К новому учебному году предприятия швейной и трикотажной отраслей страны отошьют к школе около 1,2 млн изделий

Форменный стиль

Не за горами 1 сентября, День знаний. В новом учебном году откроются 2865 учреждений общего среднего образования. Для родителей одним из самых ответственных моментов подготовки ребенка к учебе является покупка школьной формы. Каковы сегодня требования к ней? Какие предприятия подготовили профильные коллекции этого года? Сколько стоят комплекты и где их лучше покупать? Эти вопросы мы обсудили в рамках круглого стола «Готовность торговли к новому учебному году». Участниками мероприятия стали консультант управления общего среднего образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Анжела Кудоярова, заместитель начальника управления координации развития швейной и трикотажной отраслей концерна «Беллегпром» Елена Дубовец, начальник отдела по маркетинговым исследованиям и планированию ассортимента ОАО «Свiтанак» Анна Кудрявцева, начальник отдела развития торговли и услуг ГО «Столичная торговля и услуги» Анастасия Макарская.

Настроить на рабочий лад

— Каковы сегодня требования к гардеробу ребят с учетом второго обязательного элемента? Как бы вы обозначили плюсы школьной формы?

Анжела КУДОЯРОВА: Общепринято, что школа не только дает знания по учебным предметам, но и воспитывает в широком смысле этого понятия, в том числе и в части внешнего вида учащегося. Одежда делового стиля настраивает на рабочий лад, дисциплинирует, не отвлекает от образовательного процесса. Кроме того, одна из задач введения единой школьной одежды — это сплочение коллектива, формирование корпоративной этики, воспитание гордости за учреждение образования, в котором обучается учащийся. Думаю, всем приятно видеть гуляющих по городу ребят с эмблемами и нашивками своих школ, гимназий. И детям это интересно.

Требование о наличии единой школьной формы не закреплено законодательно. Учащиеся, их законные представители совместно с администрацией и педагогическими работниками имеют право выбора той или иной модели школьной одежды. Однако государственным школьным стандартом, одобренным постановлением коллегии Министерства образования в мае 2022-го, установлено: при посещении учебных занятий учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, в том числе с учетом общих элементов школьной одежды и размещением на ней эмблемы учреждения образования. Подходы в целом были поддержаны всеми участниками образовательного процесса — от педагогических работников до самих учащихся.

К началу 2023/24 учебного года работа в этом направлении продолжается. С 1 сентября 2023-го в учреждениях общего среднего образования вводится второй элемент школьной одежды, который определяется каждым учреждением образования с учетом его специ­фики и сложившейся практики. То есть каждая школа, гимназия, лицей создают свой индивидуальный образ. В целях отработки вопроса Минобразования совместно с МАРТ, «Беллегпромом» в течение 2022/23 года проведены семинары, показы изделий, в рамках которых обсуждались вопросы по выработке единых подходов введения второго элемента школьной одежды в 2023/24 учебном году. Работа в новом учебном году в этом направлении продолжится. По результатам введения в нынешнем учебном году единых элементов школьной одежды в учреждениях образования будет принято решение о закреплении подхода уже на следующий учебный 2024/25 год. Все это будет приниматься коллегиально, с учетом мнений педагогов, родителей и учащихся, при согласовании со всеми заинтересованными ведомствами.

— Система образования имеет постоянную обратную связь с родителями и самими школьниками. Каковы сегодня их предпочтения при выборе одежды делового стиля?

А. К.: Конечно, ни у кого сейчас не вызывает сомнения, что школьная одежда должна быть многофункциональной, гигиеничной, удобной, соответствовать современным модным направлениям. Мы не можем уже заставить девочку надеть коричневую школьную форму советских времен. Хотя многие с удовольствием берут напрокат и надевают такие платья на выпускной или последний звонок.

К началу нового учебного года в учреждениях образования мы изучили цветовые предпочтения учащихся и их законных представителей. Нас интересовали вопросы по предпочтительной цветовой гамме, комплекту единой школьной одежды, возможные варианты ее приобретения. Наиболее активными участниками при изучении мнения о школьной одежде были родители, потом учащиеся и педагоги.

Учреждения образования на новый учебный год определились в выборе цветов ткани одежды для учащихся — это черный, синий, бордовый, серый, коричневый, а также клетка. Были пожелания комбинированных вариантов комплектов — из двух цветов ткани. Предпочтения средней школы определились следующим образом: жилет/брюки выбрали 44 процента учреждений образования, пиджак/юбку — 42,9, пиджак/брюки — 38, джемпер/брюки — 15, блузу/сарафан — 14,8, платье — 12,9. Что касается места приобретения, 76 процентов родителей планируют покупать школьную одежду самостоятельно через торговую сеть, у производителя — 11,5, с помощью предварительного заказа в торговых сетях — 9,5, в интернет-магазинах — 3.

От платья до бомбера

— Какую продукцию подготовили швейные и трикотажные предприятия концерна «Беллегпром» к новому учебному году?

Елена ДУБОВЕЦ: К новому учебному году обновление ассортиментной коллекции организациями Беларуси, которые занимаются производством и поставкой одежды делового стиля и трикотажных изделий, составило примерно 70 процентов. В данной программе у нас участвуют около 30 организаций, 16 из которых — концерна «Беллегпром». Учитывая аналитику объемов производства прошлого года, предприятия страны предлагают примерно 1,2 миллиона трикотажных и швейных изделий. Это на 300 тысяч больше, чем в предыдущем. Все запланированные объемы производства предполагаем произвести и поставить в торговые объекты уже к середине августа. По состоянию на 21 июля в торговые сети отгружено около 750 тысяч швейных и трикотажных изделий, в том числе предприятиями концерна — 400 тысяч.

Отметим, что белорусский производитель в школьной коллекции использует ткани с содержанием натуральных волокон. Это шерсть — до 45 процентов, до 35 процентов вискозы. Также применяем натуральные волокна и в трикотажных полотнах, чтобы детям было комфортно. Вся одежда к школе соответствует техническому регламенту Таможенного союза. Поэтому и родители, и дети могут быть спокойны, что эта продукция гарантированно безопасна для здоровья наших детей.

— Каковы особенности коллекций нынешнего года?

Е. Д.: В текущем году в коллекциях одежды делового стиля присутствует минимализм. То есть ушли сложные конструктивные, технологические решения. Изделия выполнены в гармоничном сочетании комфорта, элегантности и стиля. Производители постарались создать капсульные коллекции, вещи, которые хорошо сочетаются между собой. Это позволяет каждому ребенку в течение недели выглядеть разнообразно. Сегодня мы говорим о том, что одежда должна быть не только делового стиля, удобная, качественная, но и модная. И наши дизайнеры в своих коллекциях это учитывают. Например, мы видим, что брюки для девочек стали более прямыми или расширенными, с завышенной талией. На модных джемперах, жакетах появились накладные карманы. Учитываем, что одежда должна быть максимально комфортной. И в новых коллекциях, особенно для младшей школы, присутствуют изделия на резинке. Резюмируя, скажу, что главный подход нынешнего сезона — одеть к школе ребенка качественно и по доступной цене.

Мы производим также всевозможные трикотажные изделия. Как показала аналитика прошлого года, особой популярностью в школах пользуется жилет. Кстати, многими учреждениями образования выбраны именно изделия синего цвета. Поэтому планируем произвести их в 2023-м в достаточном количестве. Это около 350 тысяч. Каждый ребенок сегодня будет удовлетворен необходимым ассортиментным перечнем к началу учебного года.

Напомню, по согласованию с Министерством образования с этого года школьная одежда маркируется специальным ярлыком «рекомендована для ношения в школах».

— Ткани какого производства, как правило, используются для изготовления школьных коллекций?

Е. Д.: У нас в коллекциях используются ткани как отечественного, так и импортного производства. Если мы говорим о костюмных, это ткани производства ОАО «Камволь» — полушерстяные, поливискозные. Что касается импорта, то это продукция китайского, турецкого производства. Мы работаем над новыми тканями, которые будем предлагать к следующему, 2024/25 году.

— Какую продукцию в этом году приготовило для школьников одно из предприятий концерна — ОАО «Світанак»? В чем ее особенность?

Анна КУДРЯВЦЕВА: Для нового учебного года наш художник-модельер разработал капсульную коллекцию. Там присутствуют брюки, платья, бомберы, джемпера. Это стильная коллекция темно-синего цвета в серую клеточку. Также мы традиционно изготавливаем джемпера для девочек и мальчиков, которые можно надеть под пиджачок, под сарафанчик.

Не так давно начали производить столь востребованные сегодня трикотажные жилеты. В этом году спрос на них очень большой. К нам уже обратились примерно 40 школ. Некоторые забирают заказ прямо с предприятия, некоторые через нашу фирменную сеть. С начала года мы выпустили 45 тысяч штук жилетов, 36 тысяч из них уже отгружены в магазины и школы. С середины июля в торговой сети мы их продали около 3 тысяч штук. Перечень выпускается под все школьные возрастные группы, в том числе нестандартные размеры. Также предприятие изготавливает под заказ шевроны по эскизам учреждений образования.

К слову, наши школьные изделия практически на 100 процентов собственного производства, из наших полотен. Особой популярностью пользуется темно-синий цвет. Он присутствует в 70 процентах школьной коллекции. Еще 15 процентов — черный, остальные — бордовый и серый.

Пора за покупками

— Какие условия для реализации школьной коллекции подготовили торговые сети? Какая продукция там представлена?

Анастасия МАКАРСКАЯ: Крупные торговые организации Минска, а это универмаги, традиционно являются основными площадками для того, чтобы собрать ребенка в школу. Активная работа по поставкам школьного ассортимента в торговую сеть началась еще в мае. В столичных универмагах под организацию так называемых школьных базаров выделено торговых площадей более 1000 квадратных метров.

В остальных магазинах открываются дополнительные секции для продажи школьных товаров. А еще в соответствии с принятым решением Мингорисполкома с 19 августа по выходным (19—20, 26—27 августа и 2—3 сентября) на площадке у Дворца спорта развернется большой школьный базар с реализацией товаров отечественного производства.

В основном поставки продукции по швейной, трикотажной группам обеспечены за счет товаропроизводителей Беларуси. По обу­ви — на 60 процентов. Остальная обувь импортируется. Завозятся из-за пределов страны канцелярские и бумажно-беловые товары в тех позициях, которые не выпускаются в республике.

Уже сейчас в торговой сети Минска — около 230 моделей сарафанов, брюк, юбок, пиджаков, жилетов. Для мальчиков — примерно 200 моделей костюмов и комплектов пиджаков, жилетов, брюк, сорочек. Около 65 моделей детской обуви.

— Сколько стоит экипировать ребенка в школу?

Е. Д.: Комплект для мальчика — жилет, брюки, сорочка — можно приобрести в диапазоне 120—200 рублей; комплект — пиджак, брюки, сорочка — за 165—280 рублей. Комплект для девочки — жилет, брюки, блузка — обойдется в диапазоне 110—220 рублей; комплект — жилет, юбка, блузка — в 100—200 рублей.

А. М.: Большое количество вариаций моделей одежды, обуви для мальчиков и девочек позволяет подобрать школьный ансамбль на любой вкус и любой бюджет семьи. Ориентировочная стоимость, подчеркну, оптимальной экипировки школьника младших классов в этом году составит от 370 до 1122 руб. А старшеклассников — от 462 до 1392 рублей. Сюда входят одежда, обувь, галантерейные товары, школьные принадлежности. Если же родителю нужно просто что-то докупить к имеющемуся, естественно, это будет значительно меньшая сумма.

Рост цены на товары по отношению к прошлому году на школьный ассортимент в универмагах столичной сети отмечается не более чем на 10 процентов по отдельным позициям. На сегодня уровень реализованной торговой надбавки составляет до 29 процентов. То есть если, например, родитель придет в день скидок, он приобретет эту продукцию еще дешевле.

Универмаги проводят ряд маркетинговых мероприятий для привлечения потребителя со скидками от 20 до 55 процентов на школьный перечень. Работают различные программы рассрочки на покупки к школе. К ним подключены все минские универмаги.

Что касается поддержки социально незащищенных слоев населения, многодетных семей, ЦУМ, ГУМ предлагают для них при покупке школьных товаров скидку в 10 процентов. А в универмаге «Беларусь», «Торговом доме «На Немиге» будут выдаваться специально купоны на выделенный ассортимент товаров, и он будет реализовываться со скидкой 45 процентов.

Также хочу напомнить: самая горячая пора торговли приходится на вторую-третью декаду августа. Поэтому мы приглашаем всех в магазины заранее! Более 80 процентов коллекций поставлены на склады торговых организаций. Перечень разнообразный.

— А что делать, если нужного товара, размера в универмаге нет?

А. М.: Их можно дозаказать. Для этого нужно оставить информацию прямо на кассах. Универмаги связываются с поставщиками, и недостающие товары поступают.

Е. Д.: В эту горячую пору есть немало обращений на предприятия концерна. Зачастую нехватка тех или иных товаров образуется из-за того, что для полных мальчиков покупают одежду старшей возрастной группы и бесплатно подгоняют (такая услуга в универмагах есть). В итоге образуется пробел в старшей возрастной группе. Так что недостающую продукцию поставляем.

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter