Фиолетовый “февруалий”. Знак верности в любви и оберег от лихих мыслей.

Слово “февраль”, или “февруалий”, пришло к нашим предкам из Византии. Коренное славянское название этого месяца — сечень и снежен, малорусы и поляки называли февраль — лютый. В старинных святцах февраль упоминается с середины XI века. В летописях этот месяц часто фигурирует как свадебный. А на Руси до сих пор старики называют его бокогреем — скотина выходит из хлевов обогревать свои бока именно в феврале. Камни-талисманы февраля — фиолетового цвета: светло-фиолетовый аметист, темно-бурый оникс и фиолетово-сиреневое чудо Сибири — чароит.

Слово “февраль”, или “февруалий”, пришло к нашим предкам из Византии. Коренное славянское название этого месяца — сечень и снежен, малорусы и поляки называли февраль — лютый. В старинных святцах февраль упоминается с середины XI века. В летописях этот месяц часто фигурирует как свадебный. А на Руси до сих пор старики называют его бокогреем — скотина выходит из хлевов обогревать свои бока именно в феврале. Камни-талисманы февраля — фиолетового цвета: светло-фиолетовый аметист, темно-бурый оникс и фиолетово-сиреневое чудо Сибири — чароит.

Пьянству бой!

Главный камень-талисман рожденных в феврале — аметист. Его название переводится с греческого как непьяный. Имя этому минералу дали на основании любопытного, но явно ошибочного мнения: носящий аметист не подвержен опьянению даже при невоздержанности в употреблении спиртных напитков. Мне ближе перевод Плиния-старшего — “подобен цвету хорошего вина”.
А цвет у аметиста пурпурно-фиолетовый, сине-сиреневый, фиолетовый, голубовато-фиолетовый, иногда с красноватым или зеленоватым оттенком и зависит от примесей железа, титана и марганца. Распределение окраски обычно неравномерное — зональное или пятнистое, причем интенсивно окрашенные зоны, как правило, параллельны граням ромбоэдров.
Аметист SiО2 — самый привлекательный из многочисленных разновидностей кварца. Причем привлекает в нем не только интенсивность густоты и оттенков фиолетового цвета, его прозрачность, форма кристаллов, способность обесцвечиваться от солнечного света, свойство восстанавливать окраску от гамма-облучения, но прежде всего его глубокие исторические корни.
Ведь известен аметист человечеству с IX века до н.э. По крайней мере к этому времени относится упоминание самоцвета в древнегреческом Пятикнижии. Упоминает аметист в своих сочинениях “О камнях” и ученик Аристотеля Тиртамос из Эреза. В Индии аметист почитается как один из сильных магических камней, способствующих переходу от одной реальности к другой, от низкого земного материального уровня к высшим бескорыстным силам Бога и Вселенной.
Среднеазиатский ученый-энциклопедист Абу-Райхон-Беруни в своей знаменитой “Минералогии” писал: “Знатоки говорят о пьющих из аметистовых чаш, будто они медленно пьянеют”. Аметистовые сосуды обнаружены в захоронениях Древнего Египта. Видимо, они были неотъемлемой частью какого-то посмертного ритуала. Скарабеи, найденные в гробнице Тутанхамона, вырезаны не только из лазурита, но и из аметиста.
Вообще этот самоцвет был одним из самых популярных во все века и у всех народов. На Руси аметист называли “вареником” или “амефистом”, и ценился он вровень с рубином. В старинных русских книгах писали, что “сила этого камня такова: пьянство отгоняет, мысли лихие удаляет, добрым разум делает и во всех делах помощен. А еще кто этого камени изопьет, то неплодного плодным делает и окорм часит, воинских людей от недугов оберегает и ко одалению приводит, и к ловлению зверей диких и птиц добре есть помощен”.

В епископском сане

Аметист — излюбленный камень служителей церкви. Им украшены иконы, алтари, кресты и панагии, одежда священников. При посвящении в сан кардинала вручалось кольцо с аметистом, отчего в католических церквах камень этот получил название епископского, или пастырского, а на Руси — архиерейского.
Кстати, русские цари всегда питали особую слабость к драгоценным камням, в том числе и к аметисту. Корона русской царицы Ирины Годуновой была украшена огромными аметистами густого фиолетового цвета, которые чередовались с не менее красивыми голубыми сапфирами.
При коронации Александра I бросались в глаза украшавшие трон четыре аметиста необыкновенной величины и окраски. Камень воздержания и скромности — аметист — украшает икону Успения Божией Матери. Драгоценный золотой оклад Евангелия, украшенный крупными гранеными нежно-сиреневыми аметистами, был изготовлен московскими мастерами в XVII веке и ныне хранится в Оружейной палате Московского кремля.

Исцеляющий душу и тело

Но особую слабость питают к аметисту женщины. Они предпочитают его другим драгоценным камням потому, что согласно поверьям поглаживание кожи аметистом приводит к удалению бородавок, веснушек, родимых пятен, а у взрослых женщин он разглаживает морщины. Кроме того, аметист приносит счастье, покой и благо, укрепляет стойкость против искушений, хранит от дурного глаза и ностальгии, способствует духовному росту, защищает от зла и напастей, предохраняет от злого рока, навевает счастливые и добрые сны, приносит удачу на охоте и в спортивных состязаниях.
Аметист помогает забыть прежнюю любовь и открыть сердце для новой любви, особенно к дарящему, даже в том случае, если принявший дар сам был влюблен в другого. Аметист защищает от чесотки, проказы и других кожных болезней, а также улучшает обмен веществ. При постоянном ношении избавляет от подагры, врачует нервные расстройства, приносит покой и улаживает распри. Полезен от бессонницы, головных болей, желудочно-кишечных и половых заболеваний.
Вода, в которую опущен этот камень, исцеляет от бесплодия. “Если кто из аметистов настой изопьет, это даст неплодным детей, отраву погасит...” — утверждали древние лекари.

Он еще и хамелеон

Вот он каков, главный камень февраля — аметист, окрашенная прозрачная полиморфная разновидность оксида кремния — кварца. Твердость его по 10-балльной шкале Мооса — 7. Он хорошо полируется, шлифуется и ограняется. Вдобавок обладает плеохроизмом, т.е. окраска минерала меняется в зависимости от его ориентации по отношению к углу солнечного света.
Аметисты образуются в гидротермальных низкотемпературных хрусталеносных кварцевых жилах и занорышах — полостях пегматитов в самые поздние стадии их формирования, а также в миндалинах лав. Слагают отдельные кристаллы размером до 25—30 сантиметров друзы, щетки, причем кристаллы представлены, как правило, сочетанием комбинаций гексагональной пирамиды, ромбоида и призмы.
Главные месторождения аметиста представлены зонами минерализованных жил в гранитах и сиенитах (Замбия, Зимбабве, Урал), хрусталеносными кварцевыми жилами в кварцитах и сланцах (Бразилия, Урал) и вулканическими агато-аметистовыми жеодами в базальтах (Бразилия, Уругвай, Аргентина). Аметист встречается также в гранитных пегматитах, железорудных скарнах, различного происхождения россыпях. Последние известны в Африке, Узбекистане, Среднем Урале, Шри-Ланке.
Широкую известность получили уральские аметисты с легким пурпурным оттенком. В них на фиолетовом фоне проскакивают искорки, делающие этот камень особенно ценным. В своей поэме “Дракон” Николай Гумилев отмечает, что “до глубины ночами и днями аметист светился и цвел многоцветными огоньками, точно роем веселых пчел”. По словам В.Севергина, еще в шестидесятые годы позапрошлого столетия именно на Урале в гранитных жилах были добыты лучшие в мире кристаллы фиолетового аметиста, о которых академик А.Е.Ферсман писал: “Аметисты всех других месторождений при искусственном освещении теряют игру, красоту и сочность тона; аметисты Среднего Урала сохраняют свой блеск, а камни Тальяна или Санарки загораются кровавыми отблесками”.
Но не только крупные кристаллы вызывают восхищение, великолепны и лилово-фиолетовые щеточки с кристаллами в 2—3 миллиметра, напоминающие веточки сирени. Особенно красивы аметистовые щетки с месторождения “Мыс Корабль” на побережье Кандалакшской губы Белого моря и месторождения “Иджеван” (Армения). Один из гигантских кристаллов аметиста хранится в Вашингтоне — его вес составляет 1362 карата, а крупнейший ограненный аметист (343 карата) хранится в Лондоне в Музее национальной истории.

Научились выращивать

Природные запасы аметиста, к сожалению, истощаются. Поэтому понятны усилия ученых получить искусственные кристаллы аметиста. Более чем столетние опыты увенчались успехом. В настоящее время аметист выращивается в промышленных масштабах и от природных отличается только более низкой теплопроводностью. В специальных автоклавных печах выращиваются кристаллы бесцветного горного хрусталя или слегка желтоватого (за счет ионов железа) прозрачного кварца, которые после гамма-облучения дают фиолетовый цвет — цвет настоящего аметиста.
Промышленный синтез аметиста из водных растворов кремнезема продлевает жизнь этого удивительного самоцвета. И делают это умельцы из института синтеза минерального сырья ВНИИСИМС, расположенного в городе Александрове Владимирской области России. Ни цветом, ни блеском, ни твердостью, ни красотой синтетический аметист не уступает природному.

В Древней Греции и Риме из аметиста вырезали шкатулки и флаконы. Сейчас он используется в виде бус, ожерелий, брелоков, вставок для колец и серег и особенно красив в сочетании с бриллиантами, изумрудами и сапфирами. Фиолетовые камни, особенно аметист, который, как уже отмечалось, подобен цвету хорошего марочного вина, — лучший подарок в знак верности в любви. К тому же фиолетовые самоцветы отлично снимают стресс, что очень важно в наше неспокойное время.

Среднеазиатский ученый-энциклопедист Абу-Райхон-Беруни в своей знаменитой “Минералогии” писал: “Знатоки говорят о пьющих из аметистовых чаш, будто они медленно пьянеют”. Аметистовые сосуды обнаружены в захоронениях Древнего Египта. Видимо, они были неотъемлемой частью какого-то посмертного ритуала. Скарабеи, найденные в гробнице Тутанхамона, вырезаны не только из лазурита, но и из аметиста.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter