Формула-1: Гран-при Бельгии. Преступление и наказание

Гран-при Бельгии, который состоялся в прошлый уик-энд на автодроме маленькой бельгийской деревушке Франкоршам, еще раз доказал, что местная трасса для Формулы-1 – самая интересная и непредсказуемая. Причем, даже в солнечную погоду, которая здесь в это время бывает не часто.

Гран-при Бельгии, который состоялся в прошлый уик-энд на автодроме маленькой бельгийской деревушке Франкоршам, еще раз доказал, что местная трасса для Формулы-1 – самая интересная и непредсказуемая. Причем, даже в солнечную погоду, которая здесь в это время бывает не часто. А полная захватывающих событий гонка вполне может претендовать на титул самой интересной и одновременно драматической гонки в этом сезоне.

Субботние сюрпризы


Проливной дождь в пятницу практически испортил весь гоночный день как командам, так и болельщикам. Температура упала с 26 до 11 градусов, и жалко было смотреть на пестреющие зонтиками трибуны, где упорно не желающие уходить зрители всячески пытались себя развлечь, в отсутствие событий на трассе. Изредка выезжающий с пит-лейна болид, «проплыв» дистанцию круга в 7 километров, тут же возвращался обратно под крышу уютных боксов, выстроившихся по ранжиру вдоль стартовой прямой.


Суббота, в точности с прогнозами местных синоптиков, была холодной, ветреной, но абсолютно сухой, без намеков на осадки. В отсутствие погодных сюрпризов приятную сенсацию сотворили сами гонщики. На субботней пресс-конференции, куда к журналистам приходят первые три победителя квалификации, не было привычных персонажей. То есть, не было ни одного из пяти лидеров чемпионата.


Дженсон Баттон выиграл поул-позишн с уверенным отрывом, мастерски пилотируя свой «МакЛарен», как это у него получается, когда настройки болида в точности совпадают с его ожиданиями. Это как в музыке: если хорошую гитару точно настроить, то звуки ее аккордов способны пронять любую чувствительную душу. Компанию ему в пресс-центре составили Камуи Кобаяши («Заубер») и Пастор Мальдонадо («Уильямс»). Если венесуэльцу уже приходилось однажды так высоко квалифицироваться, то для Камуи это был лучший результат в карьере. Его напарник по команде Серхио Перес также показал себя очень быстрым на круге, заработав 5-ю позицию.


Правда, чуть позже выяснилось, что Пастор был наказан стюардами потерей 3 мест на старте за блокировку соперника на трассе. В итоге сложилась любопытная ситуация на стартовой решетке. Как известно, поул-позишн всегда размещается в зависимости от направления первого поворота так, чтобы лидер имел преимущество входа в него по внутренней траектории. Таким образом, в Спа-Франкоршаме на правой стороне трассы (здесь первый поворот правый) на нечетных позициях разместились подряд 4 чемпиона: Баттон, Райкконен («Лотус»), Алонсо («Феррари») и Хэмильтон («МакЛарен»). А вот на четной стороне им в противовес собралась компания молодежи: Кобаяши, Перес, Мальдонадо и Грожан («Лотус»). За ее неуступчивость на трассе, а порой даже агрессивность, эту четверку в пресс-центре вмиг прозвали «молодыми волками». Небольшое исключение там составлял, пожалуй, Серхио Перес, который за счет своей «мягкой» манеры пилотирования способен не только экономить покрышки, но и избегать по возможности столкновений с соперниками.Формула-1: Гран-при Бельгии
Особую пикантность ситуации придавало расположение еще двух претендентов на чемпионский титул, пилотов «Ред Булл». Их 10-я и 11-я стартовые позиции при наличии, пожалуй, самых быстрых машин в пелотоне, предполагали попытку жесткого прорыва вперед. А значит, на первом круге, и в особенности на первом повороте должно было быть очень жарко.


Преступление


Не успели погаснуть красные огни, как первым с явным фальстартом сорвался с места болид Мальдонадо. Нервы венесуэльца не выдержали, его пальцы соскочили с лепестков сцепления, которые находятся под рулем и используются лишь в момент старта. Опередив нескольких соперников, Пастор прорвался с 6-й на 2-ю позицию, и таким образом сам того не подозревая, избежал попадания в серьезную аварию, которая произошла буквально у него за спиной. Повреждения болида все же не удалось избежать, и возможно они явились потом причиной аварии, которую спровоцировал уже сам Мальдонадо, сражаясь за место на трассе с «Марусей»Тимо Глока.


Еще до начала гонки, анализируя положение Льюиса Хэмильтона на стартовой решетке, я высказывал предположение своим коллегам, что британцу вряд ли удастся избежать инцидентов в первом повороте. Представьте себе: прямо перед ним - фонари «Феррари» Фернандо Алонсо, с которым у Льюиса давнее противостояние и слабо прикрытая неприязнь (когда испанец был напарником Хэмильтона в «МакЛарен», их борьба за лидерство в команде в 2007 году фактически подарила победу Кими Райкконену и команде «Феррари»). Чуть впереди слева – Пастор Мальдонадо, с которым Льюису приходилось уже нелепо сталкиватьсяна последних кругах гонки. А чуть позади слева – РомэнГрожан, бесшабашность которого снискала ему дурную славу разрушителя. В Бельгию этот французский швейцарец приехал, имея в своем зачете 6 аварий после 11 прошедших гонок этого сезона. И наши опасения оказались не напрасными: авария, спровоцированная Грожаном в этой гонке, переполнила чашу терпения всех.В результате аварии сразу на четыре болида на трассе стало меньше
Стремясь любой ценой отыграть несколько позиций уже до входа в первый поворот Грожан слишком опрометчиво сместился вправо, пытаясь перекрыть траекторию Льюису. Задние колеса его болида зацепили машину Хэмильтона, и«МакЛарен» начало разворачивать. Льюис пытался выровнять свою машину, но она уже сцепилась с «Лотусом». Потеряв сцепление с трассой оба болида наскочили на тормозящий болид «Заубер» Серхио Переса. И далее «Лотус» взметнулся вверх, словно пытаясь перепрыгнуть соперников. Но Формула-1 – это не полеты на истребителях. Не сумев «набрать высоту», болид Грожана рухнул на «Феррари» Алонсо. Четыре машины, разбрасывая вокруг себя осколки кузова и теряя колеса, по инерции вынеслись за пределы трассы. Не будь этого, остальные болиды также наскочили бы на эту кучу металла и пластика. Досталось и «Заубер» Камуи Кобаяши. Немного застряв на старте из-за перегретых тормозов, Камуи не сумел избежать аварии. Сначала ему пришлось ехать на питстоп для замены деталей кузова, а потом еще раз для устранения медленного прокола шин на обломках, разбросанных на трассе. Пытаясь реализовать хорошие скоростные качества своей машины, Кобаяши боролся до самого финиша. Но болид вел себя не так, как в квалификации. След от чужого колеса на кокпите «Заубер», который всю гонку напоминал Камуи о столкновении в первом повороте, был неприятным, но безопасным. А вот последствия от удара в виде оторванного бокового понтона, что в команде заметили не сразу, как раз и были причиной снижения скорости их болида.


Повезло еще, что никто из пилотов фактически не пострадал. Опаснее всего была ситуация для Фернандо Алонсо. Он чудом не пострадал, ведь летящий болид Грожана пролетел всего в нескольких сантиметрах от его головы и рук, которые в современной Формуле-1 по-прежнему остаются незащищенными. По мнению ветеранов гонок, случись такое лет 20 назад, минимум троих пилотов пришлось бы увозить в реанимацию или даже в морг.


В результате аварии сразу на 4 болида на трассе стало меньше: два претендента на титул Алонсо и Хэмильтон, Перес и сам виновник Ромэн Грожан вынуждены были смотреть гонку у телевизионных мониторов.


Наказание


Формула-1: Гран-при Бельгии. Фернандо АлонсоТо, что Грожана накажут, не вызывало сомнений. Но хотелось, чтобы коммисары гонки были предельно жесткими. Ведь просто потеря нескольких позиций на старте следующего этапа была неэффективной мерой. Во всяком случае, на изменение поведения Ромэнадо сих пор это не влияло. И вердикт был вынесен на этот раз суровым, но справедливым. Через пару часов после гонки мы узнали, что Ромэн дисквалифицирован на следующую гонку в Монце и к тому же оштрафован на 50 000 евро. Сумма может показаться небольшой в сравнении с зарплатами и расходами команд. Но поскольку эту кругленькую сумму Грожану придется отстегивать из собственного бюджета молодого гонщика, да еще и недавно женившегося, то это также будет в роли сильного воспитательного фактора.


С решением комиссаров ни гонщик, ни тем более команда «Лотус» спорить не стали. Оно было хотя и суровым, но очевидным.


Будучи дисквалифицированным на гонку, Ромэн, тем не менее, имеет право присутствовать в команде в качестве зрителя. А вот в его болид на итальянском Гран-при сядет бельгиец Жером Д‘Амброзио. В прошлом году этот молодой пилот был в составе команды «Маруся». Его скоростные качества и талант гонщика нивелировались слабыми качествами болида российской команды. Теперь у Жерома появится возможность доказать всем и самому себе, что на быстрой машине он способен добиваться успехов наравне со своими конкурентами. Правда, отсутствие возможности тестов по ходу сезона наверняка скажутся на результатах, но хотелось бы верить, что пилот быстро освоится в кокпите болида. Ведь на этой скоростной трассе в Монце ему уже приходилось выступать и в младших сериях, и в гонке Формулы-1.


«Молодые волки»


После нескольких кругов «учебного пилотирования» за сэйфети-каром, пока убирались обломки и болиды с первого поворота, страсти в пелотоне, казалось, улеглись, и гонка возобновилась. И тут вновь отличился венесуэльский гонщик. Пытаясь обогнать в шикане медленный болид «Маруся», за рулем которого сидел Тимо Глок, Пастор откровенно не справился с управлением и спровоцировал аварию. Таким образом мои опасения по поводу аварий с участием «молодых волков» подтвердились полностью. Как и Грожан, Мальдонадо отправился на суд к комиссарам. Правда, с ним обошлись пока еще по-хорошему. За фальстарт – потеря 5 позиций на старте, и за аварию – еще 5. Так что за весь бельгийский уик-энд Пастора наказали 3 раза. Не много ли? Если с гонки в Монако посчитать все штрафы, вынесенные венесуэльскому гонщику, то будет 7:7. Семь гонок = семь штрафов. Мне кажется, дисквалификация Ромэна Грожана на гонку в Монце послужит суровым уроком остальным «молодым волкам», пытающимся внести в классику Больших Призов опасную агрессию и безрассудность.


Возвращение Дженсона


Выиграв первую гонку в календаре в ходе Гран-при Австралии, Дженсон Баттон надолго ушел в тень своего напарника. К началу гонки в Бельгии их разделяло 41 очко. И, откровенно говоря, многие пессимистично расценивали шансы Баттона в борьбе за титул. Но в Спа мы увидели возвращение британского чемпиона 2009 года. Безукоризненная квалификация, очень точная гонка и финиш с комфортным отрывом в 15 секунд – вот вкратце как можно описать весь уик-энд этого пилота «МакЛарен». Сам Дженсон потом с юмором признался, что после 5-недельного перерыва чувствовал себя настолько отлично и в гармонии с болидом, что к нему закралась мысль: «Не старею ли я ? Может надо больше отдыхать между этапами?».Формула-1: Гран-при Бельгии
В субботу на пресс-конференции, еще не зная, как сложится воскресная гонка, я задал вопрос Баттону:


«Дженсон, в предыдущие три года твой приятель Себастьян Феттель неизменно присутствовал на субботней пресс-конференции в Спа, а сегодня он вынужден её пропустить. Тебе по душе такая ситуация? Чтобы ты мог сказать Себастьяну, чтобы немного его утешить?»

Дженсон Баттон: Ничего (пауза), правда, ничего, ибо не мне утешать Себастьяна Феттеля! Кажется, он квалифицировался 11-м, не так ли? Мне доводилось стартовать с более низких позиций и финишировать на подиуме, так что его сегодняшний результат не означает крах всего уик-энда – просто ему придется чуть сложнее, чем в прошлом году, когда он начал гонку с поула. Себастьян по-прежнему очень быстр, а на этой трассе есть, где обгонять. Уверен, вы ещё увидите, как он сражается за большое количество очков.


Возможно, именно Себастьян Феттель был единственным, кто мог дейтсвительно составить конкуренцию Дженсону в этот день. Но квалификация для «Ред Булл» была за пределами первой «десятки». И выбрав тактику с одним пит-стопом, Баттон спокойно пилотировал, внимательно следя за тем, чтобы соперники не приближались. Отрыва, созданного к середине гонки и моменту единственного (кстати, самого короткого в этот день) пит-стопа, хватило для того, чтобы выехать с пит-лейна перед Феттелем (тому еще предстояла остановка в боксах) и сохранить лидерство. А дальше, уже как говорится, дело техники. Сухая трасса, отличные настройки болида и … отсутствие «молодых волков». Победа оказалась логичным завершением работы команды и ее пилота.


Набрав 25 очков, Дженсон вернулся в группу претенденов на титул. И хотя его от Алонсо отделяют 63 очка и еще 4 претендента. Но впереди еще 8 гонок, и кто знает, как сложится ситуация. Аварии, сходы, технические неполадки или, в конце концов, «нелетная погода». Интрига по-прежнему сохраняется.


Прорыв Феттеля


Старт у Себастьяна не удался. Его объехали несколько соперников, и даже ХейкиКовалайнен. Финн сумел отлично разобраться в ситуации аварии в первом повороте, и к моменту выезда сэйфети-кара Хейки был уже на 10-й позиции, опережая немецкого чемпиона. Но возможно, проваленный старт - это было и к лучшему для Себастьяна. Ведь окажись он в непосредственной близости к Грожану и Хэмильтону, велика вероятность, что ему тоже пришлось бы смотреть дальнейшие события гонки в боксах у монитора. А так, 6 пилотов, реально могущих оказать ему сопротивление при прорыве вперед, после рестарта оказались вне игры. Феттелю оставалось лишь полностью использовать технические преимущества своего болида и свой еще не расстраченный талант борца.


Формула-1: Гран-при БельгииПравда, без боя уступать действующему чемпиону не хотел никто. И Бруно Сенна на «Уильямсе», и Михаэль Шумахер на «Мерседесе», и НикоХюлькенберг на Форсе Индиа», и Кими Райкконен на «Лотус» - все они были достойны уважения, оказывая сопротивление чемпионскому болиду «Ред Булл». Особенности трассы со знаменитым виражом «Красная вода», удачное размещение зоны задействования подвижного крыла DRS с последующей после него шиканой, последний поворот перед заездом на пит-лейн и выходом на стартовую прямую – вот составляющие, которые обеспечивали возможность множества красивых обгонов. Причем, многие гонщики, уступив позицию, тут же бросались в атаку на обидчика и на этом же круге отвоевывали ее обратно. Красочнее всего это получилось в дуэли Михаэля и Кими. Несколько раз меняясь местами, немецкий и финский чемпионы в очередной раз выехали на стартовую прямую и повернули в сторону «Красной воды». И вот тут-то Райкконен совершил то, за что заслужил шквал аплодисментов в пресс-центре. Сэкономив KERS (энергия , получаемая за счет торможения), Кими бросился в атаку на спуске еще до входа в опасный поворот, и , обойдя Михаэля слева, промчался по виражу «Красная вода» с заездом на поребрики сначала левыми колесами на входе, а затем правыми на выходе. Траектория была настолько точно выбранной, что болид «Лотус» даже ни разу предательски не вильнул. Убедительная атака позволила Кими оторваться от Михаэля, и уже до самого финиша никто больше не предпринимал попыток отвоевать у Райкконена его заслуженное 3-е место.


Прорыв Феттеля с глубины пелотона наверх был аргументом немца против тех, кто с пессимизмом относился до сего времени к успехам действующего чемпиона. Мол, хорошо выигрывать на самой быстрой машине, когда тем более стартуешь с поул-позишн. И мол, Феттель теряется и паникует, когда ему вдруг приходится обгонять. Здесь в Спа Себастьян был силен. Кстати, большинство своих обгонов Феттель совершил в правойшикане, которая завершает длинную прямую после виража «Красная вода». Именно перед этой шиканой у Себастьяна два года назад была нелепая авария с ДженсономБаттоном, когда его болид «Ред Булл», выйдя из зоны слип-стрима для обгона, неожиданно потерял управление и практически воткнулся в левый бок «МакЛарен». Хорошо усвоив тот печальный урок, Себастьян был предельно корректен. Хотя его повторяющийся при каждом обгоне маневр вправо рулем уже после опережения соперника был, на мой взгляд, на грани фола. Эдакое запугивание конкурента, отстающего на пол-корпуса, чтобы тот не попытался сразу же вернуть себе позицию. Но все обходилось без контакта болидов, а потому не стало предметом разбирательства комиссаров.


Выйдя после обгона Кими на вторую позицию, Себастьян попытался было настичь лидера гонки, но в этот день «МакЛарен» был определенно не хуже чемпионского болида «Ред Булл». Тем более, что Дженсону в отсутствие борьбы с соперниками удавалось лучше экономить резину, а у Себастьяна каждый обгон повышал износ покрышек. Так они и ехали 3 чемпиона последние 10 кругов вплоть до самого финиша с комфортным отрывом друг от друга: Дженсон Баттон, Себастьян Феттель и Кими Райкконен.


Уважьте старика Михаэля!


Этот Гран-при стал 300-м в карьере Михаэля Шумахера. Примечательно, что именно в Спа Шумахер начинал гоняться в Больших призах 21 год назад. В прошлом году, отмечая 20-летие своей карьеры здесь же в Спа, Михаэль впервые организовал для журналистов вечеринку в моторхоуме команды. Там он выступил и в роли бармена , и в роли повара, разливая пиво и поджаривая сосиски. Фотографировать нам тогда запрещалось, но сама атмосфера, исключительно дружеская и семейная, была настолько пронизана положительными эмоциями, что многие кардинально поменяли свое отношение к легендарному немецкому чемпиону. Он словно спустился с недосягаемой для нормального общения высоты 7-кратного чемпиона и стал простым парнем, любящим автоспорт и гонки. Именно с той вечеринки все журналисты отметили перемены и в самом Михаэле.


В прошедший уик-энд Шумахер отмечал свой 300-й Гран-при. В самом центре деревушки Франкошам висел плакат: «Михаэль, мы ждем от тебя 400-ю гонку». Это российские фанаты повесили растяжку из окон своего отеля. Имя Шумахера по-прежнему у всех на слуху. Даже в рекламном ролике Михаэль любезно приглашает болельщиков приезжать в Спа: «Это моя гостиная, приезжайте, я вас здесь жду». Естественно, что на пресс-конференции в четверг, где помимо Шумахера были еще 5 гонщиков, основная масса вопросов была именно к Шуми. Автор этих строк тоже задал свой вопрос немецкому чемпиону:

«Михаэль, всем известно, что гонщики весьма суеверны. У тебя есть талисман или оберег, без которого ты не рискуешь садиться в машину? Возможно, для Спа у тебя какой-то особенный талисман?»

Михаэль Шумахер (улыбнувшись): «У меня есть талисман, с которым я не расстаюсь уже более двадцати лет. Это моя супруга. Она приедет на трассу завтра».


В стартовом завале Михаэль разобрался, пожалуй, лучше всех. Избежав столкновений и проколов колес, Михаэль с 13-го места сумел прорваться на 5-е. После ухода машины безопасности, Шумахер обошел Пола ди Ресту («Форсе Индиа») и навязал борьбу Кими Райкконену, которого обошел в свою очередь еще один пилот «Форсе Индиа» Нико Хюлькенберг.


То, как сражался на трассе Михаэль, заслуживало уважения. Это отметили все, кто как-либо оказывался вовлеченным в эти сражения. Особо хотелось бы отметить 2 схожих эпизода, имевших место в последней шикане.


Когда пришло время первой волны пит-стопов, стало очевидным, что часть гонщиков избрали тактику 1 остановки в боксах, хотя основная часть все же предпочла останавливаться дважды.


Себастьян Феттель, прессингующий Шумахера в эти минуты, еще не знал, на какой тактике находится его кумир. И поскольку Шуми упорно не собирался уступать молодому чемпиону свою позицию, то Себастьяну по радио с командного мостика передали: «Делай с точностью до наоборот от того, что делает Шумахер». Это означало, что если Михаэль поедет на пит-стоп, то Феттель должен ехать дальше, если же Михаэль поедет еще на 1 круг, то Себастьяну следует заворачивать на пит-стоп. Иначе, затянувшееся противостояние двух немецких пилотов не позволило бы Феттелю бороться за победу.


Перед последней правой шиканой Михаэль заходит пошире слева, перетормаживает и готовится «нырнуть» на пит-лейн. Но ведь Себастьян этого еще не знает, и он пытается обойти Михаэля в шиканесправа, рассчитывая сам поехать на пит-стоп, если Михаэль продолжит гонку. И в этот момент Шумахер резко подрезает Феттеля, чтобы успеть проскочить перед болидом «Ред Булл» на пит-лейн. Машины едва не столкнулись. В случае аварии кому надо было бы предъявлять претензии? Подумаешь, догоняющий гонщик перекрыл вам дорогу на пит-лейн. В общем, обошлось без инцидента.


Но когда через полтора десятка кругов ситуация повторилась почти в точности, только теперь уже с Нико Хюлькенбергом. Михаэль решил не рисковать. Он притормозил, пропустив досужего соотечественника вперед себя на трассу, и лишь затем заехал на пит-лейн. Тут же возник сюжет ремарки в репортаж: «немецкая молодежь не пускает Михаэля на пит-стопы». Забавно, что оба этих случая, недоразумения были именно с Михаэлем, и его соотечественниками. Наверное, совпадение.


И снова шестерка претендентов


Второе место в Германии, 6-е – в Венгрии, а главное победа в Бельгии, принесшая Дженсону 25 очков, позволили Баттону вернуться в группу претендентов за чемпионский титул. Борьба продолжается. И поскольку за 8 оставшихся Гран-при победитель может заработать еще теоретически 200 очков, то преимущество Фернандо в 24 очка над соперниками уже не кажется столь незыблемым. И сейчас можно говорить лишь о теоретических шансах на победу в чемпионате.  

Владимир ВАСИЛЬЕВ, Спа-Франкоршам, Бельгия, фото автора Жоржа ДЕКОСТЕРА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter