Согласно новому закону, издательские дома должны получать вознаграждение не только за повторное использование своих текстов, но даже их частей (их еще называют сниппетами), которые появляются, например, в Google News. Контраргумент Гугла: посещение исходных страниц тех самых издательских домов снизится, если сниппеты не показывать в результатах поиска. Показывать или не показывать — решать Гуглу.
Теперь Google, YouTube и подобные компании (их много, но у гигантов куда больший охват аудитории, поэтому и считается, что новый закон направлен в первую очередь против них) должны заключать договоры с творцами (певцами, музыкантами, режиссерами) и остальными создателями контента — не столько, чтобы демонстрировать их продукцию (это и сейчас происходит без всяких договоров), сколько для того, чтобы выплачивать им авторское вознаграждение (а вот это происходит значительно реже). Контраргумент гигантов: заключить договоры со всеми физически невозможно. Это хорошо, если творец известный и его представляет большая компания, с которой можно вести дело. А если это начинающий артист, представляющий сам себя и для которого — кстати! — сеть может оказаться чуть ли не единственным путем к известности и славе, которые потом приведут к большой компании, с которой уже захочет иметь дело интернет-гигант? У начинающих теперь будет меньше шансов пробиться — это факт.
Новый закон говорит: теперь интернет-гиганты несут всю полноту ответственности за соблюдение авторских прав. То есть если какой-либо пользователь «зальет» новый клип какой-нибудь группы на YouTube, а YouTube не проверит, соблюдены ли при этом авторские права и выплачены ли роялти, то виноват будет (и штрафы платить, если что) YouTube или любой другой сайт, который разместит видео, аудио или другую информацию без авторского договора и вознаграждения.
Что сделают интернет-гиганты, чтобы избежать ответственности, исков и штрафов? Правильно: начнут фильтровать — нет, не базар, а то, что «заливается» на их страницы. Фильтры такие (Upload Filter) есть, они дорогие (не все сайты могут себе позволить) и несовершенные. Они не видят разницы между оригинальным текстом/изображением и пародией, например. Прощайте, мемы.
Накануне голосования в Европарламенте во многих странах прошли акции протеста. Люди в 40 городах Германии, в Швеции, Польше, Австрии, Португалии и даже не входящей в ЕС Швейцарии вышли на улицу под лозунгом «Спасите наш интернет!», уверенные, что от фильтров, направленных на защиту авторских прав, до цензуры один шаг. В некотором смысле их услышали: против закона проголосовали 278 депутатов, но он все равно принят — 348 проголосовали за. Интернет, нравится им это или нет, будут фильтровать. Изменения вступят в силу после того, как их одобрят все страны — члены ЕС, у которых будет два года на то, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с общеевропейской Директивой.
plesk@sb.by