Музеи выставляют приманки для гостей

Флейта из водосточных труб

Недавнюю новость о немецкой бабушке, принявшей арт–объект Нового музея искусства и дизайна в Нюрнберге за обычный кроссворд, растиражировали десятки сайтов. «Вставь слова» — прочла старушка название произведения искусства стоимостью 116 тысяч долларов и, приняв их за руководство к действию, заполнила пустые клеточки в раме авторучкой. На бабушкино счастье, нанесенный ущерб покрыла страховка. Но вообще–то этот непосредственный жест — вполне себе в тренде сегодняшних музейных тенденций. Или уже традиций?


Фото: igameband.com

Мест, где в звенящей тишине вдоль экспонатов пассивно прогуливаются сторонние наблюдатели, остается все меньше. Вслед за европейскими коллегами наши музейщики бесстрашно позволяют посетителям взаимодействовать с коллекциями раритетов, превращают свои галереи в концертные залы и устраивают квесты среди бесценных полотен. Больше того — на рынке услуг появились целые компании, предлагающие (цитирую буквально) «используя самые современные интерактивные технологии, изменить представление о музее как о скучном месте». Как известно, предложение диктуется спросом. А спрос таков, что публике нужны впечатления, которых она точно не получит, пассивно прогуливаясь по страницам интернета.

В скором времени в одном из бывших пороховых складов Брестской крепости появится новый музей, посвященный дореволюционному быту военнослужащих. В аутентичных интерьерах казармы позапрошлого века можно будет не только потрогать армейские раритеты, но и примерить военную форму прошлого. Предполагается, что в Минске еще до первых осенних ветров откроется «Квантум» — научно–популярный музей с планетарием, комнатой невесомости, общительными роботами и органом из водосточных труб. И уже ведутся разговоры о месте для будущего белорусского «Музея обычного человека», создание которого само по себе может стать памятным приключением, ведь главными экспонатами в нем будут судьбы и истории семей самих посетителей...

Новостные ленты мировых СМИ ничуть не меньше интригуют сообщениями о свежих музейных достопримечательностях, обещающих туристам незабываемые впечатления. Например, от возможности поглазеть на доисторических животных, спасенных Ноем во время потопа, с дегустацией блюд примерно того же времени (музей «Ноев ковчег» буквально на днях открылся в США). Или от создания собственного музыкального произведения в Музее блюза, который также совсем недавно появился на берегу Миссисипи. Да чего там, когда главной приманкой в свой будущий именной музей российский мэтр Церетели называет авторские мастер–классы, которые лично готов давать всем желающим.

Нынешний музей — уже не храм и тем более не «кладбище искусства», как говорили еще вчера, цитируя французского поэта Альфонса де Ламартина. Родившегося, к слову, аж в XVIII веке — немало времени потребовалось, чтобы музеи перестали смотреть свысока на своих посетителей. Теперь и не посетители мы вовсе, а гости, которых радушно ждут, оставляя грозные таблички с надписью «Руками не трогать!» разве что для коллекции исторических раритетов.

На предыдущем Национальном музейном форуме прозвучала цифра, убедительнее любых доводов свидетельствующая в пользу новой реальности: всего за два года всевозможные интерактивные идеи увеличили популярность наших музеев в два раза. Уже совсем скоро в Могилеве откроется III бьеннале белорусских музеев, который пройдет под актуальным девизом «Разрушая стереотипы, преодолевая консерватизм». Одним из гостей форума станет Антонио Паолуччи, директор Ватиканских музеев, где только что завершилась выставка уникальных белорусских икон из коллекции Национального художественного музея. Уже известно, что ответная выставка Ватикана не заставит себя ждать, хотя еще недавно подобное казалось немыслимым и Минску, и Ватикану. Тем не менее еще один стереотип разрушен. Музеи все ближе не только к людям, но и друг к другу. А само слово «музей» становится очень занимательным по значению.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 143 (25025). Четверг, 28 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter