Фирменная упаковка – не гарантия от подделки

ПО КОЛИЧЕСТВУ автомобилей на 1000 жителей наша республика уверенно лидирует в СНГ и уже оставила позади такие развитые европейские государства, как Венгрия, Польша, Чехия, Словакия. На начало этого года официально зарегистрировано почти 2 миллиона 775 тысяч легковых автомобилей. В теории это означает, что машина есть почти в каждой семье. Интересно, что самым распространенным автомобилем остается работяга «ВАЗ» — порядка 365 тысяч штук. Да, жигулевские «копейки», «четверки», «семерки», «девятки» по-прежнему в строю, чаще всего в сельской местности. Последующие места занимает немецкий автопром — «Фольксваген», «Опель», «Ауди». По сравнению с перестроечным периодом количество машин в Беларуси выросло более чем в 8 раз, а вот сервисное обслуживание и обеспечение запчастями по многим позициям остались в прошлом веке.

Около 50 процентов рынка автозапчастей в республике – нелегальные

ПО КОЛИЧЕСТВУ автомобилей на 1000 жителей наша республика уверенно лидирует в СНГ и уже оставила позади такие развитые европейские государства, как Венгрия, Польша, Чехия, Словакия. На начало этого года официально зарегистрировано почти 2 миллиона 775 тысяч легковых автомобилей. В теории это означает, что машина есть почти в каждой семье. Интересно, что самым распространенным автомобилем остается работяга «ВАЗ» — порядка 365 тысяч штук. Да, жигулевские «копейки», «четверки», «семерки», «девятки» по-прежнему в строю, чаще всего в сельской местности. Последующие места занимает немецкий автопром — «Фольксваген», «Опель», «Ауди». По сравнению с перестроечным периодом количество машин в Беларуси выросло более чем в 8 раз, а вот сервисное обслуживание и обеспечение запчастями по многим позициям остались в прошлом веке.

«Вам Турцию или оригинал?»

Эту фразу слышал хотя бы раз каждый, у кого есть автомобиль. Многие до сих пор верят тому, что все качественное и дорогое — это оригинал, а все остальное — Китай или Турция. На самом деле все намного сложнее. Сегодня потребителю трудно разобраться во множестве марок запчастей. Это раньше все было понятно:  мы знали, что BOSCH — это Германия, а KAYABA — Япония. С распространением технологий маркетинга стало почти невозможно ориентироваться в резко возросшем количестве брендов: покупатель перестал понимать, кому что принадлежит и какого качества та или иная продукция. На вид все запчасти одинаковы, отличия есть только в упаковке и цене. Поди разберись…

И вот тут-то, делая покупку, есть немалый риск получить настоящую «бомбу», которая непременно взорвется в самый критический момент. По утверждению экспертов, самые серьезные автомобильные аварии происходят именно из-за технических неисправностей автомобилей, а точнее, из-за некачественных автозапчастей. И пусть доля аварий, случившихся по этой причине, относительно невелика, по данным ГАИ, около трех процентов от общего количества ДТП, их последствия всегда страшны.

Тем не менее машины регулярно требуют ремонта. Причем не только плановой замены фильтров, масла, тормозных колодок, но и более сложного. В связи с этим рынок автозапчастей растет стремительными темпами. По некоторым оценкам, его емкость в нашей стране составляет сегодня около трех миллиардов долларов. Хотя многие эксперты считают и эту внушительную цифру заниженной.

Столь солидный рынок с миллиардными оборотами, естественно, привлекает к себе повышенное внимание. Это и налоговые органы, которые вправе рассчитывать на серьезные поступления в бюджет от уплаты различных пошлин, и бизнес, который видит здесь привлекательную сферу для выгодного вложения капитала, и покупатель, для которого качество приобретаемых деталей, без преувеличения, является зачастую вопросом жизни и смерти.

Риск в общем-то неудивительный. Эксперты считают, что говорить в полном смысле слова о легальности поставок можно лишь в отношении нескольких крупных компаний-импортеров. Кстати, на их долю приходится около 40 процентов официально поставляемых на белорусский рынок автозапчастей. Остальные 60 процентов делит большое число средних и мелких фирм, не считая индивидуальных предпринимателей и «дядю Петю» из соседнего гаража.

Неучтенная сверхприбыль

Для начала разберемся, откуда в Беларуси появляются запчасти. Автомобильные детали в нашу страну, как правило, поступают по  трем направлениям: из Европы, России и Китая. Из Западной Европы везут немецкие запчасти для подвески и двигателя, моторные масла. Италия и Испания производят гидравлику, элементы тормозной системы. Из Литвы везут «бэушную кузовщину». Из России чаще ввозят детали подвески и так называемые «расходники»: шаровые опоры, прокладки, тормозные колодки. Китай и Турция производят все что угодно: начиная от «кузовщины», стекол, оптики и заканчивая разными мелочами типа лампочек или сальников.

Скажем прямо, далеко не все заинтересованы в легализации поставок. Одни везут запчасти сумками, другие применяют различные схемы доставки достаточно больших партий товара без уплаты таможенных пошлин. Махинации нередко выявляются, но это, как говорится, капля в море.

Впрочем, вот только несколько последних примеров. В пункте пропуска «Каменный Лог» в рейсовом автобусе Каунас—Минск ошмянскими таможенниками изъяты запчасти к автомобилям 134 наименований. По предварительной оценке, их стоимость около 250 миллионов рублей.

У гродненского индивидуального предпринимателя правоохранители выявили партию автомобильных деталей, на которую отсутствовали документы. Выяснилось, что более 80 единиц запчастей были ввезены в Беларусь из Польши мелкими партиями через разные пункты пропуска и предназначались для розничной торговли.

Крупная партия автодеталей, всего более 7600 единиц, изъята сотрудниками Минской региональной таможни в ПТО «Молодечно». По предварительной оценке, их стоимость составляет около 1 миллиарда. 450 миллионов рублей.

Не станем подробно описывать все применяемые ухищрения, дабы не проводить неуместный всеобуч. Но цель ясна — получить максимальную прибыль. Разница от продажи, естественно, кладется себе в карман. Причем оплата часто производится наличными деньгами, минуя кассовый аппарат, либо сознательно указывается заниженная реальная стоимость детали, чтобы предельно уменьшить сумму уплачиваемого налога на прибыль, а вернее, на сверхприбыль. Можно только представить, какие деньги «крутятся» в этом теневом бизнесе ?

По данным Министерства по налогам и сборам, в прошлом году торговцы «серыми» автозапчастями недоплатили в бюджет почти 4 миллиарда рублей! Это на 50 процентов больше, чем годом ранее. Нарушения установлены более чем у тысячи индивидуальных предпринимателей. В результате арестовано товарно-материальных ценностей на 2,1 миллиарда рублей.

Картина маслом

Нарваться на некачественную запчасть сегодня очень просто. Расчет, в первую очередь, делается на некомпетентность абсолютного большинства покупателей. Ведь даже профессионал не всегда с ходу сможет отличить качественную деталь от эрзаца. Обмануть могут на всем — это уже кому как совесть позволяет. Китайский подшипник в броской упаковке пойдет на «ура» по стоимости оригинала.

Кстати, цены на одни и те же запчасти могут отличаться на 15—20 процентов. Это не только из-за места их происхождения, но из-за разных затрат и наглости продавцов. Совсем как в том анекдоте: «Почему такие яйца дорогие? Деньги очень нужны».

Надо сказать и о том риске, которому мы подвергаем себя, приобретая автозапчасти, бывшие в употреблении, или, по-простому, бэушки. Разумеется, речь не о фрагментах кузова либо какой-нибудь мелочевке. При подборе более сложной детали специалисты советуют очень крепко подумать, прежде чем отважиться покупать бэушку. Не случайно ведущие компании-поставщики такими деталями принципиально не торгуют. Как, впрочем, и дешевыми тоже. Потому что качественное, а значит, надежное и долговечное, дешевым по определению не бывает.   

А ведь все сказанное выше — только одна сторона проблемы. Другая связана с сервисом, точнее, с наличием большого количества станций техобслуживания, не имеющих соответствующей лицензии, квалифицированных специалистов, не говоря уже о многочисленных мастерских в гаражах, о чем разговор особый. Корень зла заключается не только в устанавливаемых там произвольных, по сути, расценках, но и в отсутствии всяких гарантий.

В результате получается «картина маслом». Скажем, покупатель приобрел нужную деталь у официального продавца, приехал на СТО, не подозревая, что лицензии у нее нет, там деталь неправильно установили, из-за чего она быстро пришла в негодность. Но на станции ситуацию, разумеется, объяснят иначе: мол, запчасть некачественная. Вот круг замкнулся. Нужную деталь надо покупать снова, и снова платить за установку. Причем одно дело, когда речь идет о какой-нибудь прокладке, и другое — о комплекте, например, сцепления за 300—400 долларов. 

По словам заместителя министра торговли Ирины Наркевич, такой вид бизнеса, как реализация бывших в употреблении автозапчастей, скорее всего, будет существовать и в дальнейшем. Потребитель имеет право выбора — покупать новую деталь или б/у. Но это должен быть бизнес легальный. То есть индивидуальный предприниматель несет ответственность за продажу, включая достоверность информации о деталях. Он обязан выдавать покупателю документ, подтверждающий факт продажи, чего в настоящее время на рынках практически нет.

Положения, реализация которых позволит создать в стране цивилизованную систему продажи автозапчастей с четкой ориентацией на защиту прав потребителей, включены и в проект новой редакции Закона о торговле. Его планируется рассмотреть на осенней сессии парламента.

К 2015 году детали к автомобилям планируется реализовывать только через специализированные торговые объекты, в том числе и в регионах. При организации их в сельской местности малому и среднему бизнесу преференции будут предоставляться в первую очередь. По индивидуальным предпринимателям, которые торгуют на рынках, будет составлен специальный реестр.

По мнению разработчиков документа, официальный ввоз запчастей позволит минимизировать «серые» поставки. Кроме того, чтобы не уронить престиж своей торговой марки, крупные импортеры всегда стремятся держать высокую планку, предлагая только сертифицированные, качественные товары и обеспечивая соответствующий уровень сервиса.

На мой взгляд, оптимальная модель организации рынка автозапчастей функционирует в Германии и ряде других развитых стран. Там существует сеть небольших СТО, которые обслуживают незначительный круг людей, как правило, знакомых, а необходимые детали приобретают у крупных поставщиков. И у нас сегодня некоторые бизнесмены начинают строить СТО и магазины с полным набором услуг. Ибо потребность в этом у населения есть, и потенциальные клиенты будут уходить из гаражей от «дяди Пети» к цивилизованному сервису. Хотелось бы только, чтобы процесс шел все же быстрее.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter