Минск
+6 oC
USD: 2.05
EUR: 2.26

Сколько заработаем и на что потратим деньги из госказны в будущем году

Финансовые ориентиры

Грамотно сверстать бюджет, чтобы никого не разочаровать и при этом не «вылететь в трубу», даже в семье бывает непросто. Что уж говорить о масштабах государства. Ведь зачастую в финансовые расчеты вмешиваются невидимые режиссеры, в роли которых выступают и цены на нефть, и валютные курсы, и торговые войны, и множество других факторов. Повлиять на них очень сложно, под них можно только подстроиться. В том числе и поэтому, верстая республиканский бюджет — 2020, Правительство, конечно же, держало в уме утвержденные Президентом прогнозные показатели социально-экономического развития на следующий год (они, в частности, предусматривают рост экономики на 2,8 процента). Но к бюджетным расчетам подошли более осторожно и за основу взяли базовый сценарий с экономическим ростом в 1,9 процента. Логика проста: ведь если экономика будет расти более быстрыми темпами, то появятся и дополнительные доходы. А им всегда проще найти применение, нежели думать, как и чем «залатать дыры». Иными словами, в Правительстве руководствуются простой житейской истиной о том, что жить надо по средствам. При этом государство не отказывается от выполнения своих социальных обязательств. Более того, расходы на социальную политику будут расти. В этом видится ключевой посыл главного финансового документа, который сейчас активно обсуждается в Парламенте и на этой неделе прошел так называемое нулевое чтение.


Зарплаты станут выше

Итак, проект бюджета-2020 сверстан, исходя из темпов роста экономики в следующем году на уровне 101,9 процента, среднегодового курса белорусского рубля к доллару — 2,2447, цены на нефть — 60 долларов за баррель и инфляции, не превышающей пяти процентов. Среднегодовая ставка рефинансирования прогнозируется на уровне 9,5 процента. Формирование бюджета при таких условиях позволит гарантированно и в полном объеме обеспечить финансирование принятых бюджетных обязательств. Главное из них, конечно, своевременная выплата зарплат и пенсий. Министр финансов Максим Ермолович заверил, что средняя зарплата бюджетников в будущем году в номинальном выражении увеличится с 843 до 921 рубля:

— В первую очередь средства будут направлены на повышение зарплат низкооплачиваемым категориям населения. Опережающими темпами планируется увеличить зарплаты педагогов и врачей. Целевой показатель по зарплате в бюджетном секторе на уровне 80 процентов к средней зарплате по стране будет выполнен.

Кроме того, в бюджете предусмотрены средства на поддержание уровня трудовых пенсий не ниже 40 процентов от зарплат по экономике. Для этого почти на треть будут увеличены субвенции в Фонд соцзащиты населения.

Квартирная очередь будет двигаться быстрее

В проекте бюджета предусмотрены средства на продление финансирования семейного капитала.

— Бюджет прежде всего служит социальной политике и направлен на повышение качества жизни и поддержку многодетных семей. Со следующего года заработает механизм, позволяющий досрочно использовать средства семейного капитала на решение вопросов, связанных с получением платного образования, медицинских услуг, улучшением жилищных условий, — сообщила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Людмила Добрынина.

Кстати, в 2020 году за счет всех источников финансирования будет построено четыре миллиона квадратных метров жилья, из которых не менее 1,2 миллиона — с господдержкой. Для многодетных семей планируется сдать в эксплуатацию более 12 тысяч квартир. Сейчас на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий стоит примерно 37 тысяч многодетных семей. Почти половина из них в этом году заключила договоры на строительство жилья. В Правительстве подчеркнули: деньги, выделенные в бюджете на 2020 год для жилищного строительства, позволят уже в 2021-м до одного года сократить сроки нахождения многодетных семей в очереди на улучшение жилищных условий.
Международные резервные активы Беларуси на 1 ноября, по предварительным данным, составили 9 млрд 193,8 млн долларов (в эквиваленте). За октябрь золотовалютные резервы выросли на 362,9 млн долларов. Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики на 2019 год объем международных резервных активов на 1 января 2020 года прогнозировался в размере 7,1 млрд долларов

Альтернативы дорожному сбору нет

Планируется, что доходы республиканского дорожного фонда в 2020 году составят 616 миллионов рублей. Почти наполовину он будет сформирован из средств дорожного сбора. Деньги, поступающие от взимания госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, направляются на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт республиканских автодорог. Предполагается также, что они пойдут на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам, выданным на строительство второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска. Напомним, что с прошлого года в стране обсуждается вопрос о возможном изменении подходов к взиманию госпошлины. В частности, предлагается вариант, при котором автовладелец может сам выбирать, на какой срок «купить» право использования дорожной сети. Ведь далеко не все пользуются автомобилем в зимний период. По словам Максима Ермоловича, Правительство предлагало сохранить действующую систему уплаты государственной пошлины и усилить контроль за ее уплатой:

— Мы понимаем, что значительная часть населения пошлину не платит. Другого источника, чтобы профинансировать расходы по дорожному строительству как республиканского, так и местного уровня и исполнять обязательства по внешним займам, которые привлечены на модернизацию основных магистралей в стране, у нас нет. Альтернативы этому сбору у нас нет. Брать социальные расходы, чтобы поддерживать транспортную инфраструктуру, неправильно и несправедливо по отношению к работникам бюджетной сферы. Это будет приводить однозначно к снижению качества бюджетных услуг.

Что же касается цен на топливо, то предпосылок для их роста сейчас нет, полагают в Правительстве. Но здесь многое зависит от того, как поведут себя стоимость нефти и курс белорусского рубля к доллару.

Долг платежом красен

Специфика бюджета-2020 в том, что он будет дефицитным. Сказалось влияние налогового маневра, реализуемого в Российской Федерации в нефтяной сфере, и ряд других факторов.

— Общий объем потерь доходов бюджета в 2020 году оценивается в 1,9 миллиарда рублей. Сокращаются вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты и поступления средств от так называемой перетаможки российской нефти, — объяснил первый заместитель министра финансов Юрий Селиверстов.

Частично, в объеме порядка 340 миллионов рублей, выпадающие доходы будут компенсированы за счет уже реализованных в этом году мер бюджетной консолидации. Недостающие средства будут брать из других источников, помимо запланированных статей доходов. Это могут быть остатки бюджета прошлых лет, внешние займы, средства от возврата ранее выданных бюджетных ссуд и гарантий Правительства. Кроме того, с учетом гармонизации законодательств в Евразийском экономическом союзе предполагается увеличение ставок акцизов на крепкие алкогольные напитки и табачные изделия.

— Одна из приоритетных задач бюджетной политики — поэтапное снижение уровня госдолга, — подчеркнул Максим Ермолович. — По состоянию на 1 октября 2019-го долг органов госуправления сложился на уровне 36 процентов к ВВП. Сам по себе размер долга страны не является критичным. Риски формируют напряженные в среднесрочной перспективе графики платежей по государственному долгу. Уже в 2020 году необходимо погасить в эквиваленте 6 миллиардов рублей, 97 процентов — это платежи в иностранной валюте. Будет продолжена политика по ограничению рефинансирования государственного долга. Мы стремимся как минимум четверть платежей погашать недолговыми источниками.

В целом республиканский бюджет на 2020 год направлен на сохранение макроэкономического равновесия и концентрацию ресурсов на тех направлениях, которые способны дать ощутимый экономический эффект. Это закладывает основу для старта новой пятилетки в 2021 году и выход в 2025-м на запланированный уровень ВВП в 100 миллиардов долларов.
Профицит республиканского бюджета в январе — сентябре 2019 года составил 2,7 млрд рублей.

 konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3
Загрузка...