Нужна ли таксистам единая форма

Форменное безобразие

Петиция с предложением «ввести единую форму одежды для всех водителей такси Минска» появилась на сайте «Удобный город» в конце декабря. Ее подписали 26 человек. Бумагу отправили в Министерство транспорта и коммуникаций, откуда на днях пришел ответ: «Рассмотрим». Петицию можно обжаловать. Но перевозчики пока не спешат возмущаться, возможно, обдумывают перспективы нововведения. Давайте рассуждать вместе, что добавит униформа нашему транспортному сообщению и как повлияет на службу такси?

Фото  worcesterviplimos.com

Один из участников дискуссионного клуба инициативе рукоплещет, мечтает дожить до той минуты, когда водители такси станут брендом в Минске, не хуже кебменов в Лондоне. Другой не приемлет дресс–код категорически, утверждает, что всех таксистов одевать под одну гребенку нельзя. Какие у вас мысли по поводу сыр–бора? Ждем ваших комментариев на сайте www.sb.by.

Хочу каприз за наши деньги

Виктория ПОПОВА

Как внучка полковника считаю, что униформа — самое элегантное изобретение человечества. Замечал ли ты, Дмитрий, как в любой стране мира туристы немедленно расчехляют фотоаппарат, когда видят школьников, военных, постовых? Взгляд всегда выхватит из разномастной толпы человека в красивой форме. Любая статуя на рыночной площади, будь это сам мраморный Давид работы Микеланджело, проигрывает румяному человеку в мундире с золотыми аксельбантами, эполетами и кокардой на фуражке. А все почему? От самого рождения в нас заложено стремление к ладности и складности. Как молодец служивый, ты должен помнить первое правило в борьбе с хаосом: любое безобразие, доведенное до единообразия, есть порядок.

Горячо поддерживаю петицию «одеть таксистов в форму», сама ее подписала, мужа заставила и тебя призываю не медлить с закорючкой. Во–первых, это красиво. Во–вторых, немало поспособствует развитию туризма. Еще в детстве мечтала стать стюардессой только потому, что у них форма волнующая. А теперь представь этот космос: на борт своего такси тебя приглашает подтянутый водитель в летчицкой куртке, белой рубашке с узеньким галстуком, немнущихся брюках дудочкой и очках–авиаторах. Стильно, модно, молодежно. Любой минчанин и гость столицы станет вызывать машинку только для того, чтобы с фирменным таксистом прокатиться, за жизнь поболтать и сфотографироваться. Для наших городских служб это реальный шанс победить электронный Uber, а на перспективу и бесчувственное такси–автопилот, где за рулем вообще никого. Подчеркнутая форма таксистов придаст городу некий лоск и торжественный вид.

Дизайн костюмов, естественно, не навязываю, здесь требуется рука мастера. Валентина Юдашкина не предлагай, он, как выяснилось, не держит форму. А вот упомянутый Микеланджело, например, еще 400 лет назад разработал наряды для гвардейцев, которые охраняют Ватикан. Миллионы людей со всей планеты приезжают в Ватикан с ними смартфоткаться. Вот это успех, полная победа традиций над современностью, да и казна одного из крупнейших приходов всегда в плюсе.

Традиции в туризме имеют колоссальное значение. На какие только ухищрения не идут города, чтобы обеспечить своим гостям яркие впечатления. В Лондоне, например, есть легендарное такси — блэккебы. Главное достоинство кебмена, кроме идеального знания улиц, та гордость, с какой он носит накрахмаленную рубашку и фирменный котелок на протяжении сотен лет. Но мы с традициями не особо дружим. Вспоминаю, в советское время ведь были у водителей такси фирменные восьмиугольные фуражки с буквой «Т» на кокарде. Еще Папанов щеголял в такой в комедии «Бриллиантовая рука»: «Хто вызывал такси на Дуброўку?» Фуражка, между прочим, была позаимствована в той же Англии и первое время выдавалась вместе с галстуками — как униформа и признак высокой производственной культуры. Галстуки наши таксисты сразу отбросили. А вот кепку носили. Кстати, сейчас эти фуражки на форумах коллекционеров продаются как раритет. Есть среди нас ценители высокого стиля. Но в такси они, судя по всему, не работают.

Производство униформы и спецодежды, чтоб ты знал, Дмитрий, у нас растет быстрыми темпами. В Минске зарегистрировано около 4 тысяч частных извозчиков, если каждому из них раз в два года шить элегантный комплект, работа у швейных предприятий пойдет еще веселее.

Другое дело, что любая идея, ведущая нас к прогрессу, очень медленно прорастает сквозь чугун непонимания, особенно в такой чувствительной сфере, как услуги населению. Есть же поговорка у перевозчиков: «Любой каприз за ваши деньги». Так в чем же дело? За те деньги, которые мы им платим, можно и приодеться чуток. От Севильи до Гренады таксисты не только дресс–код соблюдают, они еще экзамены сдают на знание города и базовых основ английского, обязательно оборудуют авто кондиционером, современной системой отопления и терминалом.

Допустим, в 2016 году обещали в Минске на всех бортах такси установить терминалы — до сих пор ничего похожего. Я пользуюсь услугами разных служб, карточкой не везет расплатиться ни в одной из них. Сами водители говорят, что им невыгодно устанавливать терминалы — 10 процентов выручки будет уходить банковскому оператору. С одеждой получится та же заваруха: посидим, поговорим, руками помашем и забудем. А жаль. Почтительный таксист в бабочке так и останется моей несбывшейся мечтой.

viki@sb.by

Жесть мундира


Дмитрий КРЯТ

А давай–ка, Виктория, споем. Подхватывай:

— Налейте, налейте скорее вина,

Рассказывать больше нет мочи!..

Узнаешь строки нашего прославленного земляка Владислава Сырокомли, перепетые в начале прошлого века на разные лады ямщиками от Новогрудка до Сибири и дальше? Вот в них и вся соль вознических традиций наших широт. Полупьяный кучер в тулупе, горланящий дорожные песни. Коль ты за аутентичность, так, может, вернемся к истокам? Уместно ли нам копировать лондонские обычаи при такой богатой самобытности? Однако я, признаться, в повозке XXI века с таким драйвером ехать бы поостерегся.

Как сын подполковника, брат старлея да и сам имея военное прошлое, к форме я тоже питаю очень трепетные чувства. Поэтому и не вижу уместности рядить в нее всех налево и направо. Сегодня таксистов, завтра парковщиков облачим в парадные швейцарские ливреи, потом, глядишь, дело и до сантехников с электриками дойдет. Не перегнуть бы тут палку и не превратить бы столицу в процессе поиска ее лица в шапито.

Отчасти соглашусь, фирменный стиль придает некоторый шарм представителям той или иной профессии. Кожаная фуражка Лелика, безусловно, усиливала и без того мощную харизму сыгравшего его Анатолия Папанова. Но, заметь, я говорю именно о фирменном стиле. В СССР фуражка таксиста была яркой отличительной чертой принадлежности к коллективу одного предприятия. Оно называлось «Легавтотранс». С приставкой из нескольких букв, указывающих на географическое расположение подразделения большой общей государственной конторы. Минск–, Мос–, Лен– и так далее. Что мы имеем сегодня? В Минске количество служб такси, по–моему, уже переваливает за второй десяток. Все это частные компании, каждая со своим представлением о стратегии развития, занимаемых рыночных нишах, целевой аудитории и потенциальном клиенте. Как ты, Вика, себе представляешь перспективу причесать их под одну гребенку?

Нет, директивно, конечно, можно сделать что угодно. Но в этом случае у меня возникают другие опасения. Кто будет утверждать эскиз единой форменной одежды? Клерк из Минтранса? Кто будет выбирать предприятие легпрома, которое станет обшивать таксистов? Тоже он? Тебе не кажется, что это очень сладкая и полная соблазнов миссия? Для любого швейника гарантированно оплачиваемый заказ на 4 тысячи костюмов в год, да еще и минимум в двух (летнем и зимнем — при наших–то перепадах температур) вариантах — манна небесная. И он охотно поделится частью этой оплаты с тем, от кого зависит его получение. Ах, это манящее слово «откат»... Не видишь ли ты здесь, Вика, под кожаной фуражкой новую лазейку для коррупционера, в то время как наше государство без устали перекрывает их все время своего существования?

Традиции — штука, конечно, прекрасная. Однако по приказу они не рождаются. Их надо взращивать. Поощряя инициативу снизу. Сначала придуманная кем–то фишка видится забавной. Со временем — модной. А потом пускает корни и превращается в отличительную особенность, изюминку, национальный колорит, если хочешь. А мы что имеем? Кому–то взбрело в голову сочинить петицию. Кому–то в официальном кабинете изложенные мысли показались интересными. А мнение самих таксистов кто–нибудь спрашивал? Вот выкатят ему обязанность покупать мундир с золочеными галунами и аксельбантами, бархатными лампасами, эполетами с шикарной бахромой... Красиво, солидно, даже фешенебельно. А цену узнает — хоть машину продавай и на себе пассажиров носи. Может такое случиться без обсуждения идеи с самими участниками рынка? Согласись, вполне. Дело–то директивное, к исполнению обязательное.

Признаю, сама по себе идея небезынтересна. Но пока она сыра, и главное — не рубить сплеча, а подойти к ее осмыслению аккуратно. Надеюсь, и наш с тобой спор этому поспособствует. Тут надо думать, как высечь искру инициативы снизу. По мне, так город мог бы раз в год объявлять, например, конкурс на звание службы такси — официального партнера. А там среди условий о тарифах, техническом состоянии транспорта, безаварийной езды и прочих можно прописать и униформу. Но партнера при этом, доказавшего свою добросовестность, наделить некоторыми преимуществами. Скажем, проходить техосмотр не два раза в год, а один. Ограничить его проверки транспортной инспекцией. Нечто подобное давно и успешно работает во внешнеэкономической деятельности. Тогда все службы такси будут подметки рвать и локтями толкаться за право поместить на фирменную фуражку кокарду с городской символикой. Это же как знак качества будет. А нам с тобой, Виктория, как потенциальным клиентам, такой движ только в радость. Потому как напрямую ведет к улучшению сервиса.

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 19 (25154). Суббота, 28 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter