Сегодня все государственные органы и учреждения, следуя принципу «государство – для человека», перестраивают и совершенствуют стиль своей работы с гражданами. Обеспечить максимальную доступность защиты нарушенных прав и законных интересов личности стремится и система правосудия. Требования Директивы Президента Республики Беларусь № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» имеют непосредственное отношение к деятельности судов нашей страны.
В общих судах ежегодно рассматривается свыше 200 тысяч гражданских, до 80 тысяч уголовных и почти 300 тысяч административных дел. В этот процесс вовлекается большое количество людей. Гарантия полной реализации и обеспечение защиты их прав является определяющим фактором при организации работы судов. Максимум условий создается для того, чтобы любой человек мог беспрепятственно обратиться за судебной защитой.
Доступ граждан к правосудию в общих судах республики обеспечен в должной степени. Находят правовое разрешение вопросы, связанные с возбуждением в судах дел по заявлениям граждан, проводится необходимая подготовка дел к судебному разбирательству, принимаются меры к их рассмотрению в установленные сроки и строгом соответствии с законом.
Вместе с тем в работе отдельных судов имеются недостатки, а иногда допускается и игнорирование требований закона о неукоснительном соблюдении прав граждан на обращение в суд. Есть случаи необоснованного отказа в возбуждении гражданских и уголовных дел по заявлениям граждан, бюрократизм и волокита при их рассмотрении и исполнении судебных постановлений.
Из-за некачественного предварительного следствия и досудебной подготовки, неявки участников судебного разбирательства значительное количество дел переносится. Это необходимо в связи с истребованием новых доказательств, назначением и проведением экспертиз, вызовом дополнительных лиц в судебное заседание. В отдельных судах нет должной требовательности и спроса с лиц, ответственных за организацию судебного процесса, своевременное изготовление и вручение извещений, не налажен необходимый контроль за выдачей исполнительных документов.
В связи с этим в нашей системе постоянно совершенствуются меры, направленные на предот-вращение срывов заседаний, обеспечение явки участников судебного процесса, своевременное изготовление и вручение документов, их передачу для обеспечения принудительного исполнения судебного решения. Большое внимание уделяется полноте и качеству подготовки судебных материалов, их рассмотрению, разъяснению сторонам спора не только их прав, но и обязанностей по сбору и предоставлению доказательств, своевременной явке в судебное заседание.
Системный контроль и надзор со стороны Верховного суда позволяет выявлять и устранять причины волокиты, нарушения требований законодательства, низкую культуру, допускаемые отдельными судьями при рассмотрении судебных дел. Такие факты выявляются при проверке жалоб и иных обращений граждан, изучении судебной практики, организации работы отдельных судов и судей, выездах руководства Верховного суда непосредственно в районные суды для ознакомления с их работой на местах.
При установлении фактов волокиты и бюрократизма, нарушения норм закона и судейской этики к виновным лицам применяются строгие меры дисциплинарного и иного воздействия, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Насколько может каждый гражданин реализовать возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права? Насколько обеспечены судами и судьями гарантии на справедливое судебное разбирательство и что этому препятствует? Эти и другие подобные вопросы обсуждались на состоявшемся 21 декабря заседании пленума Верховного суда.
Меры, направленные на обеспечение более полной и эффективной реализации прав каждого гражданина на получение квалифицированной и оперативной судебной защиты, права на личное участие в рассмотрении судебного спора, на обжалование и проверку законности судебного решения вышестоящим судом, определены в постановлении, принятом пленумом.
В целях обеспечения прав граждан на обращение за судебной защитой во всех судах определен наиболее удобный график еже-дневного приема граждан по будням, а также в один из выходных дней (субботу). Несколько раз в неделю прием граждан проводится после 18 часов.
В судах установлены стенды с подробной информацией о требованиях, предъявляемых к исковым заявлениям по различным категориям дел, жалобам в порядке надзора, порядке уплаты государственной пошлины, ее ставках и лицах, которым предоставлены льготы по ее уплате. Внимательно изучив данную информацию, каждый желающий без посторонней помощи может реализовать свое право на обращение в суд.
Для обеспечения большей доступности правосудия для жителей небольших населенных пунктов регулярно организуются приемы граждан должностными лицами Верховного суда, в том числе и председателем, в областных и районных центрах. Это также позволяет получать более полную и объективную информацию о работе судов в регионах и проблемах, с которыми сталкиваются граждане при обращении за судебной защитой.
Значительная часть районных (городских) судов – основного звена судебной системы — размещены в приспособленных для осуществления правосудия помещениях. Тем не менее здесь имеется достаточное количество залов судебных заседаний, помещений для изучения дел, кабинетов для судей и персонала судов. В отдельных зданиях судов граждане имеют возможность сразу обратиться за помощью адвоката, нотариально удостоверить доверенность или получить иную нотариальную услугу, оплатить госпошлину.
В таких условиях гражданин чувствует себя комфортно, у него появляется уверенность в компетентной защите его законных интересов и уважение к суду. Людей привлекает строго регламентированная и обязательная судебная процедура, их личное участие в разрешении дел, возможность обжаловать решение суда и в случае необходимости прибегнуть к принудительному его исполнению.
Пути решения проблем, связанных с обеспечением полного и беспрепятственного доступа граждан к судебной защите, которые определены в постановлении пленума Верховного суда от 21 декабря 2006 года, в значительной степени отражают требования Директивы Президента Республики Беларусь № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» и направлены на недопущение формализма, волокиты, некомпетентности в отношении граждан при их обращении в суды.
Дальнейшая реализация Директивы № 2 будет направлена на повышение уровня организованности судебных процессов, ежедневного анализа качества и оперативности осуществления правосудия.