Формула-1. Что ждать в новом сезоне от «Феррари»

Биографии итальянской скудерии Энцо Феррари и Формулы-1 связаны неразрывно. Примкнув к этому престижному чемпионату со второй гонки самого первого сезона в 1950-м году, которая проходила в Монако, команда «Феррари» так больше с ним и не расставалась, сохраняя до сей поры здесь звание самой старой и самой успешной «конюшни». 

Себастьян Феттель за несколько секунд до нелепой аварии на Гран-при Германии

Уместно будет заметить, что сама команда на день дебюта в «королевских гонках» уже имела более, чем 20-летнюю историю выступлений в автоспорте. И вполне понятно, почему великий Энцо не мог упустить возможности присоединиться со своим коллективом к элитной Формуле. Уже на третий сезон выступления в «Больших призах» в 1952-м году Альберто Аскари начал отсчет 15 чемпионским титулам, завоеванных 9-ю гонщиками за всю историю выступлений в Формуле-1 под знаменами «Феррари». 

Не даром же из 205 миллионов $ США, которые полагаются итальянской «конюшне» за участие в прошлом году от владельцев коммерческих прав чемпионата, 114 миллионов составляют бонусы за исторический вклад в «Королеву автоспорта». Для сравнения размер бонусов команды «Мерседес», доминирующей и исправно забирающей титулы на протяжении последних 5-ти лет, составляет всего 76 млн. А «Ред Булл» с его 4-мя титулами, предшествовавшими успешному выступлению немцев, и того меньше – всего 71 млн. 

Больше всего побед для скудерии одержал легендарный Михаэль Шумахер. 5 раз подряд он был чемпионом, начиная с 2000-го года, тем самым вписав в историю команды и Формулы-1 целую эпоху, связанную с его успешными выступлениями. И важно здесь даже не количество титулов Михаэля, а то, что ему удалось прервать самую длинную серию «Феррари» без чемпионства – 21 год. 

Легенда «Феррари» Михаэль Шумахер во время благотворительного футбольного матча в Монако

Итальянцы такое не забывают. Поэтому для «тиффози» Михаэль Шумахер навсегда останется самой главной легендой из гонщиков. 

А вот после ухода Шумахера чемпионом в красном комбинезоне с эмблемой гарцующего скакуна смог стать лишь один человек – финский гонщик Кими Райкконнен. Но с той драматической по своему сюжету гонки в конце 2007-го года, неожиданно принесшей победу финскому чемпиону, прошло уже 11 сезонов без чемпионских лавров. Ни талантливому бразильцу Фелиппе Масса, ни двух-кратному испанскому чемпиону Фернандо Алонсо, ни даже четырех-кратному немецкому чемпиону Себастьяну Феттелю так и не удалось прервать очередную затянувшуюся серию «без титулов» итальянской скудерии. 

Последним, кто добывал чемионский титул «Феррари» был Кими Райкконнен

В прошлом сезоне, когда итальянцам удалось все же создать более быстрый, чем у главных конкурентов из «Мерседес» болид, в судьбу титула вмешался человеческий фактор. Бесспорно лидируя в первой половине сезона, главная надежда скудерии Себастьян Феттель стал совершать одну за другой непростительные ошибки. И в итоге не только растерял свое преимущество, но и позволил своему основному конкуренту Льюису Хэмильтону досрочно оформить свой уже 5-й чемпионский титул. 

Таким образом в нашем рейтинге представления команд на этот год на основе результатов прошлого сезона «Феррари» значится под номером «2». 

Скудерия и демократия 

«Жесткая рука» Маурицио Арривабене теперь уже в прошлом «Феррари»
После ряда смен руководства команды, после нескольких лет управления «жесткими методами» Маурицио Арривабене и после, как это ни печально осознавать, смерти руководителя компании «Феррари» Серджио Маркионне, в январе нынешнего года во главе итальянской скудерии был поставлен Маттио Бинотто. Более четверти века итальянец работает в этой «конюшне», застав еще славные времена эпохи Жана Тодта, Росса Брауна и Михаэля Шумахера. И первыми шагами по оптимизации системы управления командой итальянец провозгласил внедрение горизонтальной структуры менеджмента. 

В формульных кругах, хорошо знакомых с предшествовавшими проблемами скудерии, тут же разлетелась весть о смене «диктатуры» на «демократию». Делегирование ряда полномочий подчиненным фактически делает главными действующими лицами в управлении командой прежних помощников руководителя. По мнению Бинотто, этот шаг позволит дать больше мотивации энтузиазму и полезным инициативам на местах, что в свою очередь должно улучшить не только микроклимат в «конюшне», но и позволить эффективнее использовать имеющийся потенциал. 

Удивительная вещь, но уже на нынешних предсезонных тестах «Феррари» показала себя с лучшей стороны, уверенно захватив лидерство. И пусть преимущество, которое может иметь та или другая команда во время этих тестов, еще не гарантия успеха на первых гонках и вообще на протяжении всего сезона. Тем не менее это бесспорно положительные предпосылки для успешного начала. 

Именитый ветеран

Конечно, в 31 год относить гонщика к плеяде ветеранов не совсем корректно, учитывая, что в истории Формулы-1 бывало неоднократно, когда в этом возрасте пилоты только еще начинали свою формульную карьеру. Но в нашем случае мы руководствовались двумя главными аргументами. 

Во-первых, за плечами у Себастьяна Феттеля 219 стартов в Гран-при, 4 чемпионских титула, 52 победы и 55 поул-позишн. Нынешний сезон будет уже 13-м для немецкого чемпиона. С таким багажом слово «ветеран» воспринимается как достойная характеристика обладателя солидного гоночного багажа. 

С. Феттель и В.Васильев, редкая возможность сфотографироваться вместе с 4-кратным чемпионом

Во-вторых, омоложение пелотона, которое наблюдается в последнее десятилетие в Формуле-1, действительно превращает 30-летних гонщиков в «ветеранов». Сам Себастьян пришел в гонки 20-летним юношей, и в 23 года стал самым молодым чемпионом «королевских гонок». И если сравнивать Феттеля сегодняшнего с пришедшими в чемпионат в этом сезоне дебютантами Джорджем Расселом (21 год), Ландо Норрисом (19) и уже вкатившимися в гонки Лэнсом Строллом (20) и Максом Ферстапеном (21), то вряд ли немецкому пилоту следует обижаться за причисление его к «ветеранам». Лишь присутствие в действующем паддоке возрастного 39-летнего Кими Райкконнена вселяет надежды Сэбу, что ему можно спокойно еще гоняться лет 7-8, пытаясь войти в тройку самых результативных формульных гонщиков в мире.

Сможет ли Феттель также быстро «убегать» на трассе от юного напарника
За все время своей карьеры у Феттеля лишь однажды было поражение от напарника во внутрикомандной дуэли. В 2014-м году, первом сезоне перехода на турбированные двигатели он уступил Даниелю Риккиардо. Причем отрыв был настолько заметным, что впору было вести речь о «разгроме» действующего 4-кратного немецкого чемпиона австралийским дебютантом. Дэн тогда был единственным, кто смог одержать победы, причем дважды, не считая пилотов «Мерседес». На этом фоне Сэб с его тремя бронзовыми подиумами выглядел более, чем скромно.

Переход в «Феррари» на место решившего попытать счастья «на стороне» и ушедшего в «МакЛарен Хонда» Фернандо Алонсо давал шанс Феттелю не только поменять неудобного партнера, но и переодеться в самый престижный в «Больших призах» красный комбинезон. И казалось, что вот-вот Себастьян повторит судьбу легендарного Шуми и, сплотив вокруг себя итальянскую скудерию, поведет ее к новым титулам. Увы, этого не произошло. Во всяком случае пока еще. Более того, в последние два сезона, когда машина «Феррари» уже позволяла вести борьбу за титул, психологический прессинг позволил нам увидеть другого Феттеля. 

Достаточно взглянуть в архивы гонок, чтобы увидеть явные срывы, которые происходили с Себастьяном на трассе. Столкновение с Хэмильтоном в режиме сэйфети-кара и затем немыслимый таран болида «Мерседес» в Баку в 2017-м году лишь по явному снисхождению стюардов не стоил Феттелю дисквалификации и в той, и в последующей гонках. Затем необдуманная атака на «Ред Булл» Макса Ферстаппена в Сингапуре того же года, приведшая к аварии обеих машин «Феррари» и потерянным очкам.

«Феррари» Феттеля (на заднем плане) в роли виновника разворота «Мерседес» Боттаса на Гран-при Франции 

2018-й год и вовсе следовало бы записать в черную главу биографии немецкого чемпиона. Имея на протяжении половины сезона преимущество над соперниками из «Мерседес» и лидируя в чемпионате, Себастьян затем совершил несколько совершенно ненужных аварий в борьбе с соперниками, да еще и без посторонней помощи разбил об отбойники болид, безмятежно лидируя в гонке на Гран-при Германии. В результате вновь лишь вице-чемпионство по итогам сезона, и еще одна утраченная возможность принести итальянской скудерии чемпионский титул.

За Себастьяном давно уже было подмечено, что он особенно хорош на трассе, когда у него самый быстрый болид, старт с поул-позишн и лидерство в гонке. Но стоит одному из этих факторов хоть чуточку измениться, и немецкий гонщик начинает нервничать, совершая зачастую неоправданные ошибки. Яркий пример тому Монца -2018. Сначала Кими Райкконнен объехал напарник в квалификации, затем Себастьяну не удалось обойти финна до первого поворота, а потом и безрассудная попытка защитить свою позицию от атаки «Мерседес» Хэмильтона, приведшая к столкновению с британцем и развороту. 

Кими Райкконен в квалификации в Монце, сентябрь 2017

Увольнение из «Феррари» Кими Райкконнена, покладистого и послушного «второго номера», ставит перед Феттелем на нынешний сезон новый вызов. Ведь пришедший на смену финну юный монегаск Шарль Леклер, судя по его таланту природной скорости, будет чаще, чем Кими оказываться рядом с немецким чемпионом. Имея одинаковые по своим характеристикам болиды пилоты «Феррари» наверняка будут вести в первую очередь борьбу между собой, и лишь затем уже с соперниками. И злые языки уже сегодня пророчат очередные нервные срывы Себастьяну Феттелю в этом противостоянии с юным дебютантом итальянской скудерии. 

Талантливый новичок

Шарль Леклер не скрывал радости, когда в Монце объявили о его контракте с «Феррари»
В формульные гонки с открытыми колесами Шарль Леклер пришел еще до своего совершеннолетия. Но едва выпускнику гоночной Академии «Феррари» исполнилось 18, как руководство итальянской скудерии подписало с ним контракт на роль резервного и тест-пилота. Причем, аналогичный контракт у монегаска был подписан и с американской командой «Хаас», на болидах которой используются мотор и многие узлы «Феррари». Одновременно, привыкая к календарю и паддоку «Больших призов», Леклер откатал полный сезон сначала в молодежном чемпионате ГП3 (2016), а затем и в Формуле-2 (2017). В обоих случаях он слету стал победителем этих гонок сопровождения Формулы-1.

Не удивительно, что начале прошлого года Шарля посадили за руль болида «Альфа-Ромео Заубер», как протеже «Феррари». И едва освоившись с машиной, которую до той поры все уверенно относили к группе аутсайдеров, юный дебютант стал все увереннее показывать неожиданно хорошие результаты. А после Гран-при Италии, перед которым было официально объявлено о контракте Леклера на следующий год с итальянской скудерией, у монегаска словно открылось второе дыхание. Начиная с Гран-при России, Шарль, если ему удавалось доезжать до финишного клетчатого флага, регулярно финишировал на 7-м месте. Это позволило ему в итоге набрать 39 очков и вытащить команду из группы аутсайдеров на 8-е место. 

Переодевшись в красный комбинезон «Феррари», на предсезонных тестах дебютант скудерии также многих удивил своей скоростью. В итоговом протоколе показанное им лучшее время всего на 0.01 сек отличается от лучшего результата лидера тестов Себастьяна Феттеля. И это при том, что Себастьян в команде уже 5-й сезон, а для Шарля это дебют. Скептики могут привести довод, мол в роли тест-пилота Леклер все же неплохо знал машину «Феррари». Но это будет лишь слабым оправданием перед тем, что гонщик из Монако фактически на сегодняшний не уступает своему именитому напарнику в квалификации. 

Конечно, в гонках опыт 4-кратного чемпиона будет иметь весомое значение, ведь по «налету часов» за рулем формульных болидов Феттель многократно превосходит Леклера. Но здесь важную роль еще будет играть и психологическая устойчивость обоих пилотов. И осмелюсь предположить, что победу в этой дуэли сможет одержать именно тот из гонщиков «Феррари», кто справится с прессингом и будет действовать более хладнокровно. 

Одно лишь ясно, спокойной жизни в этом сезоне Себастьяну не ждать. И если, идя дальше в своих прогнозах, смело предположить, что Феттель начнет проигрывать по ходу сезона дуэль своему напарнику, то недостатка в сюжетах для статей журналистам явно не будет. Станет ли эта дуэль подспорьем в завоевании командой «Феррари» хотя бы Кубка конструкторов, сказать сейчас сложно. Но можно смело предположить, что скучать нам это внутрикомандное противостояние в итальянской скудерии не даст. 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter