Фолианты — на полку!

Брестские библиотекари намерены вернуть литературное наследие

Самая старинная книга в Брестской областной библиотеке имени Горького — «Сибирская история» 1774 года издания. Отпечатанная на материи, она хорошо сохранилась до наших дней. Как фолиант попал в Брест, никто из нынешних работников библиотеки не знает. Зато немало известно, как редкие книги покидали древние фамильные библиотеки Радзивиллов, Сапегов, Пусловских, Немцевичей...


— Книги сгружали в ящики и вывозили. О многих потом забывали. Нередко, проводя инвентаризацию, писали, что они из... Варшавы, — Ирина Панасюк, краевед и исследователь наследия Юлиана Урсын Немцевича, старалась не пропустить ни слова из откровений коллег из других стран. Для нее и многих других участников международная научно–практическая конференция «Берестейские книгосборы: проблемы и перспективы исследования», прошедшая недавно в Бресте, открыла много новых страниц из истории книжных коллекций.


Известно, что часть ружанской библиотеки гетмана Великого княжества Литовского Льва Сапеги хранится в Вильнюсском университете. В Литовской академии наук — издания Брестской типографии Радзивиллов. В фонде Российской национальной библиотеки Санкт–Петербурга находится книгосбор Сапегов из местечка Кодень (сейчас — Люблинское воеводство Польши), а в Лондоне — архив Пинского православного духовного правления. В XIX веке в монастырском скриптории Березы–Картузской было более 1.000 печатных книг, свыше 100 рукописей. Каталог этой библиотеки сохранился в государственном архиве Литвы, а в Швейцарии издана монография о монастырской библиотеке монастыря картузианцев...


— Много информации мы раздобыли благодаря ученым из Литвы, Украины и России, за полтора последних года переписки ставших нашими друзьями. Все они участвовали в конференции, — заместитель директора Брестской областной библиотеки по науке Алла Мяснянкина, автор идеи и организатор мероприятия, рада, что островки нашей культуры сохранились и уже известно где.


К сожалению, вернуть утерянные книжные собрания из зарубежных фондов — непростое дело. Даже копии добываются с трудом. Пример тому — Брестская Библия. До сегодняшнего дня в мире сохранилось не более 40 экземпляров Радзивилловской Библии, изданной в типографии Бреста, причем все — в плохом состоянии. В 2005 году в Польше она была переиздана. И уже — редкость.


— По электронной почте мы списались с редактором и издателем Петром Круликовским. Через консульство Беларуси в Бяла–Подляске он передал нам один экземпляр в обмен на копию Библии Франциска Скорины, — вспоминает Алла Мяснянкина.


Пока единственный способ приобрести раритеты — получить электронные копии утраченных книг. Это возможно благодаря государственной программе «Память Беларуси», которая реализуется в нашей стране с 2004 года.


— В первую очередь мы вернем библиотеку Сапегов, разумеется, в электронном виде. Будем работать над этим вместе с коллегами из Российской национальной библиотеки Санкт–Петербурга, — поделилась планами Алла Мяснянкина.


Кстати, исследователи из областной библиотеки и Брестского технического университета рассчитали, где 455 лет назад располагалась Брестская типография — первая на территории современной Беларуси. На Рыночной площади. Теперь это место «обозначено» группой деревьев на газоне между Холмскими воротами Брестской крепости и руинами коллегиума иезуитов. Там, несомненно, должна быть памятная доска.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter