В канун Дня спорта — о клубной жизни Бобруйска в конце 1920-х

Физкульт-привет из минувших лет

Гончаров от Рабпроса, Андриканец от Нарсвязи и Лосев от Союза пищевиков — бобруйские атлеты 100 лет назад состояли в спортклубах и били рекорды

При упоминании словосочетания «клубная жизнь» воображение рисует ночные тусовки, светские рауты, джекпоты в азартных заведениях. А раньше, каких-нибудь лет сто назад, было не так. Например, Бобруйск, столица Приберезинского края, объединял более десятка районов нынешних Могилевщины, Гомельщины и Минщины.

Команда бобруйских легкоатлетов во главе с Михаилом Андриевским, 1935 год.

Округ на всю округу

В центре Бобруйского округа выходила газета «Коммунист», освещавшая, наряду с партийным, советским, хозяйственным и просто строительством, бурно стартовавшую тогда физкультурную жизнь. Вот она-то, последняя, и проходила в основном в клубах и кружках по разнообразным спортивным интересам. Однажды постоянный автор издания, скрывавшийся под псевдонимом Дед Нефед, и ударил жарким глаголом по недостаткам в той самой клубной, а точнее, кружковой работе в ближайшем к Бобруйску райцентре — Паричах. Не подозревая, конечно, что стал родоначальником белорусского рэпа (не «рэпы»!), снискавшего через десятилетия бешеную популярность.

Хоть сейчас бери и клади его текст на музыку: «У Парычах маецца гурток фізкультуры, толькі ў ім не праца, а так, шуры-муры. Штодня з гуртка сябры ўцякаюць, а кіраўнікі — знай пачываюць. Для іх спортгурток — гэта непатрэбная справа. Паскудная з'ява! Вось табе і фізкультурнае выхаванне, гінуць марна ўсе нашы добрыя пачынанні. Вось табе і лозунг «У здаровым целе — здаровы дух». У Парычах ён разляцеўся, як пух». Однако не везде и не так все было плохо. «Физкульт-ура!» буквально гремело на стадионах и спортплощадках Жлобина и Рогачева, Глуска и Кличева, Буда-Кошелево и Осиповичей.

Бюст Ленина в награду

В архиве отыскался диплом, выданный Жлобинскому райсовету физкультуры ровно 95 лет назад:

«...на соревнованиях окружной спартакиады в Бобруйске были показаны хорошие достижения по легкой атлетике и спортивным играм коллективом в составе т. Пименовского, Детко, Литвиновского, Грикиана, Филькенштейна и Пименовской, занявшим пятое место». Так это за два шага до пьедестала. А призерам состязаний в те годы еще больше почета и уважения.

Другой документ свидетельствует, что женская команда кружка физкультуры окрправления Союза нарсвязи в составе Файнберг, Наймон, Ломако, Ябровой и Юревич участвовала в розыгрыше первенства кружков физкультуры Бобруйска и заняла первое место, «за что ей присужден переходящий приз — бюст Ленина».

А иначе и быть не могло в стране победившего пролетариата! Не случайно на всех грамотах, дипломах, похвальных листах красовался призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», причем на четырех языках, имевших хождение, — белорусском, русском, еврейском и польском. Нередки были на спортивных наградах и сентенции типа «Здоровый рабочий — опора диктатуры пролетариата».

Лучшая опора диктатуры пролетариата

И это подтверждалось широким размахом участия в физкультурном движении самых разных слоев населения, представителей различных отраслей хозяйства. Охватывавшие все и вся профсоюзы выставляли команды от металлистов и строителей, деревообделочников и пищевиков, кожевников, совторгслужащих, работников медсантруда, просвещения, наркомата связи, искусства. Отдельными коллективами выступали рабочий партийный клуб, военные и комсомольцы.

И все они участвовали в забегах, поднятии тяжестей, хождении по бревну, перетягивании каната, прыжках в вышину с места, метании диска и… мяча.

Все занимавшиеся физкультурой обязывались директивными документами к выполнению комплексов физических упражнений — различных для женщин и мужчин. И если норматив в беге на 100 метров для мужчин был 16,5 секунды, то бобруйские атлеты Гончаров от Рабпроса, Андриканец от Нарсвязи и Лосев от Союза пищевиков бежали в 1926-м эту дистанцию за 11,4—11,8 секунды. 

Физкультурники и спортсмены состояли в клубах, которыми в городе на Березине руководили окружной совет физической культуры и уполномоченные им товарищи Пархоменко, Мац, Казакевич, Даревский, Гурвич, Казючиц, Рудзевицкий, Гордон, Дубовский и другие.

Игра № 1 и другие игры

В Витебске в 1920-м впервые состоялась общегородская эстафета, в этом же году и соревнования по лыжным гонкам. Неофициальный розыгрыш первенства республики по футболу прошел в 1922-м. В состязаниях участвовало всего четыре клуба. Сильнейшими оказались футболисты Минска, опередившие команды Борисова, Бобруйска и Червеня. Зато в третьем неофициальном чемпионате БССР приняли участие сборные Минска, Борисова, Полоцка, Орши, Слуцка и Бобруйска. Наша команда в четвертьфинале со счетом 11:0 разгромила футбольную дружину Слуцка и после полуфинала стала безоговорочным победителем…

Высший совет физической культуры нашей республики в феврале 1924-го провел 1-й Всебелорусский зимний праздник физкультуры. В августе того же года состоялся 1-й Всебелорусский летний праздник, в котором приняли участие восемь округов: Минский, Витебский, Оршанский, Слуцкий, Мозырский, Борисовский, Могилевский и Бобруйский. На него съехалось более двухсот атлетов, а состязания проходили на площадке «Профинтерн» и длились неделю. Тогда по уровню развития физической культуры Беларусь занимала одно из ведущих мест в СССР. 

Шахматная школа Бобруйска

В начале декабря 1924 года прошло организационное собрание членов шахматно-шашечной секции при Центральном рабочем клубе Бобруйска. Присутствовали на нем самые активные приверженцы и популяризаторы древней игры в городе — признанные мастера интеллектуальных игр Каган, Гордин, Юнгерман, Горелик, Гордон, Гуревич, Кацнельсон и Вольфейн. Заведующий Центроклубом товарищ Каган предложил создать секцию, которая объединила бы все шахматно-шашечные кружки рабочих клубов города. Он считал целесообразным делегировать членами секции товарищей Юнгермана — от клуба совработников, Гордина — от деревообделочников, Гуревича — от клуба работников медсантруда и Гиршенгорна — от кустарей. В качестве руководителя-инструктора решено было пригласить товарища Кацнельсона. С целью пропагандирования шахматной игры на том же собрании приняли решения о проведении «сеанса одновременной игры с неограниченным количеством желающих», прочтении лекций о шашках, организации в местной газете «Коммунист» шахматно-шашечного отдела.

Дальнейшее развитие шахмат и шашек в Бобруйске не могло не радовать. Вслед за созданием специализированной секции избрано ее бюро в составе товарищей Гордона, Гиршенгорна и Казючица. Оно предметно занялось налаживанием работы в клубах, подбором участников предстоявших Всебелорусского шахматно-шашечного съезда и многочисленных турниров. Активно играли в шахматы и шашки в Центроклубе, в клубах совторгслужащих, работников просвещения, строителей, кожевников. Комната для занятий кружка была оборудована в комсомольском клубе. …Революционный энтузиазм масс не утихал на протяжении и 1930-х, в том числе в спортивной, шахматно-шашечной сферах. Тот же Яков Гордин в 1932 году написал первую в Беларуси шашечную книгу «Курс канцоў партый рускай шашачнай гульні». В 1938-м он занял второе место в Республиканском шашечном турнире. Вениамин Городецкий, тоже родом из Бобруйска, в 1936-м вышел победителем первенства СССР по шашкам среди юношей… Вот как о тех временах вспоминал в своей книге Вардван Варжапетян: «Наутро я проиграл, потому что рассчитывал на сильную контригру, а Гордон делал дурацкие ходы. Я чуть с ума не сошел от обиды. Лучше б мне достался Яков Гордин, как в 1933-м на первенстве Бобруйска. Я тогда первый раз стал чемпионом среди взрослых. А ведь в Бобруйске жили великие люди…»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter