась эмоциональная буря страстей, подарившая нам гонку со множеством множество обгонов, неординарных событий, и… странный финал, превративший подиум в удручающее печальное мероприятие.

Ошибка Алонсо и «Ферарри»

Алонсо опережает Массу за мгновения до столкновения с Феттелем

Прогревочный круг мало для кого обошелся без происшествий. Дождь «отметился» на автодроме перед самым стартом. И хотя он быстро закончился, трасса местами была настолько мокрой, что даже промежуточные покрышки, которые предпочли поставить на болиды все команды, не могли обеспечить сцепления с асфальтом. Больше всего не повезло дебютанту «Уильямс» Валттери Боттасу, ему пришлось менять на своем болиде переднее крыло.


Непосредственно старт уже был под солнцем, быстро высушивающим трассу. Лишь в третьем повороте оставалось очень много воды, создающей своеобразную ловушку для пилотов.


На старте Фелиппе, воодушевленный своим успехом в квалификации, попытался было перекрыть траекторию Фернандо, но у того разгон был поэффективнее. И бразильцу пришлось отступить. Алонсо пристроился за Феттелем и затем сам поворот решил пройти по внешней траектории. Но обойти «Ред Булл» ему не удалось. Более того, перед вторым поворотом Себастьян сместился влево на внутреннюю траекторию и, чтобы удержаться на скользкой трассе резко снизил скорость. Фернандо не ожидал такого маневра, и болид «Феррари» легонечко уткнулся своим носовым обтекателем в корму «Ред Булл». Этого кажущимся незначительным касания вполне хватило, чтобы обломать крепление обтекателя. Искры, сопровождавшие дальнейшее движение «Феррари», говорили о серьезности повреждения. Но поскольку Фернандо удавалось не просто ехать, а еще и сохранять в течение целого круга свою вторую позицию от нападок удачно стартовавшего Марка Уэббера, на командном мостике «Феррари» было принято решение не зазывать своего пилота в боксы. Это было ошибкой. С точки зрения команды, если бы Фернандо продержался на трассе еще три круга, пока подсыхал асфальт, то он затем сразу бы вместе с новым обтекателем получил бы и слики вместо промежуточной резины. Но с точки зрения безопасности, обломленный обтекатель в любой момент мог оторваться совсем и спровоцировать аварию. Так оно и вышло. На стартовой прямой Фернандо вынужден был пропустить вперед себя Уэббера, а затем на торможении, когда нагрузки на обтекатель увеличились в несколько раз, этот элемент кузова окончательно обломался и… попал под колеса самой «Феррари». Практически неуправляемый болид выехал по прямой в гравийную ловушку и, к счастью, никто не пострадал. Если бы он отлетел в соседнюю машину или даже просто остался на трассе в конце этой скоростной прямой, аварии было бы не избежать. Удивительно еще, что стюарды не наказали команду за такое безрассудное поведение. Ведь только на командном мостике могли представлять себе опасность такого решения. Сам гонщик из кокпита не мог видеть, насколько обтекатель деформирован, и чем он рискует, оставаясь на трассе. Гонка для Фернандо закончилась, и надо признать, что это была его первая ошибка за более чем 20 последних гонок. Кстати, Алонсо лишний раз подтвердил злую закономерность: это была его 200-я гонка, а юбилейные гонки, как правило, оказываются в числе самых неудачных для гонщиков. Редкое исключение составила такая же юбилейная гонка для Дженсона Баттона, когда он на Гран-при Венгрии в 2011 году убедительно одержал победу.

«Ред Булл» начинает волну пит-стопов

Себастьян Феттель еще не знает, что ему грозит большой скандал

Первым решился перейти на «слики» лидер гонки Себастьян Феттель. Это произошло уже на 6-м круге. Но выехав на трассу, из-за мокрого 3-го поворота немец потерял несколько позиций, пропуская вперед одного за другим соперников, едущих на промежуточных покрышках. Лишь к концу круга, где асфальт был уже практически сухим, Феттель стал возвращать себе утраченное. Наступил момент, когда и те и другие шины показывали одинаковое время прохождения круга. Эдакая «золотая середина». Уэбберу порекомендовали оставаться еще на трассе, и он сумел показать время лучшего круга. Оттянув свой пит-стоп на пару кругов, Марк на «сликах» выехал по-прежнему в лидерах. Себастьян к тому времени «разобрался» со всеми конкурентами и вышел на вторую позицию. Третьим был Льюис Хэмильтон.

Прогулка Льюиса

Забавные мгновения подарил публике Льюис Хэмильтон. Двигаясь по пит-лейну, он заехал на обслуживание в свою бывшую команду «МкЛарен». Очевидно, 6 лет одинаковых маневров выработали у него устойчивый стереотип. Благо что там быстро сообразили, что к ним заехал не их подопечный, и механик с передним домкратом успел отскочить в сторону. Льюис, не останавливаясь, проскочил дальше и через пару боксов остановился уже у механиков своей новой команды. Подобные действия периодически имеют место на пит-лейне, благо, если они заканчиваются как на этот раз лишь потерей нескольких секунд, а не столкновениями и травмами.

Борьба «Ред Булл»

Льюис Хэмильтон улыбается через силуОставаясь во главе пелотона до своего последнего пит-стопа, Марк Уэббер, отлично стартовавший и прекрасно справляющийся с неожиданной ролью лидера, уже наверняка представлял себя в роли победителя Гран-при. Его преимущество над напарником составляло около 4 секунд. По радио австралийцу с командного мостика сообщили, что на сегодня борьба закончена, обгонов больше не будет, надо контролировать свой комфортный отрыв от «Мерседес». Им оставалось лишь 14 кругов просто докатиться до финиша в шадящем режиме, сберегая шины и мотор. Так называемый «режим 21». Однако, выехав кругом позже своего напарника с пит-лейна, Марк с удивлением заметил, что его преимущество в 4 секунды растаяло как дым. Феттель был уже на расстоянии атаки, и самое главное, он еще и начал атаковать австралица!!!


В течение двух кругов на абсолютно сухой трассе два болида «Ред Булл» показывали невероятную борьбу, практически двигаясь с одинаковой скоростью, как приклеенные. Марк не собирался уступать, и весь стадион замер в ожидании развязки. Казалось, что повторится Турция 2010 года, когда лидирующие болиды «Ред Булл» просто столкнулись перед финишем. В какой-то момент на стартовой прямой Себастьян предпринял даже опасный маневр обгона справа вблизи бетонной стены. Почти как Барикелло в борьбе с Шумахером, только что Марк был более осмотрителен, чем Михаэль, оставив напарнику достаточно места, чтобы не столкнуться. В результате Феттель все-таки вышел вперед, хотя и получил из боксов оценку по радио от Кристиана Хорнера: «Это глупо так рисковать».

Противостояние Мерседес

Плотная борьба между гонщиками "Мерседес"

На последнем отрезке еще одна дуэль грозила переполнить адреналином сосуды руководства команд. Нико Росберг откровенно жаловался, что Льюис перед ним едет медленнее, и он хотел бы его обогнать. Но Росс Браун, великий специалист командной тактики категорически запретил это делать. Он даже отключил радиосвязь своих инженеров с пилотами, взяв управление полностью в свои руки. Нико подчинился приказу босса, но демонстративно ехал прямо на фонарях у напарника, и, казалось, что на финишной черте будет его даже подталкивать носом своего болида.

Скандалы и двойные стандарты

Выйдя из своего болида на финише, Себастьян подошел к Марку и с ужасом для себя узнал, что Уэббер сильно обижен за тот обгон. Якобы ему уже сказали, что обгонов не будет, и он перевел работу мотора в щадящий «режим 21». Феттель извинился. Затем повторил свои извинения на взвешивании и позже, но ситуация не улучшилась. Разгорелась дискуссия о том, правильно ли поступил Себастьян, ослушавшись приказов из боксов. Мол, гонщик испортил себе репутацию и прочее.


Смею усомниться в том, что Уэббер действительно боролся с Феттелем в «режиме 21». Слишком уж упорной была та борьба в течение двух кругов, чтобы утверждать, что один болид работает на полную мощность, а второй в щадящем режиме. Скорее всего, в этот режим Марк перевел болид уже после того, как ему запретили контратаковать Феттеля. Чтобы вернуть себе позицию лидера. Но это только догадки. Весь скандал разгорелся из-за того, что Феттель якобы ослушался приказа команды и обогнал напарника, а Росберг подчинился приказу и не стал обгонять Хэмильтона. В первом случае жалели Марка, во втором жалели Нико. Прямо, как в политике: двойные стандарты.

Марк Уэббер был очень огорчен

Подиум. Улыбки победителей сквозь зубы...

Похоже, новый этап проблем командной тактики набирает ход. А нам-то, журналистам, как и зрителям, хочется спортивной борьбы и не просто «доезда» до финиша ради побед и рекордов.


Владимир ВАСИЛЬЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter