Фискальная разгрузка

МНС: С перечнем и ставками разобрались, будем улучшать время

Беларусь намеревается в 2013 году войти в число первых 70 стран по комфортности сферы налогообложения

В опубликованных на минувшей неделе результатах рейтинга Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса-2013» Беларусь заняла 58-е место среди 185 стан мира. Однако гораздо интереснее не результат в общем командном зачете, а промежуточные индексы. К примеру, по такому параметру, как налогообложение, страна оказалась на 129-й позиции, хотя годом ранее нам принадлежало 158-е место, а несколькими годами ранее Беларусь и вовсе находилась в самом конце списка. О том, чего в этом году ждали от рейтинга в Министерстве по налогам и сборам, оправдались ли ожидания налоговиков и каким образом в ведомстве намерены улучшать позицию страны по этому показателю в будущем, «Р» решила спросить у специалиста. На вопросы газеты ответила заместитель министра по налогам и сборам Элла СЕЛИЦКАЯ (на снимке).

— Элла Александровна, почему в Беларуси рейтингу Всемирного банка уделяется столь значительное внимание? Есть ведь и другие экономические рейтинги…

— Свои рейтинги действительно составляют различные международные эксперты и аналитики. Но основным экспертом в области оценки делового климата в нашей стране и по всему миру, мнение которого учитывается инвесторами в первую очередь, считается ВБ. Этот международный финансовый институт создавался в свое время с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. Когда речь идет о принятии инвестиционного решения, будь то решение самого ВБ или частного инвестора, оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом. И эксперты банка на основе своего исследования дают такую оценку — комплексную, предельно ясную и объективную, предупреждающую возможные риски инвестора.

Для Беларуси сейчас такая оценка имеет свое значение. Функционирование Таможенного союза и создание Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России открывают перед иностранными инвесторами принципиально новые перспективы. Наша страна является своего рода «западными воротами» для зарубежного бизнеса: иностранный инвестор получает новую и масштабную возможность — работать не только на рынке Беларуси, но и на пространстве трех государств. Важно, чтобы благоприятная внешняя конъюнктура совпала с внутренними условиями для предпринимательской деятельности. Тогда инвестор будет видеть потенциал и возможности для его реализации.

— В таком случае какие конкретно знаки подает исследование ВБ иностранным инвесторам?

— «Ведение бизнеса» — глобальное исследование, позволяющее инвестору оценить условия для инвестирования в выбранной им стране и сравнить их с аналогичными условиями в других странах мира. Рыба, как известно, ищет где глубже, природа у нее такая. И получается, что «глубже» там, где лучше поставлена защита прав инвесторов и собственников, присутствует макроэкономическая стабильность, ведению бизнеса присуща легкость, а судебная система позволяет инвестору при необходимости отстоять свои законные позиции. Рейтинг ценен тем, что не принимает в рассмотрение некие крайние позиции — объектом исследования становится деятельность прежде всего малых и средних предприятий на протяжении их жизненного цикла — от создания и до ликвидации, а также оценивает нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность. В исследовании принимают участие около 7 тыс. экспертов — консультантов по вопросам предпринимательской деятельности, юристов, экономистов, представителей правительств, а также ведущих ученых разных стран, которые оценивают условия ведения бизнеса в 185 странах. «Средняя» оцениваемая организация в каждой стране, как правило, занимается производством, не использует льготы по налогам и не применяет упрощенную систему налогообложения. Итог рассчитывается по среднему арифметическому десяти контрольных индикаторов. Безусловно, для налоговой службы особый интерес представляет достигнутый прогресс в отношении совершенствования налогообложения. Показатель так и называется: «Налогообложение». Здесь оценка налоговой системы государства проводится экспертами по трем показателям. Это количество уплачиваемых обязательных платежей, время, затрачиваемое на их исчисление и уплату, а также налоговая нагрузка.

— Прошлый год стал первым прорывным годом для этого показателя: рейтинг Беларуси в части налогообложения по оценке Всемирного банка поднялся сразу на 27 позиций…

— Правильнее будет сказать, что в прошлом году прорывом стала оценка, выставленная экспертами за те корректировки налогового законодательства, которые произошли в 2010 году. В тот год только количество платежей сократилось с 82 до 18, в этом году — до 10, а общая налоговая нагрузка — с 80,4 до 62,8 %, в этом году — до 60,7 % к условной прибыли организации… Оценка несколько отстает от реальности. Такова методика рейтинга. Так, нынешний отчет «Ведение бизнеса-2013» оценивал преобразования по налоговому законодательству 2011 года.

— Это хорошо или плохо?

— Пожалуй, не стоит так однозначно оценивать методику. В ней точно присутствует тот позитивный момент, что оценка экспертов за предыдущие годы позволяет видеть перспективу, понимать, как отразятся на оценке предпринятые шаги, принимать меры в их развитие. Впрочем, в этой аналитической работе мы не одиноки. В целях изыскания путей для дальнейшего радикального упрощения налогового администрирования, сокращения числа документов, представляемых в налоговые органы и составляемых плательщиками для расчета подлежащих уплате налогов, а также для сокращения времени, затрачиваемого плательщиками на расчет налогов, МНС проводятся встречи с представителями государственных органов, бизнес-сообщества, а также крупных аудиторских организаций.

И эта аналитика, надо сказать, своего рода первый тест для преобразований законодательства. Одобрили предприниматели — значит, и мимо внимания международных экспертов корректировки законодательства не пройдут. Многие идеи исходят именно из предпринимательской среды.

— Насколько много таких предложений?

— Могу сказать, что в ноябре 2011 года при активном участии деловых кругов был разработан план мероприятий по дальнейшему упрощению налогового администрирования. В него вошли 88 предложений предпринимателей. На сегодняшний день по 26 предложениям внесены изменения в Налоговый кодекс на 2012—2013 годы, еще 10 предложений легли в основу доработки программного продукта, обеспечивающего работу системы электронного декларирования, а 16 включены в соответствующий календарный план работ МНС на 2012—2013 годы. По 11 предложениям даны требующиеся разъяснения.

— Можете привести примеры таких предложений?

— В рамках работы Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при ЕЭК рассматриваются предложения об исключении обязанности импортера представлять в налоговый орган на бумажных носителях пакет документов, установленный в Соглашении о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС, а также предоставлении плательщикам права подтверждать экспорт товаров с применением электронных заявлений. Между налоговыми службами государств — членов Таможенного союза достигнута договоренность о внесении необходимых поправок в действующий порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле. В настоящее время ведется работа над проектами соответствующих международных протоколов.

Наши прогнозы практически совпали с теми оценками, что выставлены международными экспертами. Это особенно приятно в связи с тем, что невозможно учесть всю совокупность факторов, которые повлияют на мнение экспертов при выставлении ими оценки. Ведь одновременно с нашей страной реформы происходят во всех странах мира, что предполагает постоянное изменение, «спор» позиций в рейтинге. По нашей оценке, принятые меры должны были улучшить показатель «Налогообложение» в отчете «Doing Business-2013» ориентировочно на 30 пунктов. Чуть-чуть не хватило…

— На чем в ближайшем будущем будет сделан акцент в работе по улучшению позиции Беларуси в рейтинге?

— Мы намерены выполнить задачу, поставленную главой государства и правительством, — войти в число первых 70 стран по показателю «Налогообложение». Сейчас перечень и ставки налогов практически достигли оптимального уровня, в том числе для привлечения инвестиций. Поэтому необходимо совершенствовать налоговое администрирование как составной элемент налоговой системы — улучшать индикатор «Количество времени». Кроме того, достаточно высоким остается показатель «Общая налоговая нагрузка». Из 60,7 % налоговой нагрузки 38,4 % занимают отчисления в ФСЗН, или более 60 % ее общего объема. Очевидно, что без уменьшения уровня «социальных» отчислений, снижения нагрузки на предприятия и, как следствие, существенного изменения рейтинговой оценки республики по индикатору «Налогообложение» не произойдет. Работа с Минтруда в этом направлении проводится. Но поскольку снижение отчислений связано с уровнем пенсионного обеспечения, для решения данного вопроса требуется взвешенный подход.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter