«Формула-1». Гран-при Катара. Первая победа Ферстаппена… в роли чемпиона этого сезона

Не сумев выиграть субботний спринт, Макс Ферстаппен сделал все возможное, чтобы начать новый отсчет своим победам в этом сезоне, но только уже в звании трехкратного чемпиона. После старта с поула благодаря квалификации, выигранной еще в пятницу, голландский гонщик без особого труда сохранил лидерство и через полтора часа первым пересек финишную черту.

В оставшихся 5 гонках лидеру команды «Ред Булл» под силу выиграть столько же победных кубков, учитывая, насколько в этом году сильны машины австрийской «конюшни». И похоже, что Макс не собирается расслабляться и почивать на лаврах. Пока же у него за всю карьеру набралось 49 выигранных Гран-при.

«Мерседес» возвращается в борьбу?

Как бы странно это ни звучало, но это действительно так. По итогам квалификации пилоты немецкой команды были на старте на втором и третьем местах. И когда погасли огни стартового светофора, то казалось, что мы вернулись на несколько лет назад. Джордж Рассел с первых метров дистанции прессинговал лидировавшего Макса Ферстаппена, а Льюис Хэмилтон пытался обойти своего напарника по наружному радиусу. При этом темп болидов «Мерседес» ничуть не уступал «Ред Булл».

Однако интриги не получилось. Точнее, она была, но только без участия Льюиса и Джорджа. В пылу борьбы, чуть ошибившись в расчетах, британский чемпион неправильно выбрал свою траекторию на апексе первого поворота. Он заузил ее и, уже будучи почти на корпус впереди напарника, зацепился задним колесом своей машины за переднее колесо болида Рассела. Разворот, лопнувшее колесо и выезд в гравий, где и закончил свою гонку «Мерседес» Льюиса. Джорджу удалось продолжить гонку, и на финиш он даже приехал четвертым. А вот Хэмилтону пришлось в боксы добираться уже пешком и на попутных средствах.

По дороге Льюис еще грубо нарушил правила дорожного движения, жестко запрещающие пересекать дорожное полотно гоночного автодрома в режиме гонки. За это он получил штраф в 50 тыс. долларов. Наверное, самый большой штраф в его водительской карьере. Но отдадим должное британскому чемпиону: после просмотра видео аварии он взял вину в на себя. Ну что ж, благородно. Нечасто приходится встречаться с подобным в «Формуле-1». Главное, чтобы позабыть быстрее о случившемся и двигаться дальше. Темп у машин «Мерседес» есть, а значит, в ближайших гонках мы увидим еще борьбу за места на подиуме с участием пилотов немецкой команды.

Макс Ферстаппен в окружении «оранжевых»

Наверное, если бы голландскому чемпиону понадобилась поддержка болельщиков, которые по всему миру следуют за своим кумиром с оранжевыми флагами, то он не придумал бы ничего лучше, чем это получилось в Катаре. На подиуме Макс был в окружении черно-оранжевых комбинезонов пилотов «МакЛарен». После старта с 6-й и 10-й позиций гонщики британской команды, сумев воспользоваться ситуацией, на финиш приехали практически вместе, опередив преследовавшую их группу пилотов во главе с Джорджем Расселом почти на полминуты.

На финишных кругах Оскару Пиастри удалось удержать свое место перед наседавшим на него напарником. И за это австралийскому дебютанту уважение. Ландо Норрис в переговорах со своим командным мостиком пытался намекнуть, что он едет быстрее и что приказ из боксов Оскару пропустить напарника был бы очень кстати. Но в «МакЛарен» здраво рассудили, что от перестановки мест для интересов команды ничего не изменится. В свою очередь Пиастри после услышанных по радио переговоров Норриса с руководством несколько раз показывал время лучшего круга, тем самым давая понять, что его темп ничуть не медленнее, чем у его товарища по команде. Дубль «МакЛарен» при бесспорной победе Макса Ферстаппена был достойной наградой британской «конюшне» за проделанную работу.

А звание гонщика дня, которое Оскар получил по результатам интернет-голосования болельщиков, было заслуженным и справедливым для австралийского дебютанта.

Трудный день

В нынешней «Формуле-1» управление болидами перестало быть изнурительным трудом, как это бывало раньше. Повысились технологии, появилось множество опций, упрощающих жизнь гонщикам. И мы уже не удивляемся, видя, как бодренько они выпрыгивают из своих машин после 300-километровой дистанции. Однако Катар в этом плане стал исключением. Изнурительная жара, трудности с компенсацией повышенной водоотдачи, потому что напитки в кокпитах болидов нагревались свыше 60 градусов по Цельсию. И как результат – обезвоживание организма. Такими уставшими, как мы видели тройку победителей в комнате отдыха после гонки перед награждением, я уж и не припомню.  

Помимо жары сказались и ограничения, которые были в срочном порядке введены инспекторами FIA для повышения безопасных условий проведения гонки. Чтобы избежать разрушения покрышек об острые поребрики, командам было предписано менять комплекты шин не более чем через 18 кругов. А это вынудило пилотов ехать практически всю дистанцию в режиме квалификации.

Все это обусловило изнурительные условия для пилотов во время гонки. В результате Александр Элбон получил тепловой удар, Логана Сэрджента команда сняла с дистанции после 40-го круга из-за сильного обезвоживания. Джордж Рассел жаловался, что по ходу гонки неоднократно терял на несколько секунд сознание, Эстебан Окон едва не задохнулся в собственных рвотных массах, после того как его стошнило на дистанции прямо в шлеме.

Пожалуй, у FIA будет над чем подумать при согласовании будущих календарей «Формулы-1». Благо, что в предварительной версии на сезон-2024 гонка в Катаре стоит в воскресенье, 1 декабря.

Сложная трасса

Помимо погодных условий, жары и повышенной влажности после заката солнца, трудности доставляла и сама трасса. Новый асфальт, положенный на этом автодроме накануне, был слишком гладким. И выступающая на поверхности смола обуславливала скольжение машин на неприкатанном покрытии. Вдобавок еще и формат гоночного уикенда был изменен из-за предусмотренной спринт-гонки в субботу. А значит, свободных заездов с тренировками было не три сессии, а всего одна. Упоминавшиеся ранее трудности с соблюдением границ трассы также не упрощали жизнь пилотам. Стюарды не успевали выписывать штрафы за несоблюдение границ.

Руководству «Формулы-1» в лице Стефано Доменикали пришлось даже делать нелицеприятные заявления о том, что Большие призы в будущем не будут приезжать на автодромы, где проблемы с поребриками, свежим покрытием и границами трассы не будут решены заранее.

Но что удивляет во всей этой сложившейся ситуации, так это легкость, с которой голландский чемпион даже в трудных условиях гонок этап за этапом добивается побед. У него не было нарушений по соблюдению границ трассы здесь, в Катаре, он не поднимал визор на прямой и не выпрямлял руки над рулем болида, чтобы охладить себя встречным воздухом, не блевал в машине и не терял сознание. Недаром же некоторые журналисты в последнее время используют выражение «голландский робот» в отношении Макса Ферстаппена.

На этом фоне очередное провальное выступление его напарника Серхио Переса в Катаре кажется еще более удручающим. Разбив свой болид в субботнем спринте, мексиканец вынужден был стартовать с пит-лейна. Ведь, по сути, механикам пришлось собирать для Серхио машину на новом шасси. Кто-то надеялся на красивый прорыв Чеко сквозь пелотон, учитывая преимущество болидов «Ред Булл» над остальными машинами. Но в очередной раз мы убедились, что так называемое преимущество австрийских машин присуще лишь болиду Макса Ферстаппена. А в распоряжении его мексиканского товарища по команде это всего лишь такая же по темпу машина, как и у других. На финише Серхио был 10-м, заработав лишь 1 очко. Благо, что его главный конкурент за звание вице-чемпиона этого сезона, Льюис Хэмилтон, и вовсе сошел. Их спор еще не закончен, и есть большая вероятность, что Пересу не удастся сохранить свое преимущество до конца сезона.

Хватит ли руководству «Ред Булл» терпения от провалов их подопечного, которые на фоне успехов первого номера выглядят еще более удручающими, мы узнаем уже очень скоро.

Странное дело, Серхио Пересу австрийские механики смогли за полсуток фактически построить новую машину, а вот Карлосу Сайнсу из-за проблем с топливной системой на его  «Феррари» пришлось сняться с дистанции вообще. Итальянская скудерия была представлена на гонке в Катаре лишь Шарлем Леклером, который как стартовал 5-м, так и финишировал на той же позиции. Будто и не выезжал из боксов, сказали бы статистики.

После международного автодрома Лосаил и жаркой пустыни весь большой цирк «имени Берни Экклстоуна» отправился на короткий отдых, чтобы менее чем через две недели начать этапы в Остине, Мексике и Бразилии. Фактически три воскресенья подряд «Формула-1» будет занимать газетные полосы, выясняя, как же распределятся места в личных и командных зачетах перед финальными гонками в Лас Вегасе и Абу Даби. Правда, вопрос с чемпионством уже не будет стоять на повестке дня.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter