После 4 кряду завоеванных чемпионских титулов (с 2010 по 2013 гг.) команду «Ред Булл» не без оснований частенько называют чемпионской. И даже когда началось доминирование машин «Мерседес» с новыми турбированными двигателями, австрийская конюшня дважды была второй в Кубке конструкторов и дважды - третьей.
Макс Ферстаппен готовится к старту с пит-лейна
Лишь в 2015 году представители «Ред Булл» не присутствовали на завершающем сезон награждении, где традиционно чествуют обладателей первых трех мест в личном зачете и командном Кубке. А по итогам прошлого года австрийская «конюшня» вновь повторила предшествующий результат, став бронзовым призером чемпионата. Поэтому в нашем рейтинге по итогам 2018 года команда под управлением Кристиана Хорнера значится под номером 3.
Немного истории
Впервые название «Ред Булл» в гонках «Больших призов» появилось почти 25 лет назад в далеком 1995 году в виде спонсора частной швейцарской «конюшни» Петера Заубера. Сотрудничество продолжалось на протяжении семи сезонов, за время которых к названию фирмы австрийских энергетических напитков и фамилии ее хозяина Дитера Матешица уже привыкли в формульном паддоке. Поэтому когда в 2002 году команда «Заубер» не продлила свой контракт с титульным спонсором, слабо верилось, что символ разъяренных «Красных быков» надолго исчезнет из пресс-релизов Формулы-1.
И действительно, пропустив три сезона, Дитер Матешиц вернулся в паддок, но уже в ином качестве - как хозяин собственной команды «Ред Булл Рэйсинг» («РБР»). Судя по официально озвученной через возможности BBC информации, австриец сумел приобрести гоночный коллектив «Ягуар Рэйсинг» и его базу в Милтон-Кинс (Великобритания) за символическую плату - всего за 1 $ США - у американской корпорации «Форд Мотор», которая заявила об уходе своей команды из Формулы-1 в сентябре 2004 года после пяти невзрачных сезонов. Совет директоров американской компании утратил интерес к формульной программе под торговой маркой «Ягуар» , так как она практически не влияла на результаты продаж компании в США. Сэкономленные средства американцы предпочли направить непосредственно в проект продажи дорожных машин.
Окончательная сделка была завершена накануне последнего дня подачи заявок команд об участии на следующий сезон. Таким образом «РБР» 15 ноября 2004 года и появилась в списке участников.
Понятно, что без дополнительных обязательств со стороны покупателя вряд ли была бы возможной такая сделка. По документам, помимо «оплаты», Дитер Матешиц обязался инвестировать в «конюшню» 400 миллионов долларов в течение последующих трех сезонов.
Доктор Хельмут Марко - гоночный кадровик и советник Дитера Матешица
Но в любом случае приобретение оказалось весьма выгодным вложением денег. Более того, чуть позже австрийский бизнесмен решился даже прикупить себе еще и итальянскую команду «Минарди», чтобы готовить молодых пилотов для главной «конюшни». И даже дал ей созвучное название на итальянский манер - «Торо Россо». Однако главным приобретением в «Ред Булл» следовало бы считать в ту пору Эдриана Ньюи, британского конструктора, благодаря таланту которого сначала пилоты «Уияльмс», а затем и «МакЛарен» завоевывали свои чемпионские титулы с 1996 по 1999 годы.
Контракт, заключенный Дитером Матешицом с Эдрианом Ньюи в ноябре 2005-го, фактически явился залогом 4 самых успешных в истории команды сезонов с 2010 по 2013 годы, в течение которых Себастьян Феттель четырежды становился чемпионом мира, а команда исправно завоевывала Кубки конструкторов.
Лишь переход на гибридные турбированные двигатели в 2014 году смог приостановить успешную поступь австрийской «конюшни». Команды «Мерседес», а затем и «Феррари» удачнее других воспользовались новым регламентом, и таким образом «Ред Булл» была надолго смещена с пьедестала.
Поменяв лошадей на переправе…
Неудовлетворенность качеством двигателей «Рено» привела Дитера Матешица после долгих обменов взаимными упреками с партнерами к разрыву с французскими мотористами. Нынешний сезон австрийская «конюшня» обеими своими командами начнет в содружестве с японской маркой «Хонда». Учитывая способность японцев доводить однажды начатое до успешного завершения, можно предположить, что симбиоз с «Ред Булл» и «Торо Россо» даст хороший результат. Пусть не в этом году, так в следующем, но болиды Эдриана Ньюи наверняка еще вернутся в борьбу за титулы.
И тогда, возможно, то, что не получилось слету у «МакЛарен», пытавшейся реанимировать легенду созвучности с маркой «Хонда» эпохи Сенны и Проста, получится у «Ред Булл». Тем более, что в 2020 году Формула-1 перейдет с 13 на 18-тидюймовые колеса, а в 2021 году и вовсе поменяет регламент.
Когд что-то идет не так, Макс не скрывает своих эмоций
Во времена таких серьезных перемен обязательно находится какая-то из «конюшен», которая удачнее всего решит уравнение со многими неизвестными. Почему бы не предположить, что именно у «Ред Булл Рэйсинг» с ее огромным финансовым потенциалом и умением строить успешную бизнес-модель получится стать этим счастливчиком.
Что же до нынешнего сезона, то нет сомнений, что при любых осечках со стороны «Феррари» и «Мерседес» австрийские болиды будут готовы в любой момент перехватить инициативу, радуя своих почитателей не только подиумами, но и победами.
«Молодые волки»
Нынешний пилотский состав команды «Ред Булл» весьма молод. Да и в целом гоночная школа австрийских энергетиков растеряла своих ветеранов. Наиболее успешный ее выпускник Себастьян Феттель еще 4 года назад ушел в «Феррари». В конце прошлого сезона родные пенаты покинул и Даниель Риккиардо, отдав предпочтение более спокойной обстановке и справедливому отношению к гонщикам в команде «Рено».
И на сегодняшний день первым пилотом у «РБР» является Макс Ферстаппен, которому лишь в будущем сентябре исполнится 22 года. Но именно на этого юного голландца Дитер Матешиц и его формульный консультант Доктор Хельмут Марко делают ставки. Они все еще надеются сделать из него самого юного чемпиона мира. Хотя, по правде сказать, шансов на это у Макса остается все меньше и меньше.
Кристиан Хорнер, руководитель команды «Ред Булл Рэйсинг»
Новым напарником Макса в этом году будет француз Пьер Гасли. Всего один дебютный сезон, проведенный им в «Торо Россо», стал хорошим трамплином для Пьера в момент, когда Риккиардо решил уйти в «Рено». Ему на днях исполнилось 23 года, и впереди еще, возможно, долгая и успешная карьера автогонщика. Но что роднит его с голландцем, так это такая же поспешность «сейчас и все сразу».
Оба пилота быстры, талантливы, амбициозны. И в случае близости показываемых ими результатов осмелюсь предположить, что руководству «Ред Булл» еще придется решать сложные задачи по усмирению «молодых волков». Главное, чтобы они не перегрызлись между собой в решении, кому из них команда должна отдавать предпочтение в выборе правильных стратегий. А с этим наверняка придется столкнуться.
Если пофантазировать и допустить, что по каким-то причинам Пьеру Гасли не удастся оправдать возложенных на него надежд (а точнее сказать, обязательств), то первым кандидатом, который сможет его заменить в «Ред Булл», является … Даниил Квят. В свои неполные 25 лет «ветеран» пилотской школы австрийского бренда уже имеет за плечами не только 72 Гран-при и 2 подиума, но и треть свой карьеры, проведенной именно в «Ред Булл». И не открою секрет, что российские и белорусские болельщики (дед у Дани белорус, уроженец Гродненской области) где-то в тайных своих мечтаниях допускают рокировку «Гасли-Квят», если что-то пойдет не так у француза, и успешно начнет свое второе пришествие в Формулу-1 российский гонщик.
Макс Ферстаппен на подиуме в Австрии вместе с Льюисом Хэмильтоном и Кими Райкконненом
Первый звоночек не в пользу Гасли прозвучал из уст Доктора Марко после того, как француз, единственный из всех участвовавших в тестах пилотов, разбил свой болид по своей вине. Причем дважды. Консультант Дитера Матешица и фактически «кадровик» пилотской школы «Ред Булл» сказал, что он очень надеется, что больше подобных аварий у Пьера не будет. Но ведь аварии на тестах в Формуле-1 по вине гонщиков - это попытка найти те лишние доли секунды, когда достигаешь максимума своего пилотского умения и возможностей машины. И быть уверенным, что гонщик на этом успокоится, не всегда получается.
Второй пилот «Торо Россо», судя по результатам прошедших предсезонных тестов, также может удивить еще всех своей скоростью. Дебютант с британским паспортом Александр Элбон пусть и не добился чемпионского титула в Формуле-2, но вкус побед и шампанского на подиумах ему уже хорошо знакомы. И сторониться более опытных соперников на трассе он, похоже, не собирается. Как бы то ни было, болиды с моторами «Хонда» и изображением «красных быков» на своих корпусах на трассе наверняка будут рьяно бороться не только с конкурентами, но и между собой.
Пьер Гасли, возможно, станет возбудителем спокойствия в «Ред Булл»
Учитывая, насколько сблизились результаты, показанные на тестах, можем смело предположить, что страдать от отсутствия борьбы по всей длине пелотона нам не придется. Тем более, что изменения в аэродинамике в этом сезоне, по обещаниям их инициаторов, позволят вести активную борьбу с соперниками даже на близком расстоянии.