Форель под соусом… проблем

В Витебской области капризная рыбка «чихала» на морозы в -30

В Витебской области капризная рыбка «чихала» на тридцатиградусные морозы

Около пяти лет назад на Придвинье первыми в Беларуси приступили к выращиванию такой ценной породы рыб, как форель. Витебские мелиораторы, которым «по наследству» достался Богушевский рыбопитомник, специально ездили за опытом в Ленинградскую область, приглашали сюда специалистов. Был составлен бизнес-план, разработан проект строительства форельного хозяйства, он вошел в общереспубликанскую программу. Сегодня площадь питомника — свыше 100 гектаров земель с технологическим каскадом прудов. Ежегодно УП «Лиозненская ПМС», в состав которой входит рыбное подразделение, производит до 50 тонн форели плюс 30 тонн карпа, амура и других видов. Но так как акцент когда-то был сделан именно на форели, назрел вопрос срочного завершения предусмотренного проектом строительства всех необходимых производственных мощностей в комплексе.

— Да, Богушевский рыбопитомник не может сегодня работать в полную силу, — отмечает директор КУП «Витебскмелиоводхоз» Эдуард ГЕРАСИМЕНКО (на снимке). — Несколько лет мы были вынуждены возить на зимовку форель в теплые воды Лукомльского озера, которые в морозы «подогреваются» ГРЭС. Но это приносило, во-первых, большие финансовые затраты, во-вторых — большой процент отхода. Нынешней зимой из-за строительства новой парогазовой установки на электростанции мы не успели «эвакуировать» рыбу. Зимовать пришлось на месте. Теперь можно подводить итоги: беспрецедентный опыт уже есть — к чести наших специалистов, все прошло благополучно. Правда, в тридцатиградусные морозы приходилось сутками вырубать проруби, во избежание гибели форели насыщать воду кислородом. А это дополнительные расходы, людские резервы, огромные затраты электроэнергии. Как следствие всех «недоделок» — недостаточный вес особей и незавидная самоокупаемость…

Да, в стране принята специальная программа по совершенствованию рыбной отрасли. В программу инновационного и инвестиционного развития Витебской области на 2011—2015 годы также включена подпрограмма «Витебская рыба». За прошедшие годы к мелиораторам Придвинья за опытом выращивания форели, можно сказать, переездила вся страна. А в итоге коллеги, как оказалось, смогли шагнуть намного дальше. Специальные крытые помещения, обеспечивающие круглогодичную работу форельного хозяйства и беспроблемную сохранность поголовья, возводятся сейчас даже в южных регионах Беларуси — в той же Брестской области, где температура значительно выше. А вот остро необходимое строительство защитного «купола» над бассейном, станции обезжелезивания воды и еще одной скважины у первопроходца — Богушевского рыбопитомника — задерживается. Не удивительно, что для витебских мелиораторов рыбное хозяйство все больше становится не источником прибыли, а своеобразной головной болью, с трудом обеспечивая нулевую рентабельность.

— Ситуация вовсе не безнадежна, — уверен начальник УП «Лиозненская ПМС» Николай Селезнев. — Выращивание форели может и должно быть очень выгодным делом. Посмотрите, сегодня прилавки магазинов и рынков ломятся от импортной продукции. Та же копченая форель в вакуумных упаковках далеко не лучшего качества идет нарасхват. Но чтобы составить конкуренцию зарубежным производителям, нужно прежде всего вложить деньги в ныне действующую, но так и не доведенную до логического завершения базу. В Богушевском рыбопитомнике уже многое сделано, хозяйство функционирует по датской технологии. Из областного бюджета в текущем году нам обещают выделить средства на строительство скважины и станции обезжелезивания. А вот проблема с крытым помещением над бассейном для выроста остается нерешенной. И никакие программы тут пока не помогают…

Второй вопрос, который выносят на повестку дня в КУП «Витебскмелиоводхоз», — слабость отечественной перерабатывающей отрасли. Как оказалось, даже при теперешних мощностях сбыть деликатес совсем не просто, а что будет после вступления в строй ныне возводимых в разных регионах страны крупных рыбохозяйств? Нынче приходится по десятку-два килограмма рыбы забрасывать в магазины, днями стоять на рынках. В прошлом году частично выручил Оршанский мясокомбинат — после предварительной разделки в Могилеве, куда мелиораторам пришлось доставлять рыбу самостоятельно, забрал около 15 тонн филе форели для производства детских консервов. Кстати, сырье прошло многочисленные экспертизы качества и получило нужные сертификаты без каких-либо проблем. Хотя, как отмечает Эдуард Герасименко, при подготовке документов пришлось столкнуться с парадоксом: ну не было на тот момент в перечне продуктов, допускаемых к использованию при производстве детского питания, у наших промышленников отечественной форели! Импортная морская была, а белорусской — нет.

По словам генерального директора ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» Александра Копылова, филе богушевской форели предприятие готово брать и в будущем — до 20—25 тонн в год. Но именно филе, так как у комбината нет цеха по разделке рыбы. Конечно же, на конкретные объемы поставок сырья прежде всего будут влиять такие факторы, как стоимость, качество и спрос на готовую продукцию. Как известно, цены на детское питание регулируются государством, а потому никто в убыток себе работать не станет.

…Вот и попробуйте теперь проследить путь деликатесной рыбешки, с осторожностью осваивающей Беларусь, от глубин пруда до домашнего стола. Понятно одно: мелиораторам, которые назначены главными кураторами хода реализации подпрограммы «Витебская рыба» на придвинской земле, в одиночку явно не справиться. Получается, что для решения данной проблемы нужно четкое взаимодействие всех отраслей. Завершение строительства комплекса зданий и сооружений на питомнике позволит выйти на максимальные мощности — производство до 100 тонн товарной форели в год. Круглогодичная работа обеспечит за тот же срок рост рыбы не до нынешних полутора, а до стандартных двух—двух с половиной килограммов. Снижение затрат и увеличение объемов уменьшит себестоимость продукции. Кстати, цену на форель, по словам Николая Селезнева, рыбоводы были вынуждены не поднимать уже целых два года, а только на закупку кормов в прошлом сезоне пришлось потратить свыше 2,5 миллиарда рублей.

Да, снижение себестоимости, бесспорно, повлияет на конкурентоспособность. При поддержке перерабатывающей промышленности и торговли «в плюсе», вне сомнений, окажутся и мелиораторы со своим «подсобным» промыслом, и покупатели. А значит, и все посреднические звенья на пути форели к обеденному столу белорусов, в итоге — бюджет страны в целом. Вот только думать об этом нужно уже сегодня, чтобы завтра «золотая рыбка», попавшая в экстремальные условия, не уплыла к кому-нибудь другому.

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter