В Парламенте состоялось «нулевое» чтение проекта бюджета-2020

Финансы и балансы

Рост расходов на социальную сферу, а также неукоснительное следование формуле «жить по средствам» — вот, пожалуй, главные посылы обсуждаемого сейчас проекта госбюджета на следующий год. Вчера в Овальном зале Парламента депутаты совместно с членами Правительства провели так называемое «нулевое» чтение законопроекта «О республиканском бюджете на 2020 год». Равнодушным документ никого не оставил: депутатов интересовали самые различные вопросы, начиная от роста цен на топливо и уплаты госпошлины за участие в дорожном движении и заканчивая темой госдолга страны. Правительство ответило на все честно и без прикрас.


В самом начале обсуждения законопроекта председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко еще раз напомнил основную особенность бюджета-2020: он становится более социально ориентированным. 

— В числе приоритетных направлений расходов государства — повышение благосостояния граждан, поддержка многодетных семей. Мы должны также учитывать то, что обсуждаемый бюджет должен заложить основу для старта новой пятилетки в 2021 году, а в перспективе — выход на запланированный уровень ВВП в размере 100 млрд долларов в 2025 году.

Премьер-министр Сергей Румас также расставил некоторые акценты в своем выступлении. Так, главными принципами бюджета на следующий год остаются сбалансированность, социальная направленность и неизменное следование формуле «жить по средствам». В частности, проект бюджета сформирован с учетом поручения Президента по снижению объемов государственной поддержки и увеличению удельного роста расходов на социальную сферу. Напомним, проект республиканского бюджета сверстан исходя из базового сценария развития экономики. Он предполагает рост ВВП на уровне 101,9 процента, цену на нефть — 60 долларов за баррель, ставку рефинансирования в 9,5 процента и уровень инфляции в пределах 5 процентов. Касаясь вопроса достижения уровня ВВП в размере 100 млрд долларов к 2025 году, Премьер-министр признался: задача непростая, решение ее требует структурных изменений. При этом в ближайшее время Правительство совместно с Нацбанком подготовит план системных мер для ускоренного развития экономики. 

Во время обсуждения.

Министр финансов Максим Ермолович уделил немало внимания теме госдолга. По его словам, сам по себе он не является критичным. 

— Одной из приоритетных задач бюджетной политики является поэтапное снижение уровня госдолга. По состоянию на 1 октября долг органов госуправления сложился на уровне 36 процентов к ВВП. Сам по себе размер долга страны не является критичным. Риски формируют напряженные в среднесрочной перспективе графики платежей по государственному долгу. Уже в 2020 году нам необходимо погасить в эквиваленте шесть миллиардов рублей, 97 процентов — это платежи в иностранной валюте. Будет продолжена политика по ограничению рефинансирования государственного долга: мы стремимся как минимум четверть платежей погашать недолговыми источниками.

Отвечая на вопросы, представители Правительства сделали ряд важных заявлений. В частности, Сергей Румас успокоил тех, кто переживает по поводу возможного роста цен на топливо:

— Правительство будет придерживаться той же политики повышения цен на топливо в случае, если будет расти цена на нефть или изменяться курс белорусского рубля к доллару. На сегодня предпосылок, что мы будем повышать цены на топливо, нет. 

А Максим Ермолович обратил внимание на то, что найти альтернативу дорожному сбору как источнику наполнения дорожного фонда пока не удалось:

— Мы видим: как ни тяжело, но дорожный фонд наполняется. Правительство предлагало сохранить действующую систему уплаты госпошлины и усилить контроль за уплатой этой пошлины. Мы понимаем, что значительная часть населения пошлину не платит. Другого источника, чтобы профинансировать расходы по дорожному строительству как республиканского, так и местного уровня и исполнять обязательства по внешним займам, которые привлечены на модернизацию основных магистралей в стране, у нас нет. Альтернативы этому сбору у нас нет. Залезать в социальные расходы, чтобы поддерживать транспортную инфраструктуру, неправильно и несправедливо.

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter