Почему оружие самообороны применяется для нападения

Фингал заказывали?

У нас нельзя купить огнестрельное оружие для самообороны. 
А вот пневматическое продается едва ли не на каждом рынке, идет бурная интернет-торговля. И как следствие — довольно часто в криминальных хрониках мелькают эти, казалось бы, безобидные “игрушки”. Только последствия от такой стрельбы порой бывают страшные. И на курок все чаще нажимают не для того, чтобы защититься от хулиганов в темной подворотне.


Вещевой рынок. Будний день. По легенде, оружие требуется отцу, которого на даче одолели бродячие коты, собаки и вороны. Пневматика должна быть мощной, чтобы не просто напугать, а отвадить незваных гостей навсегда. Красочные стенды с изображениями всевозможных пистолетов и ружей расположены на центральной “аллее” рынка и видны издалека, продавцы не прячутся, все легально.

Торговец на просьбу показать “что-нибудь солиднее” сначала спросил, не из милиции ли я, а затем предложил зайти в каморку: “Вы же знаете закон, не так ли? Официально ничего мощнее этих “пукалок” у меня нет, но могу продать”. Вот такая закавыка.

Для наглядности продавец показывает две одинаковые коробки с ижевскими винтовками. Внешне ружья выглядят идентично. В паспортах на оружие одинаковые характеристики — дульная энергия не более 3 Дж. На деле же один из образцов таит в себе некоторые конструктивные изменения, увеличивающие мощность в разы. “По документам я вам продаю обычное ружье, а затем умываю руки. Что вы с ним якобы сделали в домашних условиях, меня не касается”, — ставит он условия. “А что по пистолетам? Есть что-нибудь стоящее?” — “Есть с дульной энергией 8, 10 и 14 джоулей. Но по документам они проходят как обыкновенные... ” Вот так.

Причем точек меньше не становится, хотя только в этом году за нарушение правил реализации у продавцов конфисковано более 300 пневматических “стволов” и возбуждено 4 уголовных дела.

В законе под формулировкой “оружие самообороны” перечисляются газовые баллончики и электрошокеры. Купить их можно где угодно: хоть в магазине, хоть на рынке — для этого не нужно разрешение. Газовый пистолет можно приобрести только с разрешения милиции. Однако ленты новостей продолжают пестрить выстрелами. И наибольшую опасность здесь таит оружие пневматическое, которое по закону предназначено не для самообороны, а для улучшения навыков стрельбы.

Недавно в Бресте школьник открыл пальбу по своим сверстникам. К счастью, обошлось без жертв, ограничилось “фингалами” на теле. А если бы в глаз?.. В начале этого месяца двое братьев из Минска обстреляли и ранили сторожа на строительном объекте. В Бобруйске местный житель ворвался в квартиру к своему знакомому и разрядил в него обойму пистолета, а затем стал отстреливаться от прибывших на место происшествия работников милиции.

Во всех перечисленных случаях фигурировала пневматика, которую можно купить без всяких справок и лицензий. Более того, используемые “воздушки” вообще не подпадают под определение оружия, а относятся к “конструктивно сходным с пневматическим оружием изделиям”. О том, что за хулиганство с такими "игрушками" можно получить до трех лет лишения свободы, никто не знает. Равно как и о том, что милиция в подавляющем большинстве случаев подобные инциденты выявляет (с начала года за незаконные действия с помощью пневматики составлено около 70 протоколов).

Всю пневматику у нас принято делить на три группы в зависимости от мощности, говорит начальник отдела лицензионно-разрешительной работы управления профилактики МВД Беларуси Андриан Кохнович. Оружие с дульной энергией более 7,5 джоуля причисляется к спортивному и охотничьему, требует от покупателя наличия документов о занятии спортом либо государственного удостоверения на право охоты, медицинской справки о состоянии здоровья с обязательным заключением нарколога и психиатра.

То, что мощностью 3—7,5 джоуля, официально продается лишь в специализированных магазинах по предъявлении паспорта и налагает на владельца ряд ограничений. 

Но в законодательстве есть одно “тонкое” место: “воздушки” мощностью до 3 джоулей, которые продаются с лотков на рынках и толкучках, считаются... так, мелочью. Теоретически из такого пистолета не то что убить, а просто серьезно травмировать никого почти невозможно.

На практике же продавцы, прикрываясь “безделушками”, из-под полы готовы продать и кое-что поубойнее.

Набираю в интернет-поисковике ключевую фразу “Увеличение мощности пневматического пистолета” и пожалуйста — сделать это не составляет труда. А потом владелец такой “игрушки” выпьет бутылку водки и возомнит себя ковбоем.

При защите своей жизни, конечно, все способы хороши. С этим сложно поспорить. Однако в этом вопросе не все однозначно. 

Когда в Минске заката СССР юноша заступился за свою девушку — одного хулигана убил, а несколько были ранены, — многие заговорили о том, что оружие для самообороны все-таки сдерживающий фактор для преступников. А законопослушный гражданин чувствует себя с оружием явно спокойнее. Но здесь есть и обратная сторона медали — такого свободного оборота огнестрельного оружия, как, например, в США, у нас нет. Если полностью отпустить оружейный рынок, многие конфликты в быту, которые сегодня заканчиваются синяками и ссадинами, вполне могут перейти в стрельбу на поражение.

То, что сегодня разрешено, — газовый баллончик и электрошокер. Но они хороши против бродячей собаки или драчуна, а вот банду грабителей остановят не всегда. Если же хулиганы в темном переулке будут точно знать, что на неадекватную попытку “стрельнуть” сигарету прохожий может стрельнуть и кое-чем опаснее капли никотина, случаев нападения станет меньше. С этим согласны, пожалуй, все.

Однако оружейная проблема не так проста, как кажется. У нас приняты жесткие правила относительно того, кто и какие может купить “стволы”. Они, как правило, не предназначены для самообороны. Но главная-то цель — сделать жизнь граждан безопаснее. Конечно, этим на высоком уровне занимаются милиция, Следственный комитет, суды. Но иногда бывают ситуации, когда человеку приходится рассчитывать только на себя. И здесь даже “хлопки” из пневматики могут сыграть решающую роль. Однако сегодня такие выстрелы если и звучат, то зачастую в беззащитных людей. 

Мнения


Игорь Басинский, советский и белорусский стрелок-пистолетчик, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр:

— Иметь при себе оружие с целью самообороны — вполне нормальное явление и может быть только полезным. Ведь бандит, нападающий на мирных граждан, идет на дело не с каким-то газовым баллончиком, а с пистолетом. И какой шанс выстоять против такого агрессора имеет среднестатистический прохожий, пусть он даже знает приемы каратэ не хуже Брюса Ли? Никакого!

Что касается возможного введения запрета на пневматику, то это мало что решит. Появится черный рынок, и ситуация станет неконтролируемой. Это хорошо, что есть выбор средств самообороны. Но дальнейшей легализации оружия должна предшествовать, так сказать, теория. Нужно открывать курсы по обучению стрельбе, ведь даже самый крутой пистолет в руках неумелого человека вполне может обернуться бедой.

Роман Чернецкий, старший преподаватель Академии МВД, магистр юридических наук, подполковник:

— Зачем вообще нужно оружие? Если бы у нас процветал криминал, милиция не справлялась с возложенными на нее функциями, то граждане имели бы полное право потребовать средства самообороны. Но криминогенная обстановка в стране одна из самых спокойных в мире. От кого обороняться? 

Да и отношение людей друг к другу в обществе, где каждый может вооружаться как хочет, нельзя назвать здоровым. Яркий пример — Соединенные Штаты Америки, где популяризируется право владения персональным арсеналом. Недавно полицейские застрелили 12-летнего мальчика, который играл с игрушечным пистолетом. Чуть ранее чернокожего подростка постигла та же участь только за то, что он держал руки за спиной и дерзко говорил со стражами правопорядка... Полицейские посчитали, что ребята вооружены, а значит, опасны. Если мы хотим, чтобы и у нас так накалилась обстановка, давайте позволим всем желающим запасаться оружием!

muravsky@sb.by

Советская Белоруссия №227 (24608). Пятница, 28 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter