Формула-1. Гран-при Австрии. Стюарды открывают ящик Пондорры

Небывалая жара и разреженный воздух горного ландшафта австрийской деревушки Шпильберг наконец-то впервые остановили доминирование команды «Мерседес» с начала этого сезона. Чтобы доехать до финиша пилотам немецкой «конюшни» пришлось беречь от перегрева двигатели своих машин, с грустью наблюдая, как их опережают соперники. В итоге первыми под клетчатый флаг на финишной прямой въехали Макс Ферстаппен («Ред Булл») и Шарль Леклер («Феррари»), стартовавшие вчера в обратном прядке в Гран-при Австрии.

Победитель Гран-при Австрии Макс Ферстаппен

К слову сказать, это был самый юный дуэт гонщиков в истории Формулы-1, стартовавших когда-либо с первого ряда. Обоим пилотам нет еще и 22 лет. Лишь третьим финишировал в гонке Вальттерри Боттас, фактически оставшись на своей стартовой позиции. Таким образом, впервые за последние 11 гонок на подиуме не было действующего чемпиона Льюиса Хэмилтона. Более того, последний раз, когда на подиумном награждении кубками не присутствовал ни один из чемпионов Больших призов, мы наблюдали лишь на Гран-при Мексики в октябре 2017-го года.  

Мы предсказывали, что австрийская гонка наверняка будет полна интригующих событий. Во-первых, в первой тройке на старте не было чемпионов. А во-вторых, жаркая сухая погода и горные условия могли сыграть с командами дурную шутку, сделав непредсказуемой работу шин и моторов.  

К нашему удивлению, до финиша этого Гран-при Австрии доехали все 20 пилотов, не было ни одной аварии и появления машины безопасности, даже в ее виртуальном режиме. И все же это не помешало отнести уже прошедший этап к числу самых интересных в этом сезоне. И не потому, что наконец-то прекратилась до неприличия долгая (с прошлогоднего Гран-при Бразилии) серия побед команды «Мерседес». Главную интригу нынешней австрийской гонки создал «голландский хулиган» Макс Ферстаппен.

Леклер лидировал в гонке, но победа досталась не ему

К слову сказать, пилот «Ред Булл» имеет на автодроме в Шпильберге названную его именем трибуну. С момента ее возведения в центре трассы у ног знаменитого «Красного быка», возвышающегося на фоне австрийских гор, она всегда максимально заполнена голландскими болельщиками в оранжевых майках. Они, словно королевский эскорт, сопровождают своего юного кумира Макса на европейских этапах. Но максимальная численность голландцев отмечается именно в австрийском Шпильберге и бельгийском Спа. Не удивительно, что заявок на приобретение билетов на будущий возрожденный Гран-при Нидерландов, который планируется проводить в мае следующего года на голландском автодроме в Зандфорте, официально уже зарегистрировано больше, чем имеющихся там на сегодня мест.

Бенефис «хулигана»


По правде сказать, я ожидал, что Макс Ферстаппен, получив волею судьбы после квалификационного наказания Хэмилтона право стартовать с первого ряда, проявит свою жесткую манеру атаковать соперников уже на первом километре дистанции. Тем более, что фактически впереди него был лишь обладатель поул-позишн Шарль Леклер. Можно было даже предположить, что голландец будет жестко в присущей ему картинговой манере защищать свою позицию от стартующих позади него пилотов «Мерседес». Но на самом деле не случилось ни того, ни другого.

Добро пожаловать в паддок гонок поддержки

В момент старта на «Ред Булл» Макса неожиданно включилась система, призванная уберечь машину от того, чтобы не заглохнуть. И пока голландец пытался вывести режим двигателя в нужный диапазон оборотов, его успели без труда объехать 6 (!) соперников.  Хорошо еще, что его напарник француз Пьер Гасли сумел вовремя увернуться от столкновения замедлившейся машины Ферстаппена. Вместо того, чтобы захватить лидерство в гонке, что Макс наверняка планировал, обдумывая свои перспективы накануне и в волнующие мгновения старта, ему пришлось начать свой прорыв с 8-го места.

Отдадим должное характеру голландского гонщика. Как только его болид вернулся в рабочее, то есть исправное, состояние, Ферстаппен стал потихоньку одну за другой возвращать себе утраченные позиции. Уже к началу второго круга он фактически без борьбы объехал Гасли, а к середине дистанции после своего первого и единственного пит-стопа Макс был уже 4-м. Впереди него была лишь тройка лидеров – Леклер, Боттас и Феттель.  

Получив одним из самых последних новые шины, Ферстаппен взвинтил темп и сумел пройти и Себастьяна, и Вальттерри, явно нацелившись побороться за победу с начинающим сбавлять свой темп Шарлем Леклером. Оказалось, что командный мостик «Феррари» в очередной раз допустил ошибку, разрабатывая тактику своему дебютанту.

Довольные купленными билетами австрийские болельщики

Сначала нас удивил выбор шин, с которыми стартовал монегаск. Они были самого мягкого состава, то есть – самые быстрые, но и самые  уязвимые к износу. Это в начале гонки, конечно, помогло Леклеру оторваться почти на 4.5 сек от преследовавшего его Боттаса. Но когда финна позвали на пит-стоп, в итальянской скудерии не стали рисковать и тут же повторили аналогичный маневр и с Шарлем, поставив на его болид более жесткие колеса. С точки зрения борьбы против пилота «Мерседес», конечно, это было разумным. Хотя так уж торопиться с этим пит-стопом и не стоило. Леклер уверенно держал свой темп на своем стартовом комплекте шин. И останься он еще хотя бы пару кругов на трассе, не случилось бы того, что произошло затем с монегаском в конце гонки.

За три круга до финиша Макс вплотную подобрался к лидеру, и когда интервал между машинами сократился до значения (меньше секунды), позволяющего использовать систему подвижного крыла DRS, голландец пошел в атаку. Леклеру поначалу удалось отстоять свою позицию. Ключевым местом сопротивления стал третий правый поворот австрийской трассы. Он – медленный, причем – “слепой”, поскольку начинается после длинного подъема на самой верхней точке автодрома.

Голландец красиво прошел соперника по внутреннему радиусу, но Шарль сумел затем на спуске к 4-му повороту вернуть себе позицию. Однако кругом спустя Макс решил все-таки повторить этот обгонный маневр, только чуть в более жесткой форме. Он позволил своему болиду пошире выйти из 3-го поворота, фактически не оставив на этот раз места на трассе “Феррари” Леклера. Машины даже соприкоснулись, и после контакта итальянский болид оказался за пределами траектории. Зацепив траву, Леклер как-то сумел вернуться на трассу, но изношенные к этому моменту шины на его машине не позволили монегаску попытаться остаться позади своего обидчика на расстоянии атаки.   

Вальттерри Боттас на фоне трибуны голланских болельщиков Маска Ферстаппена

Инцидент был тут же взят под рассмотрение стюардами. Они не стали принимать скоропалительных решений, позволив победителю вдоволь насладиться чувствами и на подиуме гордо постоять под звуки родного голландского гимна. Макса нисколько не смущало то, что обиженный на такие откровенно грубые действия на трассе Шарль не поздравил его, и даже не разгоаривал ни в комнате отдыха перед подиумом, ни затем уже на самом подиуме, предпочтя спрятаться за угол, чтобы не быть облитым шампанским из рук голландского “хулигана”. Ферстаппен в этот момент был героем всего автодрома и миллионов зрителей, за исключением фанатов “Феррари” и все еще старающихся быть объективными некторых журналистов.

Интрига сохранялась еще пару часов, пока наконец-то не было вынесено решение: признать инцидент гоночным.  Это означало ни много ни мало, как признание действий Макса если и не совсем правильными, раз они противоречат правилам, написанным  FIA, то хотя бы допустимыми, чтобы не получить за них наказание.

Сам Ферстаппен “по-хулигански” ответил журналистам в своих комментариях по поводу данного инцидента: “Если не резрешать так обгонять,  то лучше вообще оставаться дома и не ездить на гонки”. 
 

“Ящик Пондорры”


 Споры о соблюдении правил в борьбе на трассе за позицию ведутся уже не первый день.  Кульминацией нынешнего сезона послужило наказание Себастьяна Феттеля в Канаде, из-за которого он упустил там свою победу. История продолжилась на Гран-при Франции, где за выдавливание (отметим, без контакта машин!) с трассы соперника и обгон, совершенный с выездом за пределы трассы, дважды был наказан Даниель Риккиардо.

К Максу Ферстаппену  - повышенное внимание

В обоих случаях мир Формулы-1 делился надвое: одни защищали пострадавших от штрафов «отважных гонщиков», другие ратовали за соблюдение предписаний FIA, позволяющих вести корректную и более безопасную борьбу на трассе.  Как бы то ни было, в обоих предыдущих случаях стюарды шли на наказание пилотов, нарушивших правила.

Здесь же в Австрии, судейская бригада решила не наказывать “голландского хулигана”, хотя налицо было “выдавливание пилота с трассы”. Тем самым стюарды фактически дали “зеленый свет” на аналогичные действия в будущем всем, кто будет атаковать в борьбе за позицию. Или хотя бы избранным, на усмотрение самих судей.

Шуми и Айртон, взгляд сквозь время

Наверное, в этом есть определенный смысл. Ведь недаром же в последнее время только ленивые не ведут дискуссии по поводу того, чтобы разрешить жестую борьбу на трассе, добавив зрелищности, риск и азарта на довольно скучных Гран-при. Но как далеко пойдут другие стюарды, которые будут в роли судей выносить свои вердикты на будущих этапах? И не вызовет ли это волну агрессии пилотов во время гонок, раз уж им официально позволят жестко бороться на трассах?  Может быть именно этой агрессии и не хватает зрителям, приходящим на автодромы, словно в былые времена на бои гладиаторов?

По всей видимости, в самое ближйшее время мы увидим, к чему приведет этот открытый стюардами Грн-при Австрии “ящик Пондорры”.

А пока же просто констатируем, что лишь технические проблемы “Мерседес” способны принести хоть какое-то оживление в борьбу в лидирущей группе  чемпионата Формулы-1. И первая же гонка, избавившая нас от лицезрения безмятежно доминирующей немецкой “конюшни”, стала чуть ли не самым интересным событием с начала этого сезона.

Прямо в центре автодрома символ разъяренного быка "Ред Булл"

На фоне этого инцидента практически все обгоны, которые были совершены в этот день на автодроме в Австрии, были выполнены чисто. За исключнием одного, когда Феттель на подъеме перед третьим поворотом обгонял более медленную машину Ландо Норриса. Немецкий гонщик, опередив на пол-корпуса болид соперника, неожиданно затем довернул руль в сторону британца. Произошел даже контакт колес “Феррари” с боковым понтоном “МакЛарен”, после чего Норрис вынужен был проехаться по поребрику. Самое удивительное, что никому из стюардов даже не пришло в голову взять этот инцидент под рассмотрение.

Эта грязная манера “подавить волю соперника” давненько наблюдается за Себастьяном. Не впервой мы видим, как после обгона уже поверженного соперника он “подрезает” тому траекторию, чтобы не допустить даже теоретически возможной контрактаки.

От чего его собственные громкие жалобы в эфире во время гонок по поводу грубых действий других пилотов выглядят, по меньшей мере, непонятными и необъективными. Во всяком случае, формированию положительного имиджа немецкого чемпиона они баллов не добавляют, а скорее наоборот.

Когда же инцидент между Максом и Шарлем был признан гоночным, то стало ясно, что в этот день у стюардов была установка: борьбу на трассе разрешить. Во всяком случае до столкновения или аварии, которых, к счастью, в этот день на автодроме в Шпильберге не случилось.

Вторая лига


Успех в Австрии Ландо Норриса, финишировавшего на 6-м месте, а главное – впереди “Ред Булл” Пьера Гасли, позволяет говорить о двух вещах. Ландо – самый успешный дебютант сезона в Формуле-1. А “МакЛарен” наконец-то обретает свою форму после нескольких долгих лет прозябания с момента перехода на японские моторы. С французскими движками “Рено”, заметно прибавившими за последнее время, британской “конюшне” вполне под силу не только 4-е место в Кубке конструкторов, но и появление амбиций о будущих подимуах.

Пьер Гасли вел борьбу за выживание с середнячками, например, с Антонио Джовинацци

Второй пилот “МакЛарен” Карлос Сайнс после своего старта с 19-й позиции сумел провести великолепную гонку и финишировать 8-м, следом за Пьером Гасли. Похоже, если бы у испанца была позиция повыше на старте вчерашней гонки, то французу пришлось бы финишировать позади дуэта британской команды.

О том, что моторы “Феррари” на сегодняшний день самые лучшие в пелотоне, можно было судить не только по 2-му месту Шарля Леклера, или 4-му месту Себастьяна Феттеля. Немец прорывался с конца первой десятки после отказа “копеечной детали” в 3-м сегменте  субботней квалификации. И несмотря на то, что он был единственным из пилотов, кто пошел на тактику 2-х пит-стопов, Феттелю не хватило всего одного круга, чтобы попасть на подиум. В финальной части гонки Себастьян обогнал Хэмилтона и финишировал всего в 0.6 сек от Боттаса.

Моторы “Феррари” неплохо показали себя еще и на машинах “Альфа Ромео Заубер”. Кими Райкконнен и Антонио Джовинацци замкнули зачетную “десятку”. Причем, у итальянского гонщика это первое набранное очко в нынешнем сезоне. Из-за этого ему даже придется слегка подстричь свои необычно длинные для пилотов Фрмулы-1 волосы, проиграв свой спор по этому поводу своему боссу Фредереку Вассеру.  

Феттель считает, что стюарды ГП Австрии поступили правильно, не наказав Макса

Ни машины команды “Рено”, ни “Рэйсинг Поинт” в “очковую” зону попасть не смогли. Также за пределами результативной зоны остались и болиды “Торо Россо”. Неисправность обдува тормозной системы на машине Даниила Квята, не позволила россиянину выступить на Гран-при Австрии на хорошем уровне. Таким образом, ошибка команды стоила ему высокой позиции в калификации, а техническая проблема и вовсе погубила всю его гонку, не позволив Дане изменить сложившуюся уже негативную традицию его неярких выступлений на австрийском автодроме.
 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter