Формула-1. Чего ждать в новом сезоне от команды «Ред Булл»?

После 4 кряду завоеванных чемпионских титулов (с 2010 по 2013 гг.) команду «Ред Булл» не без оснований частенько называют чемпионской. И даже когда началось доминирование машин «Мерседес» с новыми турбированными двигателями, австрийская конюшня дважды была второй в Кубке конструкторов и дважды - третьей.

Макс Ферстаппен готовится к старту с пит-лейна

Лишь в 2015 году представители «Ред Булл» не присутствовали на завершающем сезон награждении, где традиционно чествуют обладателей первых трех мест в личном зачете и командном Кубке. А по итогам прошлого года австрийская «конюшня» вновь повторила предшествующий результат, став бронзовым призером чемпионата. Поэтому в нашем рейтинге по итогам 2018 года команда под управлением Кристиана Хорнера значится под номером 3.

Немного истории


Впервые название «Ред Булл» в гонках «Больших призов» появилось почти 25 лет назад в далеком 1995 году в виде спонсора частной швейцарской «конюшни» Петера Заубера. Сотрудничество продолжалось на протяжении семи сезонов, за время которых к названию фирмы австрийских энергетических напитков и фамилии ее хозяина Дитера Матешица уже привыкли в формульном паддоке. Поэтому когда в 2002 году команда «Заубер» не продлила свой контракт с титульным спонсором, слабо верилось, что символ разъяренных «Красных быков» надолго исчезнет из пресс-релизов Формулы-1.

И действительно, пропустив три сезона, Дитер Матешиц вернулся в паддок, но уже в ином качестве - как хозяин собственной команды «Ред Булл Рэйсинг» («РБР»). Судя по официально озвученной через возможности BBC информации, австриец сумел приобрести гоночный коллектив «Ягуар Рэйсинг» и его базу в Милтон-Кинс (Великобритания) за символическую плату - всего за 1 $ США - у американской корпорации «Форд Мотор», которая заявила  об уходе своей команды  из Формулы-1 в сентябре 2004 года после пяти невзрачных сезонов. Совет директоров американской компании утратил интерес к формульной программе под торговой маркой «Ягуар» , так как она практически не влияла на результаты продаж компании в США. Сэкономленные средства американцы предпочли направить непосредственно в проект продажи дорожных машин.

Окончательная сделка была завершена накануне последнего дня подачи заявок команд об участии на следующий сезон. Таким образом «РБР» 15 ноября 2004 года и появилась в списке участников.

Понятно, что без дополнительных обязательств со стороны покупателя вряд ли была бы возможной такая сделка. По документам, помимо «оплаты», Дитер Матешиц обязался инвестировать в «конюшню» 400 миллионов долларов в течение последующих трех сезонов.

Доктор Хельмут Марко - гоночный кадровик и советник Дитера Матешица

Но в любом случае приобретение оказалось весьма выгодным вложением денег. Более того, чуть позже австрийский бизнесмен решился даже прикупить себе еще и итальянскую команду «Минарди»,  чтобы готовить молодых пилотов для главной «конюшни». И даже дал ей созвучное название на итальянский манер - «Торо Россо». Однако главным приобретением в «Ред Булл» следовало бы считать в ту пору Эдриана Ньюи, британского конструктора,  благодаря таланту которого сначала пилоты «Уияльмс», а затем и «МакЛарен» завоевывали свои чемпионские титулы с 1996 по 1999 годы.

Контракт, заключенный Дитером Матешицом с Эдрианом Ньюи в ноябре 2005-го, фактически явился залогом 4 самых успешных в истории команды сезонов с 2010 по 2013 годы, в течение которых Себастьян Феттель четырежды становился чемпионом мира, а команда исправно завоевывала Кубки конструкторов.

Лишь переход на гибридные турбированные двигатели в 2014 году смог приостановить успешную поступь австрийской «конюшни». Команды «Мерседес», а затем и «Феррари» удачнее других воспользовались новым регламентом, и таким образом «Ред Булл» была надолго смещена с пьедестала.

Поменяв лошадей на переправе…


Неудовлетворенность качеством двигателей «Рено» привела Дитера Матешица после долгих обменов взаимными упреками с партнерами к разрыву с французскими мотористами. Нынешний сезон австрийская «конюшня» обеими своими командами начнет в содружестве с японской маркой «Хонда». Учитывая способность японцев доводить однажды начатое до успешного завершения, можно предположить, что симбиоз с «Ред Булл» и «Торо Россо» даст хороший результат. Пусть не в этом году, так в следующем, но болиды Эдриана Ньюи наверняка еще вернутся в борьбу за титулы.

И тогда, возможно, то, что не получилось слету у «МакЛарен», пытавшейся реанимировать легенду созвучности с маркой «Хонда» эпохи Сенны и Проста, получится у «Ред Булл». Тем более, что в 2020 году Формула-1 перейдет с 13 на 18-тидюймовые колеса, а в 2021 году и вовсе поменяет регламент.

Когд что-то идет не так, Макс не скрывает своих эмоций

Во времена таких серьезных перемен обязательно находится какая-то из «конюшен», которая удачнее всего решит уравнение со многими неизвестными. Почему бы не предположить, что именно у «Ред Булл Рэйсинг» с ее огромным финансовым потенциалом и умением строить успешную бизнес-модель получится стать этим счастливчиком.

Что же до нынешнего сезона, то нет сомнений, что при любых осечках со стороны «Феррари» и «Мерседес» австрийские болиды будут готовы в любой момент перехватить инициативу, радуя своих почитателей не только подиумами, но и победами.

«Молодые волки»


Нынешний пилотский состав команды «Ред Булл» весьма молод. Да и в целом гоночная школа австрийских энергетиков растеряла своих ветеранов. Наиболее успешный ее выпускник Себастьян Феттель еще 4 года назад ушел в «Феррари». В конце прошлого сезона родные пенаты покинул и Даниель Риккиардо, отдав предпочтение более спокойной обстановке и справедливому отношению к гонщикам в команде «Рено».

И на сегодняшний день первым пилотом у «РБР» является Макс Ферстаппен, которому лишь в будущем сентябре исполнится 22 года. Но именно на этого юного голландца Дитер Матешиц и его формульный консультант Доктор Хельмут Марко делают ставки. Они все еще надеются сделать из него самого юного чемпиона мира. Хотя, по правде сказать, шансов на это у Макса остается все меньше и меньше.

Кристиан Хорнер, руководитель команды «Ред Булл Рэйсинг»

Да, он заметно повзрослел за вторую половину прошлого сезона, перестав совершать массу ошибок в жесткой борьбе с соперниками и даже со своим напарником. Но, по сути говоря, Ферстаппен еще ни разу не был чемпионом ни в одной гоночной дисциплине, не считая картинга. И предпринимаемые им на трассе зачастую поспешные действия выдают в нем юнца, который хочет все и сразу. Так было в Баку, когда он спровоцировал аварию с Даниелем Риккиардо. Так было и в Сан-Паулу, когда он необдуманно ринулся в атаку на Эстебана Окона. В обоих случаях, прояви голландец чуточку благоразумия, он мог бы попытаться спокойно опередить соперников чуть позже, но без риска аварии и, как следствие, потерянных очков. Но тогда это был бы уже другой Ферстаппен,  а мы пока что знаем в действующем пелотоне лишь этого.

Новым напарником Макса в этом году будет француз Пьер Гасли. Всего один дебютный сезон, проведенный им в «Торо Россо», стал хорошим трамплином для Пьера в момент, когда Риккиардо решил уйти в «Рено». Ему на днях исполнилось 23 года, и впереди еще, возможно, долгая и успешная карьера автогонщика. Но что роднит его с голландцем, так это такая же поспешность «сейчас и все сразу».

Оба пилота быстры, талантливы, амбициозны. И в случае близости показываемых ими результатов осмелюсь предположить, что руководству «Ред Булл» еще придется решать сложные задачи по усмирению «молодых волков». Главное, чтобы они не перегрызлись между собой в решении, кому из них команда должна отдавать предпочтение в выборе правильных стратегий. А с этим наверняка придется столкнуться.

Если пофантазировать и допустить, что по каким-то причинам Пьеру Гасли не удастся оправдать возложенных на него надежд (а точнее сказать, обязательств), то первым кандидатом, который сможет его заменить в «Ред Булл», является … Даниил Квят. В свои неполные 25 лет «ветеран» пилотской школы австрийского бренда уже имеет за плечами не только 72 Гран-при и 2 подиума, но и треть свой карьеры, проведенной именно в «Ред Булл». И не открою секрет, что российские и белорусские болельщики (дед у Дани белорус, уроженец Гродненской области) где-то в тайных своих мечтаниях допускают рокировку «Гасли-Квят», если что-то пойдет не так у француза, и успешно начнет свое второе пришествие в Формулу-1 российский гонщик. 

Макс Ферстаппен на подиуме в Австрии вместе с Льюисом Хэмильтоном и Кими Райкконненом

Первый звоночек не в пользу Гасли прозвучал из уст Доктора Марко после того, как француз, единственный из всех участвовавших в тестах пилотов, разбил свой болид по своей вине. Причем дважды. Консультант Дитера Матешица и фактически «кадровик» пилотской школы «Ред Булл» сказал, что он очень надеется, что больше подобных аварий у Пьера не будет. Но ведь аварии на тестах в Формуле-1 по вине гонщиков - это попытка найти те лишние доли секунды, когда достигаешь максимума своего пилотского умения и возможностей машины. И быть уверенным, что гонщик на этом успокоится, не всегда получается.

Второй пилот «Торо Россо», судя по результатам прошедших предсезонных тестов, также может удивить еще всех своей скоростью. Дебютант с британским паспортом Александр Элбон пусть и не добился чемпионского титула в Формуле-2, но вкус побед и шампанского на подиумах ему уже хорошо знакомы. И сторониться более опытных соперников на трассе он, похоже, не собирается. Как бы то ни было, болиды с моторами «Хонда» и изображением «красных быков» на своих корпусах на трассе наверняка будут рьяно бороться не только с конкурентами, но и между собой.

Пьер Гасли, возможно, станет возбудителем спокойствия в «Ред Булл»

Учитывая, насколько сблизились результаты, показанные на тестах, можем смело предположить, что страдать от отсутствия борьбы по всей длине пелотона нам не придется. Тем более, что изменения в аэродинамике в этом сезоне, по обещаниям их инициаторов, позволят вести активную борьбу с соперниками даже на близком расстоянии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter