«Формула-1». Гран-при Абу-Даби. Громкий финальный аккорд чемпионов

Каким должен быть финальный Гран-при сезона чемпионата «Формула-1»? Красочно оформленным, с грандиозными фейерверками и иллюминациями? Тогда можно точно сказать, что в этом году последний этап календаря удался на славу. Или все же он должен быть полон интригующих, захватывающих внимание зрителей событий на трассе? В таком случае, увы, это не про нынешний Абу-Даби.

По правде сказать, команда «Ред Булл» могла бы вообще не приезжать в прошедший уикенд на автодром Яс-Марина. Титулы чемпиона и вице-чемпиона в личном зачете, равно как и Кубок конструкторов, были выиграны австрийской «конюшней» уверенно и, главное, досрочно. Побиты рекорды по количеству побед за один сезон. При этом действующий чемпион Макс Ферстаппен более чем в два раза опередил по очкам своего напарника. И в одиночку мог бы победить всю команду своих ближайших соперников. Представьте себе, что голландец один набрал 575 очков, в то время как команда «Мерседес», занявшая второе место благодаря усилиям Льюиса Хэмилтона и Джорджа Рассела, смогла набрать лишь 409 очков.

В истории «Формулы-1» случались и раньше досрочные чемпионские титулы. Но с таким огромным преимуществом, заверяю вас, еще никто никогда не побеждал.

В любой дисциплине автоспорта всегда очень важно сочетание быстрого гонщика и лучшей машины. Множество примеров можно привести, когда в погоне за быстрым болидом будущие и действующие чемпионы неожиданно переходили в другие команды, поддавшись соблазну, иногда даже вопреки здравому смыслу. А вот с Максом Ферстаппеном история действительно уникальна. Его фактически забрали желторотым птенцом из картинга, усадив на неполный сезон в молодежную серию «Формула-4» с открытыми колесами. А затем сразу же перевели в самый элитный по своей престижности чемпионат «Формула-1».

Не будем лукавить, под него переписывались правила, ему прощались многие огрехи и откровенные нарушения, на него работали и продолжают работать огромный штат команды, штаб и конструкторские бюро. Не говоря уже о раскрученном рекламно-маркетинговом маховике, который был запущен с помощью его отца Йоса Ферстаппена, бывшего пилота «Формулы-1», так и не сумевшего выиграть ни одной гонки за свою формульную карьеру, но воплотившего все свои чемпионские мечты в своем сыне.    

Бои местного значения

На фоне досрочных титулов команды «Ред Булл» и ее подопечных борьба за второе место в Кубке конструкторов между «Феррари» и «Мерседес», а также сражения на трассе за 4-е место в личном зачете между Фернандо Алонсо, Шарлем Леклером, Карлосом Сайнсем и Ландо Норрисом смотрелись как бои местного значения. В первом случае ставка была равной 10 миллионам долларов. Такую разницу составляют выплаты от руководителей «Формулы-1» командам за призовые места по итогам года. А во втором – все было гораздо более прозаичным. Даже лучший из этой четверки гонщиков не получил вместе с 4-м местом право участвовать в финальном награждении победителей и призеров чемпионатов мира по автогонкам, который в этом году пройдет с 4 по 8 декабря в Баку, столице Азербайджана. Ибо туда поедет лишь тройка победителей. Возможно, за получением специального приза лучшего дебютанта чемпионата «Больших призов» туда могут пригласить еще и Оскара Пиастри из команды «МакЛарен». Но для этого нужно, чтобы австралиец получил звание «Новичок года» по решению жюри Комиссии гонщиков FIA.

Несмотря на два подиума в своем дебютном сезоне и победу в спринтерской гонке в Катаре, Оскар в общем личном зачете занял лишь 9-е место, не набрав и половины очков, которые собрал в свою копилку его напарник Ландо Норрис. Поэтому шансы у Пиастри ехать в Баку за награждением пока еще остаются довольно призрачными.

Последняя квалификация сезона

Квалификация, как известно, служит для выявления самого быстрого гонщика на данной трассе в данный конкретный момент. И хотя в нынешней «Формуле-1» за поул не начисляются очки, престижность обладания им по-прежнему сохраняется.

Уместно будет заметить, что многие из чемпионов «Формулы-1» начинали отсчет своих достижений сначала с поулов, и лишь затем приходили первые победы. У кого-то это было почти одновременно. Так, Себастьян Феттель на своем тихоходе «Того Россо» сумел в Монце выиграть свою первую дождевую квалификацию, а затем на следующий день еще и непосредственно гонку Гран-при Италии 2008 года. Макс Ферстаппен в этом отношении скорее исключение из правил. Свою первую победу он одержал в своем дебютном Гран-при за свою нынешнюю команду «Ред Булл» еще в 2016-м году, спустя 15 месяцев после начала своей формульной карьеры. А вот чтобы выиграть свою первую квалификацию, голландскому чемпиону понадобилось еще три с лишним года.

Неудивительно, что опередив по итогам нынешнего сезона немецкого четырехкратного чемпиона по количеству выигранных гонок и войдя в тройку самых успешных пилотов «Формулы-1», Макс Ферстаппен со своими 32 поулами находится далеко позади и Себастьяна Феттеля (57), и Айртона Сенны (65), не говоря уже о Льюисе Хэмилтоне (103 ). Из этих 32 побед в квалификациях 12 достались голландскому чемпиону в этом сезоне, где он фактически разгромил всех своих конкурентов, выиграв 19 гонок из 22.

К чести Макса отметим, что на заключительном этапе в Абу-Даби он все же сумел поставить убедительную точку в вопросе: кто же сильнейший в квалификациях этого сезона? Пусть всего на 0,15 сек., но Ферстаппен сумел опередить Шарля Леклера на быстром круге на трассе Яс-Марина.

Небольшим сюрпризом на квалификационных заездах в субботу стали победы Оскара Пиастри и Джорджа Рассела в дуэлях со своими более опытными напарниками. Австралиец и британец стартовали в гонке со второго ряда.

Главная дуэль на гонку была определена между командами «Феррари» и «Мерседес». Итальянской скудерии нужно было отыграть четыре очка у немецкой «конюшни», чтобы в Кубке конструкторов занять второе место. Но если Шарль Леклер был настроен по-боевому, едва не выиграв квалификацию, то вот Карлос Сайнс, прямо скажем, оплошал. Еще в пятничных заездах испанец разбил свою машину о барьеры, не удержав ее на траектории. Когда же механики в нарушение комендантского часа собрали Карлосу болид фактически на новом шасси, то испанец не смог даже выйти из первого сегмента квалификации.

Старт с 16-го места, в то время как твой напарник стартует с первого ряда, – это фактически самоустранение от борьбы в интересах команды. Не будет преувеличением сказать, что испанский пилот не слишком много оставил шансов Шарлю Леклеру в одиночку опередить пилотов «Мерседес» по общему количеству набранных за финальную гонку очков.

Лебединая песня RВ-19

Удержав свое лидерство на старте, Макс затем провел уверенно всю гонку, не допуская ошибок и фактически не оставляя соперникам шансов на победу. Уже привыкнув финишировать первым, на этот раз голландец вел себя несколько по-иному. Волнующимся голосом после финишной черты он поблагодарил своих механиков и инженеров за проделанную работу и признался, что его охватили в этот момент сильные эмоции – почти до слез. Комментируя журналистам свое состояние, Макс сказал, что с грустью расстается с этой машиной RB-19, принесшей ему столь невиданный доселе успех и массу побитых рекордов.

Было несколько непривычно слышать подобное от действующего чемпиона, получившего в паддоке кличку Голландский робот за то, с каким постоянством и настойчивостью он почти безошибочно штамповал одну за другой победы в этом сезоне.

Сохранится ли за «Ред Булл» такое сильное преимущество над остальными машинами на следующий сезон, утверждать сложно. Но предпосылки к этому есть. Значимых изменений регламента в межсезонье не предвидится. А над машиной будущего года конструкторское бюро австрийской «конюшни» под руководством гениального Адриана Ньюи начало работу задолго до соперников. Благо, что успехи на трассе позволяли в этом плане не переживать за исход сезона.

Выиграв в воскресенье финальную гонку в Абу-Даби, болид RB-19 исполнил яркую лебединую песню (в смысле «прощальную») этого сезона с громким финальным мажорным чемпионским аккордом Макса Ферстаппена.

Серхио Перес пересек финишную черту вторым, но из-за полученного от стюардов наказания за столкновение с Ландо Норрисом во время обгона британца мексиканский гонщик откатился на 4-е место. Хотя это не испортило общего впечатления доминирования машин «Ред Булл» на трассе.

Шарль Леклер против «Мерседес»

Провал напарника в квалификации вынудил Леклера в одиночку сражаться против немецкой команды в попытке обеспечить в Абу-Даби итальянской скудерии второе место в Кубке конструкторов. И надо сказать, что Шарль до последних метров дистанции реально надеялся на свой успех. Со своей стороны монегаск сделал максимально возможное. Опередить Ферстаппена при отсутствии ошибок со стороны голландского чемпиона на трассе было невозможно. Выездов машины безопасности, которая частенько на Яс-Марина ломает планы гонщикам и командам, в этот раз отмечено не было. И максимум, на что мог рассчитывать пилот «Феррари», это на второе место.

Только пилоты «Мерседес» сумели вдвоем набрать достаточное количество очков, чтобы помешать скудерии отыграть 4 очка и выйти на второе место по итогам сезона.

Когда за 6 кругов до финиша стало известно, что Серхио Перес получил штраф в 5 секунд за столкновение его «Ред Булл» с «МакЛарен» Ландо Норриса, в голове Шарля Леклера возник план, как попытаться добыть еще дополнительные 3 очка без участия своего испанского напарника. Заметим, что план родился в голове пилота, мчащегося с максимально возможной скоростью по городской трассе вблизи бетонных стен ограждения, а не в голове его командного штаба, отвечающего за стратегию и тактику гонки. Суть плана была такова, чтобы помочь Серхио Пересу сначала обогнать Джорджа Рассела, который ехал 3-м и претендовал на место на подиуме. Для этого надо было чуть притормозить пилота «Мерседес». Затем помочь мексиканцу обойти себя, сократив свое преимущество до минимума и дав тому слип-стрим. Потом надо было самому удержаться впереди Рассела в надежде, что Серхио успеет оторваться от Джорджа на 5 секунд, но при этом сам Шарль Леклер из этого 5-секундного интервала не выпадет.

Кому-то может показаться авантюрным этот план. Но в случае успеха он приносил бы итальянской команде дополнительные 3 очка преимущества над «Мерседес». Ведь Серхио Перес, финишировав вторым, после полученного штрафа откатился бы на 3-е место, оставшись на подиуме. А вот Джордж Рассел, финишировав 4-м, так и остался бы на 4-м месте. А значит заработал бы не 15, а 12 очков. И тогда по итогам года у обеих команд-претендентов на второе местов в Кубке конструкторов было бы равное количество очков. Но поскольку Карлос Сайнс одержал все же одну победу в этом сезоне, а «Мерседес» ни разу не выигрывал гонок, то при равенстве очков преимущество было бы за скудерией.

Кстати, узнав из переговоров Шарля Леклера со своей командой об этой авантюрной тактике, Льюис Хэмилтон попытался было внести собственные коррективы в планы соперников. Британский чемпион, настигнув ведущего перед ним на «Альфа Таури» Юки Цунода, попытался было провести обгон японца, чтобы самому финишировать не на 9-м месте, а на 8-м. Полученные в таком случае 2 дополнительных очка лишали бы смысла всю хитрую тактику Шарля Леклера. Однако довести до конца задуманное Льюису не удалось. Предприняв атаку на позиции Цунода, Хэмилтон вышел вперед, но «Мерседес» чемпиона предательски заскользил по асфальту изношенными шинами. Юки тут же вернул себе утраченную позицию и сумел финишировать впереди Льюиса. В этой гонке машина британского чемпиона то ли из-за ошибок с настройками, то ли из-за какого-то неприметного сбоя в электронике упорно не хотела ехать в том же темпе, с которым второй болид «Мерседес» воевал за место на подиуме.

Сезон Льюис Хэмилтон завершил уверенно на 3-м месте, что в целом можно оценить как неплохой результат, учитывая, насколько быстры и надежны были в этом году машины «Ред Булл».

Возвращаясь к Леклеру, следует отметить, что план Шарля почти удался. Он сумел дважды помочь Серхио Пересу в точности с задуманным планом. И мексиканец вышел на второе место. Но было уже поздно. Дистанции гонки почти не осталось, чтобы пилот «Ред Булл» успел оторваться от Джорджа Рассела на 5 секунд и обеспечить себе место на подиуме после применения наказания. Не хватило всего какой-то секунды.

В итоге Серхио в протоколе гонки остался на 4-м месте, а команда «Мерседес» с преимуществом в 3 очка в общем зачете обеспечила себе 2-е место в Кубке конструкторов.

Следом за первой четверкой финишировала пара пилотов «МакЛарен». А вот перед Юки Цунода финишную черту пересек Фернандо Алонсо на своем «Астон Мартин», что позволило испанцу подняться на 4-е место в личном зачете по итогам сезона. Это лучший результат двукратного чемпиона после его вице-чемпионского титула в далеком уже 2012-м году, когда он выступал еще за команду «Феррари».

Таким образом, по итогам года Шарль Леклер поднялся на 5-е место, Ландо Норрис сохранил свою 6-ю позицию, а Карлос Сайнс из-за своего неудачного выступления на финальном Гран-при опустился на 7-е место.

Чемпионат завершен, начало следующего сезона по плану в марте 2024 года – ждать осталось менее 95 дней.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter