Формула-1. Гран-при Бразилии: Алонсо на подиуме, но титул у Феттеля

Самый продолжительный в истории сезон Формулы-1 завершился финальной гонкой на автодроме Интерлагос в Сан-Паулу. Доминирование болидов «МакЛарен» обеспечило победу Дженсону Баттону, компанию которому на подиуме составила пара пилотов «Феррари» – Фернандо Алонсо и Фелиппе Масса.

Самый продолжительный в истории сезон Формулы-1 завершился финальной гонкой на автодроме Интерлагос в Сан-Паулу. Доминирование болидов «МакЛарен» обеспечило победу Дженсону Баттону, компанию которому на подиуме составила пара пилотов «Феррари» – Фернандо Алонсо и Фелиппе Масса. Однако чемпионский титул уже в третий раз подряд достался самому молодому чемпиону в истории «Больших призов» - Себастьяну Феттелю, финишировавшему шестым. 


Бразилия встретила нас своей характерно теплой для этого времени года погодой. Поскольку находится она на другой стороне земного шара, причем ниже экватора, то и времена года тут словно перевернуты с ног на голову. Лето здесь приходится на нашу зиму, а весна как раз-таки наступает параллельно нашим осенним холодам. Неожиданные ливни в эту пору - короткие, хотя и обильные. Не успеешь спрятаться в машине или под крышу ближайшего ресторанчика, как окажешься весь промокшим до нитки.

Здравствуй, Сан-Паулу


Огромнейший город Сан-Паулу – это крупнейший в Латинской Америке промышленный центр. Он как техническое сердце всей Бразилии и по населению представляет собой почти две Беларуси. И вот представьте себе, что из этих 18 миллионов больше половины вышли на улицы, чтобы идти на работу, или к друзьям, или просто прогуляться по магазинам. Узкие полосы движения с видавшим виды асфальтом, отсутствие должной культуры вождения, когда переключатель поворотов используется зачастую только лишь на перекрестках, бесконечное множество мотороллеров и мотоциклов, водители которых, непрестанно сигналя, обгоняют машины буквально повсюду, чуть ли не отталкиваясь от автомобилей ногами. Все это будет в обязательном присутствии вашего первого дня знакомства с бразильской действительностью.


Чтобы полюбить Формулу-1, надо хотя бы однажды побывать на одном из Гран-при. Никакие телевизионные съемки не заменят живого ощущения сопричастности к празднику автоспорта, который сопровождает «королевские гонки». Даже самая современная техника не способна передать всех особенностей трасс с их перепадами высот, специфическими поворотами, маленькими хитростями асфальтного покрытия и устройства поребриков.


Понятно, что рекомендовать Бразилию в качестве первого посещения Гран-при Формулы-1 для наших соотечественников будет несправедливо. Перелет туда из Минска не меньше 1000 евро, да и гостиницы во время приезда сюда «королевы автоспорта» меньше чем за 40 долларов на человека вряд ли снимешь. Плюс обстановка с преступностью в Сан-Паулу далека от спокойной. Тема перестрелок полиции с бандитскими группировками с печальными исходами для обеих сторон, ограбления туристов – обычные сюжеты для местного телевидения. Уж лучше избрать для первого посещения бельгийский Спа-Франкоршам, который по рельефу благодаря Голубым Арденнам вполне сравним с трассой Интерлагоса.
Но вернемся в Сан-Паулу, который в очередной раз «венчал» чемпионат Формулы-1, обещая сногсшибательную интригу развития событий. Причем как в споре за чемпионский титул, так и на фронте мелких междоусобиц, от результатов которых зависели будущее финансовое положение команд, кадровые перестановки и многое другое.

Автодром Интерлагос



Если для зрителей на трибунах гоночный уикенд начинается со свободных заездов в пятницу, для телезрителей – с квалификации в субботу, то для аккредитованных на Формуле-1 журналистов он начинается с четверга. В этот день паддок уже официально открыт, пресс-центр работает в полном объеме, а гонщики команд готовы (потому что их обязала к этому FIA еще несколько лет назад) к общению с журналистами. Несколько интервью, встречи с известными в автоспорте людьми, общение с коллегами, съехавшимися сюда со всего мира, которых за полтора десятка лет знакомства с «Большими призами» знаешь уже не только по странам происхождения, но и по именам. А потом наступает главное событие гоночного четверга. Прогулка по трассе.


Кто-то совершает ее на велосипеде, гонщики предпочитают пройтись вместе с инженерами пешком, обсуждая при этом каждый фрагмент трассы, возможные изменения конфигурации или обустройства зон безопасности. Есть еще и ряд любителей бега, которые предпочитают пробежаться по трассе в специально привезенной с собой спортивной форме. Это традиция. В нынешнем сезоне автору этих строк довелось испытать себя на прочность на венгерской трассе Хунгароринга. Ощущения невероятные: от банального вопроса «зачем?» до удовольствия пересечь финишную черту и остаться при этом живым при 35-градусной жаре. Вывод сделал для себя один: на следующий сезон обязательно повторю эту традицию на других автодромах, только готовиться к этому начну с ранней весны, когда можно будет совершать 5–7-километровые пробежки по минским паркам.


Прогулка пешком по трассе Интерлагос позволила сделать для себя несколько открытий. Асфальт здесь уложен в поворотах под наклоном, чтобы позволить проходить их на большей скорости. Самый большой наклон находится перед последним поворотом, откуда болиды начинают разгон к стартовой прямой. Движение на этом автодроме идет против часовой стрелки. В конце стартовой прямой, идущей на подъем в гору, резкий левый поворот со стремительным спуском, словно на лыжной трассе для слалома. Выезд с пит-лейна тоже обязывает гонщиков «нырять» с горочки на узкую длинную дорожку разгона. Поскольку она прямая, а трасса в это время змейкой вычерчивает 2-й и 3-й повороты, то к моменту соединения выезда с пит-лейна и основной траектории болиды практически уравнивают свои скорости. Поэтому пит-стоп на Интерлагосе относится к числу самых быстрых в сезоне.


Но главное, что мне стало ясным, – это то, почему в дождливую погоду здесь происходят самые невероятные события на трассе. Ведь потоки воды просто начинают сносить болиды с траектории, даже если они обуты в дождевую резину. По той же причине наклонов покрытия при мелком дождике на сликах здесь очень сложно управлять машинами, испытывающими состояние аквапланирования.

Растущее напряжение


У каждой команды на этот Гран-при были свои задачи. «Ред Булл», заработав уже третий подряд титул в Кубке конструкторов, готовился и к третьему чемпионскому титулу своего гонщика Себастьяна Феттеля. Имея 13 очков преимущества, немецкому пилоту было достаточно просто приехать недалеко от своего такого же именитого соперника Фернандо Алонсо. Даже если испанец вдруг победит, Себастьяну будет достаточно четвертого места, чтобы стать чемпионом.


Для «Феррари» задача была намного сложнее. Алонсо мог стать чемпионом только взойдя на подиум, причем Феттель должен был быть далеко позади. Понятно, что главной надеждой итальянской скудерии был даже не их лидер команды или их болид. А знаменитый бразильский дождь, который прогнозы обещали именно на воскресенье.


Напряжение возрастало с каждым днем, приближающим развязку. К субботе оно достигло своего апогея, и в квалификации оба претендента на титул показали, что они – обычные люди и стрессы им вредны, как и всем. Феттель едва квалифицировался четвертым, уступив не только двум «МакЛарен», но и своему напарнику. Алонсо и вовсе смог финишировать лишь восьмым, хотя его партнер по команде бразилец Фелиппе Масса показал на своей домашней трассе реальный для «Феррари» здесь результат – пятое место на стартовой решетке.


Штраф, наложенный стюардами за несоблюдение регламента взвешивания на Пастора Мальдонадо, имевшего шестое время на быстром круге в субботу, избавил скудерию от необходимости манипулировать с якобы «требующейся заменой коробки передач», как это было в США. Фернандо перемещался на стартовой решетке на седьмую позицию и должен был стартовать с чистой стороны трассы.


Чемпионская пара пилотов «МакЛарен» смотрелась оптимистично на субботней пресс-конференции. Поул-позишн Льюиса Хэмильтона под занавес его 15-летней биографии с «МакЛарен» вообще и в Формуле-1 в частности позволял британцу громко и зрелищно хлопнуть дверью перед своим уходом в «Мерседес». А Дженсону Баттону – заявить о том, что на следующий сезон именно он будет законным лидером команды, сумевшей к концу 2012 года вновь обеспечить своим пилотам самую быструю в пелетоне машину.


Дождь и стресс – испытание для сильных


В ночь перед гонкой прошел сильный ливень, но утром трасса была абсолютно сухой. В «Ред Булл» надеялись, что прогнозы о дожде не сбудутся, а в «Феррари» наверняка молились и испанским, и итальянским богам, чтобы нависшие над городом тучи не обошли стороной Интерлагос. Бразильские же небеса решили быть корректными в отношении и тех и других. Легкий моросящий дождик, периодически увлажняющий те или иные участки трассы, вынуждал команды работать в самом сложном режиме, когда от угаданного момента смены шин зависела не только позиция гонщика, но и судьба всей гонки. Предвидя именно такое развитие событий, все команды выбрали для своих болидов дождевые настройки.


Старт на сликах был зрелищным и… аккуратным. Борьба в первых трех поворотах велась настолько профессионально, что практически ни к кому нельзя было предъявить претензий по отсутствию мастерства. Льюис уверенно сохранил лидерство, а вот его напарнику повезло меньше: Фелиппе Масса под восторженные овации местной публики вышел на второе место. Правда, ненадолго. К третьему кругу первая шестерка была в таком порядке: Хэмильтон -Баттон – Алонсо - Хюлькенберг – Уэббер – Масса. Просматривая в очередной раз в пресс-центре запись стартовых кругов, пришел к выводу, что нелогичным был такой провал Фелиппе после удачного первого поворота. Очевидно, бразильцу хотелось сразу же помочь своему напарнику в борьбе за титул, и он попытался его пропустить вперед. Этим-то как раз и воспользовались соперники, чтобы оттеснить Фелиппе.


Но главным событием стартового круга все же следовало бы считать аварию, произошедшую в четвертом повороте. Очевидно «перегорев» перед мгновениями старта, Себастьян Феттель «провалился» в глубину пелетона настолько, что середнячки уже стали его обходить. И в конце длинной прямой его «Ред Буллу» не хватило свободного места на трассе. В толкучке пострадали сразу несколько машин: «Уильямс» Бруно Сенны, «Заубер» Серхио Переса и сам болид Феттеля. «Ред Булл» немецкого чемпиона развернуло на 180 градусов, и несколько секунд в замирании с тревогой весь автодром смотрел, как его пытались объехать полтора десятка гонщиков. Обошлось. Никто не врезался в опасно стоящую машину. Более того, если Сенна и Перес вынуждены были прекратить гонку, то Себастьян развернулся и… продолжил (!) гонку.


Докажи, что ты – чемпион!


Уже не в первый раз Феттелю приходится доказывать, что его чемпионство – это не только быстрая машина Эдриана Ньюи, но и его собственный талант пилота. Прорыв с конца пелетона в лидирующую группу – что может быть лучшим подтверждением заслуженности твоего звания чемпиона?!


Уже не раз Феттелю приходилось доказывать, что его чемпионство – это не только быстрая машина, но и собственный талантПо фотографии, сделанной во время последующего проезда Феттеля мимо пит-лейна, команда увидела все повреждения той аварии. Главной проблемой могла быть огромная трещина в выхлопной системе, поскольку части обшивки кузова остались лежать на поле брани. Обычно такие поломки приводят к перегреву выхлопной системы и возгоранию машины. Но все обошлось, и Себастьяну разрешили продолжить гонку. Была только изменена картография двигателя, позволившая максимально снизить температуру выхлопа. Это сказалось на скорости, но при таких условиях моросящего дождя скорость была не так важна, как прижимная сила болида. И Феттель доказал, что он не случайно оказался в списке претендентов на титул.


Дождь вынуждал команды экспериментировать, переходя то на промежуточную резину, то возвращаясь на слики. И к 20-му кругу, вновь переобувшись в слики, Феттель был уже на пятом (!) месте. А Фернандо был четвертым, хотя и с большим отрывом.


А вот лидерство в гонке неожиданно для всех перехватил Нико Хюлькенберг на свой «Форсе Индиа». Вместе с Дженсоном Баттоном они оставались по-прежнему на стартовых покрышках, в то время как все остальные уже по два раза побывали в боксах. Почти в 45 (!) секундах от них был Льюис Хэмильтон, еще в 20 от него - Алонсо.


И в этот момент руководство гонки принимает решение выпустить сэйфти-кар. Причина – наличие на трассе обломков после нескольких аварий. К тому времени пелетон уже не досчитался еще двоих молодых горячих парней: сначала Пастор Мальдонадо стал жертвой скользкого асфальта, а затем та же участь постигла и Ромэна Грожана. Интересно отметить, что в этой гонке припарковали свои болиды возле отбойников именно все те пилоты, которые по ходу сезона совершали наибольшее количество аварий. Словно подводя итог отсутствию у них должного мастерства, судьба распорядилась оставить за бортом самых молодых (по своему опыту в Формуле-1: Серхио Перес, Бруно Сенна, Ромэн Грожан, Пастор Мальдонадо, Пол ди Реста. Правда, шотландец не справился с управлением уже на предпоследнем круге, но, тем не менее, этой «грустной» традиции не избежал.


Был еще один претендент на добавление к этой компании. Представитель того же поколения воспитанников GP 2, Нико Хюлькенберг, отлично пилотировавший на большей части дистанции, немножко переоценил свои силы при попытке обгона на 54-м круге Льюиса Хэмильтона. Болид «Форсе Индиа» повело в сторону на спуске первого поворота, и он задними колесами сломал переднюю левую ось «МакЛарен». Британцу пришлось смириться с ролью неудачника в Бразилии, вспомнив, как в 2007 году здесь же, в Интерлагосе, он потерял возможность получить свой первый чемпионский титул. А вот «Форсе Индиа» практически не пострадала. Штрафной проезд по пит-лейну в качестве виновника аварии не позволил Нико испить шампанского на подиуме, но его пятое место на финише говорит о высоком потенциале этого юноши.


Шансы уравняли, рестарт!

В заключительном этапе Дженсон Баттон (третий слева) одержал третью победу в сезоне

Сэйфти-кар уравнял большие отрывы между гонщиками, и через несколько кругов борьба продолжилась. Фернандо изо всех сил пытается пробиться вперед, но к середине дистанции все еще остается четвертым. Фелиппе Масса, как славный оруженосец Санчо Панса у своего испанского хозяина Идальго Дон Кихота, на комфортном расстоянии в пять секунд держится позади, охраняя тылы претендента на титул. Бразилец прорвался сюда после рестарта со своего 11-го места. Следом за ним обошел Феттеля и пилот «Заубер» Камуи Кобаяши. Японскому пилоту совсем недавно было отказано в продолжении контракта со швейцарской командой, и, возможно, этот Гран-при для него был последним в биографии. Камуи старался доказать, что он еще на многое способен. Вдруг где-нибудь будет вакансия, тогда наверняка запомнится такое успешное выступление.


А лидерство по-прежнему пока еще у Хюлькенберга, сдерживающего позади себя пару «МакЛарен». Правда, ненадолго. Чуть отклонившись от просушенной траектории, Нико упускает болид с трассы и становится в роли догоняющего. Именно эту роль он исполнил не лучшим образом, протаранив, как уже писалось выше, болид Льюиса Хэмильтона.

Финальные аккорды, прорыв и слезы…


Неудачная атака Нико и сход Хэмильтона вновь вселили надежды в бразильских болельщиков. Они единодушно отдавали предпочтение победе «Феррари», но никак не «Ред Булл». Пока Хюлькенберг разворачивается и возвращается в гонку, Дженсон Баттон выходит в лидеры, а преследует его в погоне за право распивать шампанское на подиуме пара пилотов Феррари. А тут еще и начавшийся дождь, отбрасывает (в который раз!) в глубину пелетона Себастьяна Феттеля.


Оказывается, немецкому чемпиону на 52-м круге поставили слики, чтобы ехать уже до финиша, но неожиданно пошел дождь. И Себастьян возвращается через два круга в боксы, чтобы снова поставить промежуточные покрышки. Ко всем напастям на его болиде в этот момент отказывает радио, и команда оказывается не готовой для приема своего лидера. В результате еще шесть потерянных секунд – и Феттель возвращается на трассу далеко позади Алонсо. И последние 15 кругов действующему чемпиону вновь приходится доказывать свое право на титул. За 10 кругов до финиша Себастьян настигает своего кумира Михаэля Шумахера, едущего на шестой позиции. Ветеран и легенда немецкого автоспорта без борьбы пропускает вперед своего юного соотечественника, чем вызывает шквал откровенной брани в пресс-центре со стороны местных журналистов. По правде сказать, даже от мужчин-бразильцев редко услышишь такие слова, а тут самое похабное слово из лексикона портовых грузчиков Сан-Паулу я услышал от бразильской коллеги.


Не поверив своим ушам, переспросил у бразильца, сидящего рядом, правильно ли я перевел это слово. Оказалось, что правильно. Далее последовало объяснение, что Шумахера в Бразилии местные фанаты Формулы-1 не очень любят. Или точнее сказать, очень не любят, поскольку оба бразильских гонщика – и Рубенс Барикелло, и Фелиппе Масса – в скудерии вынуждены были выполнять роль «подносчиков снарядов» у «великого Шуми». Кому же это понравится? Я вынужден был заметить своему собеседнику, что ситуация и сегодня не поменялась: Масса по-прежнему на вторых ролях в «Феррари». Только теперь в роли главного артиста уже не Шумахер, а Фернандо Алонсо. Что же изменилось? Бразилец развел руками и ничего не сказал в ответ. После Нельсона Пике и Айртона Сенны у них так никто в чемпионы и не выбился. А вице-чемпионские титулы лишь раздражали своей приставкой, поскольку ни в каких рейтингах не участвовали.


Итак, шестая позиция Феттеля вполне устраивала команду «Ред Булл». Хотя, по правде сказать, и на седьмом месте Себастьян обеспечивал себе победу в чемпионате при финише Алонсо не первым. Так что оскорбления Михаэля вряд ли были обоснованы. Но такой уж народ бразильцы. Если любят кого-то, то несмотря ни на что. Но если уж ненавидят, то навсегда.


А Фернандо Алонсо, тем временем, все никак не может сократить 20-секундное отставание от нового лидера гонки Дженсона Баттона. Надежда на титул ускользает с каждым кругом, визоры пилотов заливает дождем, и остается лишь надеяться, что не выдержат нервы у Дженсона, и он совершит ошибку. Но Баттон аккуратен, в свойственной ему манере грамотно пилотирует в гордом одиночестве свой «МакЛарен» и… приезжает на финиш победителем гонки. Алонсо финиширует вторым и ждет, не случится ли чего с «Ред Буллом» Феттеля. Несколько секунд тягостного ожидания, но ничего не случается. Тем более что последний круг болиды финишируют вслед за сэйфти-каром. За три круга до финиша в последнем повороте ошибается в пилотировании Пол ди Реста. Его разбитый болид «Форсе Индиа» паркуется у стены на стартовой прямой и прекращает гонки преследования. «Оставшиеся в живых» машины медленно тянутся друг за дружкой в направлении клетчатого флага. 


Радостные крики нового трехкратного чемпиона, слезы на глазах пилотов «Феррари», и бурная реакция команды «Ред Булл». Третий сезон подряд команда не только выигрывает Кубок конструкторов, но и побеждает в чемпионате.


А счастливчиком более скромного масштаба, просто победителем Гран-при Бразилии весьма заслуженно стал Дженсон Баттон. Правда, сход Льюиса Хэмильтона не позволил команде «МакЛарен» выйти на второе место в командном зачете, что расценивается потерей где-то пару десятков миллионов евро от выплат Берни Экклстоуна командам по итогам сезона. Так что, возможно, Нико Хюлькенбергу, который оказал такую неожиданную помощь «Феррари», когда-нибудь это зачтется. Ведь кто не мечтает сесть за руль ярко-красных болидов итальянской скудерии?


Бразильский подвиг Виталия Петрова


Это глава заслуживает отдельного изложения, и мы обязательно вернемся к этой теме в следующем номере. Здесь же кратко сообщим, что в дождевой гонке российский гонщик показал себя с самой лучшей стороны. Обойдя на старте нескольких конкурентов, избежав завала в четвертом повороте, где Себастьян Феттель не поделил трассу с Бруно Сенной и Серхио Пересом, Виталий Петров практически безукоризненно пилотировал большую половину гонки. Он стремительно приближался к заветной отметке «12» - именно эта позиция была нужна на финише команде «Катерейм», чтобы отвоевать у команды «Маруся» десятое место в командном зачете. Задача была архиважная. Ведь гонорары от Берни Экклстоуна получают лишь первые десять команд в Кубке конструкторов. И по самым скромным подсчетам в этом сезоне гонорар команде, замыкающей десятку, должен составлять около четырех миллионов евро.


Уверен, что все болельщики российского гонщика в трепетном ожидании следили за болидом Виталия. Правда, официальные телекамеры не так уж много уделяли внимания российскому пилоту. Разве что если бы с ним случись какой-то казус.


И такой шанс телеоператорам представился. Отражая атаки невероятно быстрого в этот день французского гонщика Шарля Пика, российский пилот неожиданно на 46-м круге ошибается, и его «Катерхейм» разворачивает. Француз быстро уезжает вперед. И самое грустное в этой ситуации то, что Пик мчится на болиде «Маруся» (!). Поэтому задача Перова усложняется. Ему требуется не только быть 12-м, но и быть обязательно впереди гонщика команды «Маруся».


Виталий принимает кардинальное решение и просит, точнее, даже не просит, а требует командный мостик «Катерхейм» досрочно произвести ему замену шин. Именно на этом решении он и настаивает по радио. Тон Виталия не дает сомневаться его инженерам в серьезности намерений российского пилота. Петров заезжает на свой пит-стоп и уже на промежуточных шинах устремляется в погоню за своим обидчиком.


К слову сказать, именно этот момент и был решающим в последующих событиях. Благодаря раннему пит-стопу, Виталию удается не только сократить большое отставание, но и выйти к 66-му кругу на дистанцию атаки. Это означает, что на контрольной отметке DRS дистанция между болидами Пика и Петрова была меньше секунды. Поскольку и Шарль, и Виталий к тому времени были уже в роли круговых, то они обязаны были пропускать лидеров гонки вперед. Россиянин, пропустив вперед себя одного из лидирующих пилотов, пристроился ему в хвост, и когда в связке первых трех поворотов тот обошел Шарля Пика, Виталий следом за ним, включив DRS и использовав полную зарядку KERS, тоже совершил обгонный маневр. Именно в месте примыкания выезда с пит-лейна к основной траектории. Рискованный маневр? Нет, просто точно выверенный. Конечно, если бы в этот момент кто-то выезжал с пит-лейна, то, возможно, было бы столкновение, но, к счастью, пит-стопы к этому моменту у всех уже закончились.
После схода Пола ди Ресты результат Виталия Петрова стал одиннадцатым. Тем самым российский пилот не только вывел свою команду вперед, но и завоевал для нее право гонорарных денег. Будем надеяться, что они сослужат хорошую службу ему, тем более что официальный контракт с Петровым на следующий год еще пока не подтвержден.


Владимир ВАСИЛЬЕВ, Сан-Паулу, Бразилия, фото f1fanatic.co.uk

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter