"Формула-1". Гран-при Канады. Украденная победа или заслуженное наказание?

Устав от безраздельного доминирования, и главное — от регулярных побед "Мерседес" практически на всех трассах календаря, мировая общественность автоспорта ищет любой повод, чтобы усомниться в заслугах действующего чемпиона мира и лидера зачета нынешнего сезона Льюиса Хэмилтона. 

Льюис обгоняет «кругового» Антонио Джовинацци

И если в прошлом году командный приказ Вальттерри Боттасу пропустить напарника без борьбы на трассе в Сочи стал чуть ли не главным обвинением против Льюиса в законности его титула, то в этом году на роль подобного аргумента вполне может претендовать событие, случившееся вчера в Монреале во время Гран-при Канады. 

По правде сказать, чемпионату "Больших Призов" нужны подобные встряски. И, как любил в свое время говорить Берни Экклстоун, если нет реального скандального сюжета для активного обсуждения в "Формуле-1", то нужно просто его придумать или спровоцировать. У канадских стюардов, вершивших вчера правосудие на автодроме имени Жиля Вильнева, это отлично получилось. И самое интересное, что для этого им не пришлось что-то выдумывать. Они просто очень точно с точки зрения закона и прописанных в регламенте правил вынесли наказание Себастьяну Феттелю за инцидент в четвертом повороте. И таким образом получив наказание в виде прибавки паяти секунд к его конечному результату, немецкий гонщик после финиша первым вынужден был уступить победу своему главному сопернику Льюису Хэмилтону.  

О штрафе и вынесенном наказании гонщики узнали еще до финиша, но пилоту "Феррари" не удалось оторваться от своего преследователя больше чем на 1,5 секунды. А это фактически означало, что победителем будет признан финишировавший вторым пилот "Мерседес".

Феттель не любит лишних вопросов
Обозленный таким несправедливым, по его мнению, решением судей, Феттель изрядно "повеселил" публику. Для начала он не пригнал свой болид на предписанное ему место под подиумом, а оставил его сразу же на технический контроль. При этом смешно было смотреть, как он в одиночку заталкивает болид в зону закрытого парка, не зная, куда еще применить свою досаду и злость. 

Затем он и вовсе решил не ходить на награждение, вышел в паддок (что запрещено правилами!), затем все же передумал объявлять свою протестную акцию и через боксы "Мерседес" (случайно ли?) вернулся обратно на пит-лейн.

Не зная, на ком или на чем бы еще выместить свою злобу, он подошел к стоящему в зоне награждения болиду Льюиса Хэмилтона и переставил местами таблички "1" и "2", тем самым показав, что считает окончательным победителем себя, а не британского чемпиона. А потом на подиуме еще и отказался от традиционного душа из шампанского, демонстрируя свое негативное отношение к решению стюардов. 

Льюис на подиуме тоже не был веселым, но осуждать решение стюардов или тем более отказываться от награды он не собирался. Правила есть правила, и либо ты их соблюдаешь, либо не гоняешься в этом чемпионате. 

А вот Феттель, по правде сказать, вел себя не как именитый чемпион, а как обиженный мальчишка, у которого незаслуженно украли победу и который уверен, что его не накажут за несоблюдение процедуры награждения. Однако публике и журналистам как раз таки и нужны такие "скандальчики". Давненько ничего подобного не было на формульных Гран-при. И в этом плане Себастьян, конечно, изрядно "покуролесил". 

Интернет-голосованием он был признан "Гонщиком дня", но не за свои "протестные демарши", а за то что прервал победную поступь "Мерседес", ведь результаты объявлялись еще до официального награждения. 

Что до судей, то, по сути дела, они были весьма объективны в оценке событий, так сказать, невзирая на лица. И я лично на их стороне.

Лэнс Стролл на старте обошел двух соперников и финишировал девятым

О гонке

Но прежде чем анализировать произошедшее после финиша, давайте посмотрим, как протекала сама гонка. Стартовый круг прошел на удивление спокойно, хотя и не без напряжения. Лидирующая тройка пилотов сохранила свои места. А вот Нико Хюлькенберг сумел обойти даже Вальттерри Боттаса в борьбе за шестую позицию. Его напарник Даниель Риккиардо остался четвертым. 

Макс Ферстаппен, пользуясь преимуществом своего "Ред Булл", обогнал было дебютанта команды "МакЛарен" Ландо Норриса, но британец  затем умелыми действиями вернул себе позицию даже без помощи подвижного крыла DRS, право на открытие которого еще не было дано.  Голландцу понадобилось еще долгих шесть кругов, чтобы завершить начатое, и, естественно, на этот раз подвижное крыло ему очень пригодилось. 

Стартовое напряжение больше всего проявилось в конце пелотона. Антонио Джовинацци весьма самонадеянно пересек траекторию движения болиду "Торо Россо" Александра Элбона, сломав тому передний обтекатель. Обломки этого кузовного элемента полетели в сторону Романа Грожана, и французу пришлось руками выковыривать их из системы защиты головы "Хало", срезая траекторию, чтобы избежать столкновений с соперниками. Чуть позже от этих осколков пострадал и болид Карлоса Сайнса. Его "МакЛарен" из-за попадания обломка в систему охлаждения тормозов вынужден был поехать на обязательный пит-стоп уже на четвертом круге. Это впоследствии сказалось на скорости машины испанца: на последних кругах из-за совсем износившихся покрышек Карлоса обогнали и Лэнс Стролл на "Рэйсинг Поинт", и Даниил Квят на "Торо Россо", замкнувший в итоге зачетную десятку.

К финишу Боттас довольно сильно отстал от лидирующей тройки, чтобы претендовать на место на подиуме. Поэтому его задачей было набрать как можно больше возможных очков. И когда он оторвался от преследовавшего его Макса Ферстаппена на 23 секунды, что позволяло провести дополнительный пит-стоп, не потеряв позиции, то финский гонщик поехал в боксы за свежими мягкими  покрышками. Ему удалось затем не только проехать "самый быстрый круг" в гонке, но  и побить рекорд трассы, больше семи лет державшийся на канадском автодроме.

Дэн Риккиардо прессингует Пьера Гасли

А вот Пьер Гасли так и не смог ничего противопоставить на удивление очень быстрым в этот день машинам "Рено". Риккиардо и Хюлькенберг финишировали соответственно на 6-м и 7-м местах, пусть даже и в роли "круговых" по отношению к лидерам гонки. Французский же пилот "Ред Булл" стал единственным из лидирующей группы, который пропустил вперед себя не одну, а даже две машины "второй лиги", заняв в итоге лишь 8-е место и тоже отстав более чем на круг от победителя.  

Похоже, Гасли так и не нашел пока еще свое единение с машиной "Ред Булл", проигрывая напарнику уже 52 очка за прошедшие семь Гран-при. Хватит ли терпения у руководства австрийской "конюшни" в ожидании, пока талант француза начнет приносить нужные результаты? Или все же случится ожидаемое, хотя и казавшееся таким невероятным еще в прошлом году событие о ротации Даниила Квята? Российский пилот в Канаде выступил настолько успешно, насколько позволяла ему его машина. Стартовав десятым, Даня так и финишировал на этой позиции, если судить по данным холодной статистики. Однако ряд проведенных им обгонов и особенно удачно завершившаяся на последних кругах атака на Карлоса Сайнса были в числе элементов украшения прошедшего Гран-при. Следует заметить, что за команду "Торо Россо" Квят провел уже 58 гонок, сравнявшись по этому показателю с самым  большим "долгожителем" итальянской скудерии Жан-Эриком Вернем. 

Главный инцидент

Попытка обойти Феттеля за счет чуть более позднего пит-стопа у "Мерседес" не удалась. Слишком быстро поехал Себастьян на новых шинах. Поэтому Хэмилтона тоже срочно позвали в боксы, чтобы не было слишком поздно с принятием решения. Когда за 25 кругов до финиша уже на хорошо прогретых шинах Льюису удалось настичь лидера гонки и даже войти в зону действия подвижного крыла, пилот "Феррари" занервничал. На 48-м круге, воспользовавшись сдвоенной зоной действия DRS, Льюис сократил до минимума дистанцию до машины соперника и вынудил того ошибиться.

Феттель пропустил зону торможения перед четвертым поворотом и вынужден был на большой скорости проехаться по траве, срезав поворот. Он сумел вернуться на асфальтное покрытие, но при этом совершить "небезопасный" выезд на трассу. Более того, уже находясь на трассе, Себ довернул вправо свой руль так, чтобы не допустить попытки обгона себя со стороны Льюиса. Так, во всяком случае, констатировали стюарды, взявшие под рассмотрение случившийся инцидент. 

Если бы немецкий гонщик пропустил затем вперед Льюиса, то инцидент можно было бы считать исчерпанным. Но Себ не стал этого делать, поскольку считал, что можно возвращать позицию в том случае, если бы Льюис ее утратил. А так как Льюис не был впереди, то и возвращать позицию было, по его мнению, нелогичным.  

В общем, стюарды, недолго посовещавшись, объявили минимально возможный в этой ситуации штраф с прибавкой времени к итоговому протоколу в  размере  5 секунд. Если бы еще оставалось время для пит-стопов, то это могли бы быть секунды, добавленные ко времени обслуживания немца в боксах.

Редкий случай в Канаде — машине безопасности не пришлось выезжать в гонке

Претензии Феттеля

Все претензии Феттеля к судьям свелись к тому, что он якобы не мог поступить иначе в той ситуации. Мол, у него не было возможности что-то изменить. Лично мое мнение — это уловка с целью уйти от конкретного анализа случившегося в том эпизоде. Ведь фактически Себастьян стал жертвой собственной ошибки. Именно он ошибся на торможении и выехал за пределы трассы, никто его туда не выталкивал. И даже если поверить ему, что он специально не блокировал соперника после возвращения на трассу, то все равно его действия были нарушением правил, к тому же явились следствием собственной ошибки. И хорошо еще, что Льюису удалось увернуться от столкновения. Конечно, случись в тот момент авария, ни у кого бы не вызвало сомнений решение судей о наказании Феттеля. Но раз аварии удалось избежать, так вроде бы Себастьян и не очень виноват в случившемся нарушении. 

Я с этим категорически не согласен. Правила четко регламентируют действия пилотов в таких ситуациях: возвращение на трассу покинувшего ее гонщика  должно быть безопасным. А Себастьян эту самую безопасность и не обеспечил. Ему следовало бы для начала пропустить преследовавшего его пилота, чтобы не получать преимущества от "срезанной траектории", а затем попытаться уже опередить его. Но Себ пошел по более простому пути, он просто не дал себя обогнать, прибегнув как к "опасному возвращению на трассу", так еще и к дополнительному действию рулем вправо (в сторону соперника), чтобы не дать тому возможности совершить обгон. Именно это движение (с конкретным подтверждением на имеющемся у стюардов видео) и оказалось главным аргументом в руках судей, выносивших наказание виновнику. Хотя им вполне достаточно было и простого применения пункта о наказании за "опасное" возвращение на трассу. 

Можно привести массу даже сосем недавних примеров, когда за такие действия пилотов наказывали. Тогда почему Феттель должен был избежать того наказания? Только потому, что он четырехкратный чемпион? Или потому, что он еще имеет теоретические шансы бороться за титул в этом году? 

На мой взгляд, причиной такого поведения Феттеля и последующего затем возмущения действиями судей лежит в инциденте в Баку двухлетней давности. Напомню его суть, в режиме "машины безопасности" тогда Себастьян не справился с управлением, преследуя лидирующего Льюиса Хэмилтона, и допустил столкновение с машиной соперника. А затем в обиде за то, что Льюис якобы спровоцировал своими действиями эту аварию, Феттель уже умышленно ударил своим болидом в боковой понтон "Мерседес" Льюиса. Случись это с кем-то другим, не миновать бы пилоту дисквалификации на следующую гонку или, минимум, черного флага в той гонке в Баку. А Феттеля за это судьи просто пожурили, чтобы не мешать интриге борьбы за чемпионство. И в этом, я считаю,  была вчера причина такой реакции Феттеля на нынешние действия стюардов.

В идеале для зрителей в этот раз в Канаде Льюису надо было продолжать ехать, не снимая ногу с педали газа. Тогда было бы столкновение, справедливое наказание Феттелю, и все были бы довольны. Но мастерство Льюиса в данному случае сыграло на руку Себастьяну, дав ему аргумент в оспаривании решения стюардов. 

В этот раз Леклер, хотя и ехал следом за Феттелем, но на его позиции не претендовал

А что же Леклер?

Еще один нюанс следовало бы упомянуть в связи со случившимся инцидентом. Команда "Феррари" не сказала  своему второму пилоту, что Феттель наказан пятисекундным штрафом. Иначе это дало бы сильную мотивацию Шарлю Леклеру, чтобы сократить отставание до Льюиса и тем самым обеспечить себе второе место на подиуме.  На финише монегаску не хватило всего секунды. Но командный мостик итальянской скудерии решил не "мутить воду", поскольку в командном зачете перестановка местами их пилотов ничего не давала. А самим "отбирать" еще 3 очка у уже и так пострадавшего Феттеля никто не решился.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter