«Финансы не терпят сослагательного наклонения…»

КРУ  Минфина  не  благотворительное  общество:  здесь  строго  спрашивают  за  каждый  истраченный  государственный  рубль

КРУ  Минфина  не  благотворительное  общество:  здесь  строго  спрашивают  за  каждый  истраченный  государственный  рубль 

«К нам едет ревизор» — с гоголевских времен эта фраза вызывает все тот же благоговейный трепет. Их по-прежнему боятся, их недолюбливают, их уважают. И есть за что. От наметанного глаза ревизора не укроется ни одна хитроумная финансовая схема: приписки, откаты, двойная бухгалтерия, «потемкинские деревни» или путаные оффшоры – все равно найдут, вернут, оштрафуют. И это в лучшем случае: по результатам проверок каждый год с должностей снимают чиновников различного ранга, заводят и передают в суд уголовные дела, выставляют иски на суммы с семью-восьмьюзначными цифрами… На всю Беларусь таких специалистов всего 350, но этого вполне достаточно, чтобы надолго лишить сна растратчиков бюджетных средств в столице, областях и районах. 

Пятьдесят – именно столько лет исполняется сегодня Главному контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов Беларуси.
Об издержках работы, громких уголовных делах последнего времени и классических схемах «Р» рассказал начальник управления Вячеслав ВАСИЛЕНКО.  

— Действительно, ровно полвека назад Совет Министров БССР своим постановлением создал в составе Минфина республики это управление. Точнее, не создал даже, а преобразовал. Мало кто знает, что еще до войны и потом, вплоть до 1956 года, эти функции были возложены на аппарат Главного контролера-ревизора КРУ Минфина СССР по БССР. Но пришло время, система претерпела изменения — и на долгие годы наши предшественники стали, по сути, единственным вневедомственным органом, отслеживающим финансовую деятельность учреждений, организаций и предприятий в стране. 

— Так было. Сегодня в Беларуси государственный надзор за расходованием бюджетных средств и порядком их уплаты в казну  представлен более чем полно: Комитет государственного контроля, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет… Какое место в этой цепочке занимает ваше управление?

— Наше предназначение – контроль за целевым использованием бюджетных средств во всех сферах: здравоохранении, образовании, культуре, жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д. Кроме того, ревизии по постановлениям правоохранительных органов и надзор за ведомственным контролем. Только за прошлый год – 12 с лишним тысяч проверок, около 30 миллиардов рублей выявленного ущерба, недостач, хищений и прочих незаконных расходов. Почти 3 тысячи должностных лиц привлечены к ответственности, материалы по 601 делу переданы в правоохранительные органы. 

— Вячеслав Александрович, если не секрет, какие ведомства и организации попали в «черный список» КРУ Минфина?

— Никаких «черных» или «белых» списков у нас нет. Нет и секретов. Однако есть ряд министерств, которые из года в год нарушают финансовую дисциплину и (с переменным успехом) формируют пятерку «лидеров» по суммам недостачи, нецелевого использования госсредств или их прямого хищения. По итогам 2005 года, это организации системы Минжилкомхоза (8 миллиардов рублей), Минсельхозпрода (5), Минобразования (1,8), Минкультуры (1,1) и  Минстройархитектуры (1 миллиард рублей). 

— Какие самые распространенные схемы злоупотреблений?

— Основных четыре. Это приписки и завышенная стоимость ремонтно-строительных работ, необоснованно высокая цена на оплату коммунальных и иных услуг, грубые нарушения в начислении заработной платы и хищения бюджетных средств. Дальше — всевозможные вариации на ту же тему… Тендерные торги сфабрикованы, сумма отката заранее известна. Списанные стройматериалы получают по цене новых, вместо трех деревянных окон в смете значатся двадцать, и уже ПВХ. Средства, отчисляемые жильцами на капремонт жилфонда, используются для расчета с поставщиками, ГСМ и запчасти списываются без учета существующих норм пробега. Бывают и неординарные случаи. Например, в некоторых хозяйствах Витебской области в прошлом году выплачивали премии за лучшие результаты в растениеводстве, животноводстве и льноводстве. Итоговая сумма – 7,6 миллиона рублей. Документального подтверждения этих самых результатов ревизоры так и не получили… Рабочие одного из строительных трестов столицы летают в командировки самолетами бизнес-класса – бухгалтерия в нарушение постановления Минтруда возмещает им почти двухмиллионные затраты. Директор одного из районных домов культуры берет в штат аккомпаниатора ансамбля танца, режиссера и сторожа парка и выплачивает им почти четыре миллиона рублей заработной платы. Проверка показывает: с начисленным жалованьем проблем нет. Вот только людей этих не существует в помине. Мертвые души в лучших традициях жанра.     

— Несколько слов о ревизиях, которые вы проводите по поручениям и предписаниям правоохранительных органов. Какие дела стали наиболее заметными в минувшем году?

— Как правило, это частные структуры, которые не подчинены системе ведомственного контроля. Зачастую предварительная информация о финансовых махинациях у следователей уже есть. Мы лишь помогаем распутать криминальный клубок до конца и показываем схемы, по которым отмывались деньги. Так, директор одного гомельского иностранного предприятия пытался незаконно легализовать около 700 тысяч долларов через несуществующие фирмы на Кипре и в Швейцарии. Возбуждено уголовное дело. Еще один директор гомельского ООО уже отбывает наказание за преднамеренное завышение стоимости выполненных работ. При строительстве автозаправочной станции заказчика (РУП «Белоруснефть») пытались обсчитать на 245 миллионов рублей. Приговор суда: четыре года с конфискацией. Что еще? Почти 143 миллиона рублей выручки «забыла» оприходовать бухгалтерия одной из бобруйских автомобильных школ, более 380 миллионов списало на несуществующий спортинвентарь общественное объединение при одном минском банке. И так далее.  

— Самое сложное дело последних лет?

— Наверное, проверка ЗАО «Евроопт», начатая по распоряжению Государственного секретаря Совета Безопасности Беларуси в октябре 2003 года. Комплексная ревизия, проведенная нами и другими котролирующими органами, длилась более полутора лет и выявила серьезные нарушения: общая сумма нанесенного ущерба превысила 6 миллионов долларов. Два с половиной миллиона возместили. Ряд должностных лиц ЗАО позже привлекли к уголовной ответственности. Досконально изучить пришлось несколько десятков томов  бухгалтерских отчетов, ревизоры работали по 12 часов… Благодарность Совета Безопасности и поощрение членов рабочей группы – заслуженная награда за профессионализм. 

— Издержки профессии…

— Честно скажу, иной раз чисто по-человечески понимаешь того же председателя СПК, прораба или директора фирмы. «Еще бы полмесяца, и мы бы перечислили деньги на счет…» «Если бы не посевная, мы бы никогда не…» Но закон есть закон, КРУ Минфина не благотворительное общество, и потому мы всегда работаем по факту. Финансы не терпят сослагательного наклонения.              

На снимке: Вячеслав ВАСИЛЕНКО, начальник Главного контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Беларуси. 

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

l За 5 месяцев 2006 года КРУ Минфина провело около 2000 ревизий и проверок. 

l Их результаты – факты нецелевого использования бюджетных средств более чем на 5 миллиардов рублей. 

l Сумма взысканных санкций за допущенные нарушения – более 1,5 миллиарда рублей. 

l К административной ответственности привлечено почти 500 должностных лиц, к дисциплинарной и материальной – более тысячи).  Общая сумма штрафов – 90 миллионов рублей. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter