Флот всех морей и океанов

Праздничные торжества, проходившие по случаю Дня Военно-морского флота Российской Федерации и Дня флота Украины в Севастополе, совместный парад двух флотов и встреча президентов двух стран в черноморской твердыне – события радостные и, безусловно, знаменательные.

Праздничные торжества, проходившие по случаю Дня Военно-морского флота Российской Федерации и Дня флота Украины в Севастополе, совместный парад двух флотов и встреча президентов двух стран в черноморской твердыне – события радостные и, безусловно, знаменательные.

Однако подобные даты заставляют говорить не только об успехах и достижениях, но и задуматься в очередной раз над проблемами Военно-морского флота. А проблем у российского ВМФ больше, чем у любого другого вида ВС России. Это объясняется целым рядом причин.

Во-первых, флот строить долго и дорого. Если технику сухопутных войск и ВВС можно выпускать десятками, а при определенном напряжении сил – сотнями машин в год, то даже небольшие катера строятся не меньше года, а подлодки и надводные корабли – по нескольку лет каждый. И стоит каждая единица морской техники на порядки больше, чем единица авиационной и тем более наземной техники.

Во-вторых, серьезной проблемой российского ВМФ является география. Формально российский флот по-прежнему входит в пятерку сильнейших в мире. Но в реальности он разделен на 4 флота (Северный, Балтийский, Черноморский, Тихоокеанский) и флотилию (Каспийскую), соединить которые в военное время невозможно. При этом еще и Тихоокеанский флот разделен на две флотилии (Приморскую и Камчатскую), которые в случае войны также могут оказаться в изоляции друг от друга. А Северный флот имеет в зоне своей ответственности и Атлантику, и Арктику, охватить их одновременно весьма непросто. Положение наших флотских объединений очень разное. Лучше всех оно у Каспийской флотилии, хуже всех – у Тихоокеанского флота, который к тому же изолирован от основных кораблестроительных предприятий, большинство которых находится на Балтике и в Северодвинске.

Как и ВС в целом, с середины 90-х и почти до конца 2000-х ВМФ почти не получал новой техники из-за недостатка финансирования. Когда деньги появились, выявились другие проблемы – нехватка кадров, технологий и производственных мощностей в кораблестроении. То есть деньги – это условие необходимое, но недостаточное для того, чтобы возродить флот. В итоге даже относительно небольшие корабли (например, корветы пр. 20380) строятся очень долго. Кроме того, промышленность с большим трудом осваивает принципиально новые проекты кораблей (атомные подлодки пр. 885 и дизельные пр. 677, фрегаты пр. 22350). В связи с этим было найдено неожиданное, но, видимо, верное решение – начать строительство кораблей советских проектов, но с новым вооружением и радиоэлектронным оборудованием. Таковыми стали дизельные подлодки пр. 636 и фрегаты пр. 11356, которые хорошо освоены промышленностью и успешно экспортировались в Китай, Индию, Вьетнам, Алжир. Правда, пока ввод в строй новых кораблей не компенсирует списания старых. Исключение составляет лишь Каспийская флотилия, большая часть кораблей и катеров которой построены уже в постсоветский период. Для флотов частичной компенсацией нехватки кораблей становятся наиболее современные береговые ракетные комплексы «Бал». В связи с возрастанием угрозы со стороны боевых пловцов, которые могут уничтожать корабли у собственных причалов, в состав всех флотов вводятся противодиверсионные катера типа «Грачонок», вооруженные специальными реактивными бомбометами.

В последние несколько лет корабли ВМФ РФ регулярно ходят в море и проводят учения. Постепенно в практику входят межфлотские учения, которые были редкостью даже в советское время. В 2010 году атомный ракетный крейсер Северного флота «Петр Великий» и ракетный крейсер Черноморского флота «Москва» перешли во Владивосток, где совместно с кораблями ТОФ приняли участие в учениях «Восток-2010». В начале нынешнего года в Средиземном и Черном морях прошли совместные учения трех европейских флотов, причем десантные корабли Балтфлота высаживали морскую пехоту Черноморского флота на побережье Краснодарского края. Такие учения очень важны тем, что моряки осваивают новые ТВД и приобретают практику дальних походов.

Имея самую протяженную в мире береговую линию, Россия тем не менее является державой преимущественно континентальной. Главные угрозы для нее находятся в Евразии, ее важнейшие коммуникации проходят по суше (на собственной территории). Поэтому флот не может быть главным видом ВС и основным приоритетом военного строительства. Однако, как совершенно справедливо заметил создатель российского флота Петр Первый, «всякий потентант, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет; а которой и флот имеет, обе руки имеет».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter