Формула-1. Чего в новом сезоне ждать от команды "Рэйсинг Поинт"

В понедельник начались зимние тесты на испанском автодроме в Монтмело в окрестностях Барселоны. Одной из команд, которые сменили свое название, в официальной заявке на нынешний сезон значится "Рэйсинг Поинт". 

Болиды "Форс Индия" чаще всего борются  на трассе между собой

Частично мы уже имели возможность привыкнуть к этому словосочетанию, поскольку после летнего перерыва прошлого года "Форс Индия" как раз-таки добавила эти два слова к своему названию. И, как говорится, случилось это не от хорошей жизни.  

Фактически имело место выступление в сезоне двух команд, которые, согласно итоговому  протоколу результатов Кубка конструкторов, поделили между собой заработанные очки. Но это на бумагах. В жизни же имела место лишь смена вывески и … хозяев гоночного коллектива. И поскольку в новый сезон перешла именно "Рэйсинг Поинт", то по ее положению в чемпионате мы и берем отсчет, продолжая хронологию материалов представления команд.  

Одна из самых ярких раскрсок болидов по-прежнему остается у "Рэйсинг-Поинт"

7-е место. "Рэйсинг Поинт". Успешное прошлое и... неясное будущее

Гран-при Венгрии - 2018 принес неожиданное известие: под внешнее управление попала одна из довольно успешных частных команд пелотона Формулы-1. Причина: неоплаченные долги кредиторам и партнерам, задержанная зарплата персоналу и... уголовное преследование хозяина команды Виджея Мальи, экстрадиции которого из Великобритании потребовали индийские власти. 

Эти розовые "кошки" регулярно приезжают на европейские Гран-при, чтобы поддержать любимую команду

То, что частной команде "Форс Индия"  удалось продержаться 10 полных сезонов в Формуле-1, уже говорит о хорошем потенциале персонала и удачно выбранной бизнес-модели. При этом улучшение результатов из года в год шло по нарастающей, обеспечив этой гоночной «конюшне» по итогам сезонов 2016-2017 4-е место в Кубке конструкторов. Без надрыва отношений с поставщиками двигателей (как это было у "Ред Булл"), без скандалов по поводу контрактов пилотов (как это было у "Заубер"), без откровенного привлечения средств рента-драйверов (как это было у "Уильямс"). Довольно сплоченный коллектив без громких скандалов и неожиданных увольнений, если не считать "сложных отношений" хозяина команды с правосудием Индии. Правда, к самой команде и Формуле-1 эти "сложности" имели лишь самое отдаленное отношение, периодически создавая небольшие проблемы финансового характера.  

Из истории...

Известный ныне консультант британских СМИ Эдди Джордан, в прошлом гонщик, бизнесмен, а чуть позже создатель и хозяин команды "Джордан" в Формуле-1, частенько заходит в паддоке в моторхоум "Форс Индия". Это совсем не удивляет тех, кто вращается в формульных кругах последние лет 15. Ведь именно его, Эдди, "конюшня", трижды перепроданная, в течение неполных четырех лет, фактически стала основой для начала нынешней успешной карьеры индийской команды после своей реинкарнации. Сначала американский миллиардер с русскими корнями Алекс Шнайдер в 2005-м году "на плечах былых заслуг" команды Джордан  с минимальными затратами вошел в чемпионат, не платя вступительного взноса, а лишь оплатив не очень дорогую покупку  Эдди Джордану. 

Эстебан Окон возле боксов  у своих механиков

Годом спустя "конюшня" была переименована в "Мидланд" и под российским флагом без особого успеха пыталась пробить дорогу в Формулу-1 кому-нибудь из российских пилотов. Но быстро разочаровавшись в этом нелегком бизнесе, Шнайдер еще до конца сезона 2006 продает за 105 млн. $ США свою "бизнес-игрушку" голландцам, которые под именем "Спайкер" с одним единственным очком оказываются по итогам 2007-го года на 10-м месте. Да и то, благодаря дисквалификации в чемпионате за шпионский скандал комадны "МакЛарен". Разочаровавшимся в свою очередь голландцам год спустя удается тоже неплохо избавиться от надоевшей "игрушки". Они продают команду, практически так ничего в нее и не вложив, за 125 млн. долларов формульному фанату и одновременно индийскому миллиардеру Виджею Малья. Таким образом уже с начала 2007-го года "конюшня" под индийским флагом начала свою новую, и как оказалось, довольно успешную жизнь.

Надо сразу сказать, что за всю свою историю команда "Форс Индия" ни разу по итогам года не была на последнем месте. Даже в свой дебютный год ей удалось без единого очка обойти по результатам японского новичка "Агури". Таким образом с самого первого сезона она регулярно получала свою заслуженную долю выплат сначала от Берни Экклстоуна, а впоследствии и от "Либерти-Медиа".

Отдадим должное Виджею Малья, план его удался, что как нельзя лучше показывают результаты сезонов 2016 и 2017, по результатам которых только за телетрансляции гонок "Форс Индия" получила выплат от руководства Формулы-1 соответственно 59,9 и 58,7 млн. евро. При общем годовом бюджете команды в 117 млн. евро, согласитесь, неплохая составляющая.  

А в это время на других фронтах

Вторую половину сезона 2018 Лэнс Стролл думл только о переходе в "Рэйсинг Поинт"
Накануне прихода в Формулу-1 Виджей Малья у себя на родине значился под номером 41 в списке самых богатых людей Индии, обладая 1,5 млрд долларов. Не удивительно, что и яхта у него была одной из самых больших в мире, и организуемые им по тому или иному случаю празднества были на уровне самых шикарных и дорогих. Именно на подъеме своего пивоваренного бизнеса под брендом "Kingfisher" Виджей прикупил к нему в 2005-м году авиакомпанию, назвав ее "Kingfisher Airlines", а заодно и воплотил свою детскую мечту, связанную с Формулой-1. 

Но если успех "Форс Индия" не вызывал сомнений, то вот "авиационные дела" были не столь успешными. После нескольких сильных передряг, усугубленных общим кризисом авиакомпаний в мире, Виджей Малья вынужден был "банкротить" свою "летную мечту". Но индийские власти с помощью национальных правоохранителей увидели в действиях известного миллиардера попытку "отмывания денег". К тому времени долги обанкротившейся авиакомпании 17-ти индийским банкам достигали около миллиарда долларов, суммы, фактически достигающей всего состояния "провинившегося". 

В 2016-м году Национальное агентство по борьбе с экономическим преступлениями Индии вызвало Виджея Малью на допрос по возбужденному против него делу. Однако, находясь в тот момент в Великобритании, индийский миллиардер предпочел не рисковать своей свободой и не возвращаться на родину. Дело дошло до того, что индийские власти потребовали даже экстрадиции подозреваемого в преступлениях богатого индуса, на что британцы отреагировали без особого энтузиазма.  

Финансовые проблемы основного бизнеса не могли не сказаться на положении дел в формульной команде. Ведь Виджей Малья выступал не только хозяином команды, но и ее главным инвестором. И сократившиеся потоки денег от авиации не преминули сказаться на "Форс Индия". С начала 2017-го года с определенной регулярностью в паддоке и пресс-центре Формулы-1 стали возникать слухи о продаже команды, но до конкретных предложений так дело и не дошло. 

В июне прошлого года Виджей Малья покинул должность директора команды "Форс Индия", поставив на нее вместо себя своего 31-го летнего сына Сиддарта. При этом, оставаясь обладателем 42,5% акций команды, Виджей не скрывал, что смена директора - скорее юридическая формальность. И сам он не собирается отстраняться от дел управления "конюшней". 

Во имя спасения команды

Серхио Пересу предстоит быть наставником у Лэнса Стролла
Однако в конце июля, буквально накануне Гран-при Венгрии, один из кредиторов подал на хозяев "Форс Индия" в суд за невозвращение кредитов. Возникла серьезная опасность, что "конюшня" прекратит свое существование, и ее имущество пойдет с молотка. 

Быстро отреагировав на подобную угрозу, пилот команды Серхио Перес и мотористы "Мерседес", которым "Форс Индия" также должна была денег, подали в свою очередь в британский суд свои иски. Это позволило буквально на следующий день перевести команду под "внешнее управление". Фактически "конюшня" была спасена от закрытия. А новая администрация начала активно заниматься поисками возможных покупателей этого "формульного товара". 

Надо сказать, что все получилось довольно успешно. Еще во время венгерского этапа стало известно, что канадский миллиардер Лоуренс Стролл, активно финансирующий гоночную карьеру своего сына Лэнса в команде "Уильямс", предпринял инициативу и проинвестировал в индийскую «конюшню» значительную сумму. Была выплачена месячная задолженность  по зарплате всем 405 сотрудникам команды "Форс Индия". Было очевидно, что интерес канадца был далеко не филантропский. Смена места работы своего сына с явного аутсайдера "Уияльямс" на более успешный коллектив вполне могла явиться серьезной мотивацией для действий старшего Стролла. 

И буквально через несколько дней стало известно, что между внешними управляющими "Форс Индия" и консорциумом инвесторов, которых собрал по своей инициативе Лоуренс Стролл, достигнуто необходимое соглашение. Угроза будущего команды была оперативно устранена. Новые инвесторы погасили долги "Форс Индия" перед кредиторами,  а взамен им полностью перешли акции команды, которыми до недавнего времени владели Виджей Малья и К°.

Было еще обещано, что будут сохранены и все 405 рабочих мест в "Форс Индия", хотя по поводу двух конкретных постов у всех возникли большие сомнения. Ни Виджею Малья, ни его сыну не удалось остаться у браздов правления "конюшней", какой бы успешной не была их предыдущая гоночная бизнес-модель. 

Новая история

Несмотря на смену хозяев, "конюшня" Виджея Мальи, сменив национальную принадлежность с индийской на канадскую, продолжила свое выступление, как ни в чем ни бывало. И за 9 оставшихся гонок Серхио Перес и Эстебан Окон сумели заработать 52 очка, позволивших ей занять в итоге 7-е место в Кубке конструкторов. Не будь этого передела собственности, "Форс Индия", она же "Рэйсинг Поинт", была бы на 5-м месте. Но здесь сыграли роль другие «конюшни», которые сделали все возможное, чтобы команде, теперь уже Лоуренса Стролла, пришлось начинать свою биографию с чистого листа. Ничего личного, как говорится, Просто бизнес. За счет этого "Рэйсинг Поинт" получит меньше призовых, которые в свою очередь достанутся пропорционально ее конкурентам. 

Серхио Перес. Гран-при Австрии 2018

Главное, что следует отметить. С этого сезона команда будет иметь спокойную рабочую атмосферу, которую обеспечит финансовая стабильность. И таким образом, наверное, впервые за многие годы у этого частного коллектива появится возможность показать по максимуму все, на что он способен. 

Мексиканско-канадская дуэль 

В момент этой съемки Эстебан Окон еще не знал, что останется без контракта на следующий сезон 
Судя по тому, как выстраивались рабочие отношения в предыдущие два года в команде "Уильямс", где отец Лэнса Стролла был в числе активных акционеров, нечто подобное следует ожидать в этом сезоне и в "Рэйсинг Поинт". Несмотря на то, что Серхио Перес официально будет первым пилотом (цвет стандартной обязательной видеокамеры сзади над головой гонщика у него черный, а у Лэнса будет желтый), скорее всего определенные предпочтения в случае необходимости будут отдаваться его канадскому напарнику. 

Отдадим должное гоночному таланту младшего  Стролла. Отец до прихода Лэнса в Формулу-1, как известно, обеспечил ему невиданную подготовку, сумев организовать исключительную практику пилотирования на формульных болидах практически на всех трассах календаря. Поэтому несмотря на сильную финансовую поддержку отца, название «рента-драйвера» к канадскому гонщику вряд ли следует отнести. К тому же у него уже есть за плечами один подиум (Баку – 2017), а также признанная репутация лучшего стартующего гонщика в хвосте пелотона. 

За прошедший сезон Лэнс смог удивить многих количеством обгонов, которые он проводил на стартах. И пусть он уступил в квалификациях в прошлом сезоне российскому дебютанту Сергею Сироткину, в самих гонках Лэнс даже на таком «тихоходе» как «Уильямс» сумел заработать 6 очков. Он был 8-м в Баку, и 9-м на Гран-при  Италии. Теперь же в «Рэйсинг Поинт», где на болидах стоят такие же двигатели, что и на чемпионской команде «Мерседес», Лэнс явно будет бороться за место в зачетной «десятке».

Насколько дуэль Переса и Стролла в течение сезона будет острой, покажут уже первые гонки. Если в случае с Оконом, мексиканцу в прошлом сезоне регулярно приходилось отвоевывать место под солнцем непосредственно у своего талантливого французского напарника, то в случае с канадцем этого может и не быть. Но в данный момент об этом говорить еще рано. А вдруг новый болид «Рэйсинг Поинт» подойдет как раз под стиль управления Лэнса, и канадец будет гоняться с Пересом на равных? Два года, уже проведенные в Формуле-1, - это неплохой багаж налета часов. Так что ради интриги в чемпионате неплохо было бы пожелать, чтобы именно так оно и вышло. И тогда пара розового цвета болидов будет исправно поставлять нам красивые сюжеты борьбы на трассе между собой, а возможно периодически и с лидирующей группой пилотов. 

Но если Серхио Пересу не привыкать к подобной борьбе в первой десятке, то вот Лэнсу Строллу придется еще чуток подучиться. Ведь не секрет, что обгоны с хвоста пелотона и в первой десятке сильно разнятся по своему исполнению. Чем ближе гонщик к элитной группе машин, тем сложнее проводить обгоны.       

Если же в целом прогнозировать выступление команды «Рэйсинг Поинт» в этом сезоне, то скорее всего главной целью для нее будет борьба за 4-е место в кубке конструкторов, с возможностью изредка приезжать на подиумы, если в лидирующей группе будут сходы по техническим причинам или из-за жесткого противостояния лидеров пелотона.    
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter