Умения выполнять работы по дому — не просто набор навыков, а особое мировоззрение

Философия учителя труда


Для начала вопрос, как говорится, на засыпку: может ли набор деревянных шахмат либо, скажем, обыкновенная табуретка быть произведением искусства? Не торопитесь говорить нет. Может!

Если, конечно же, это дело золотых рук учителя трудового обучения из Волковыска Петра Окулика и его юных воспитанников.

Лайфхаки для гиков

Увиденное впечатляет. Ребята под чутким руководством Петра Михайловича терпеливо изготавливают своими руками сувениры, полезные в быту вещи и просто красивые предметы. Вот двухметровый дракон из дерева — изделие столь детально «прорисовано» лобзиком, что, кажется, имеет свой характер и нрав. Рядом — корзинка для фруктов. Чуть по­одаль расположились колоритные вазы и шкатулки. Однако предметом особой гордости является расположенный в уютном школьном дворе фрегат под алыми парусами.

У Петра Окулика и его дружной команды единомышленников планов, как говаривал популярный пролетарский поэт, громадье. А на вопрос, что послужило толчком для того, чтобы процесс трудового обучения в СШ № 5 шагнул далеко за рамки учебной программы, мой собеседник отвечает обстоятельно и с присущим ему юмором:

— За свою долгую и весьма насыщенную событиями жизнь я многое повидал. И в море ходил, и на суше служил. Но скажу прямо: работой для души считаю нынешнюю. Есть дети с открытым сердцем — они податливы, как пластилин, и внимают каждому сказанному тобой слову. Есть и колючие, будто кактус. И к каждому нужно найти индивидуальный подход. Методом проб и ошибок ребята учатся познавать древесину. Заодно и усидчивость развивается. Современная ведь детвора какая? Как я частенько говорю — лайфхаки для гиков! Любят, чтобы все вокруг ярко сверкало и крутилось-вертелось. В итоге гаджет зачастую заменяет им и купание в водоеме, и футбол на свежем воздухе, и общение с лучшими друзьями. Поэтому я и стараюсь обратить их в свою веру. Вроде бы получается: для реализации задумок нужно не так уж много — природные материалы, креативные идеи да умелые руки в придачу.

Поет, рисует и пишет стихи

Буквально получаса общения с Петром Михайловичем хватило, чтобы понять: есть области, где он обладает поистине энциклопедическими знаниями. В первую очередь это, конечно же, касается вопросов трудового обучения школьников. А еще учитель из Волковыска прекрасно поет, неплохо рисует, вдохновенно пишет стихи и прозу. Настоящий фанат своей профессии, он считает, что мужчина должен уметь все:

— Думаю, что мальчишки, каждый из которых через не столь уж большой срок станет главой семьи, сызмальства должны уметь аккуратно забить гвоздь, грамотно прикрутить люстру, спилить старое и посадить молодое дерево, починить розетку и подтекающий бачок унитаза, пришить оторвавшуюся пуговицу и много другое. Если хотите, это определенная философия, особое мировоззрение, а не просто набор умений и навыков. Точно так же, как игра на скрипке: не просто взял смычок, обработал его канифолью и стал водить по струнам. Это отдельный мир! Мир творчества и вдохновения.

Петр Михайлович — человек открытый и предельно откровенный. И он искренне считает, что молодым людям уроки труда важны не менее, чем, скажем, алгебра либо география. И долго с жаром эмоций это доказывает. А затем в качестве очередного аргумента приводит цитату Президента: «Вы их должны научить строгать, пользоваться рубанками, фуганками, долотом, напильником. Покажите, что такое тиски, верстаки и так далее. Вы их научите жить, вы их приспособите к жизни».

Чужих детей не бывает

Петр Окулик — неутомимый экспериментатор. Его манит все новое, и когда руководство Волковысского райисполкома предложило сменить профессию, учитель трудового обучения вновь рискнул:

— Я придерживаюсь такого принципа: лучше жалеть о сделанном, чем о несделанном. Позвали на работу в Дом ремесел — я раздумывал недолго. Согласился! Сразу же открыл рыцарский клуб. Самостоятельно изготавливали копья, щиты, мечи, иные доспехи. Затем открыли там маленькую кузницу одновременно с электроподдувом и раритетными мехами. Появились кружки «Сад и пчелка», лозоплетения и резьбы по дереву. Но… Я не могу без детей. Мне — 61, почти три с половиной десятка лет я отдал ученикам. Откуда такая любовь к профессии? От родителей, ведь все начинается с детства. Мой отец 35 лет был директором Дыхновичской средней школы. Мама — круглая сирота — преподавала там белорусский язык и литературу. ­Хотя школа и маленькая, из нее вышло много больших людей. К примеру, Петр Павлович Матус, член-корреспондент Академии наук Беларуси. Далее, наша школа трижды удостаивалась чести выставляться на ВДНХ СССР. Да, мои родители ушли… Но когда на праздник деревни приехал Петр Павлович, другие почетные гости из Беларуси и России, многие повторяли рефреном: «Спасибо Окуликам за воспитание, за любовь к детям!» У меня сразу же ком в горле и одновременно безмерная благодарность  родителям. Они учили меня, что чужих детей не бывает, что надо любить всех одинаково — без деления их по принципу «свой — чужой».

Учащиеся волковысской средней школы № 5 славятся тем, что в процессе трудового обучения изготавливают сотни поделок, вплоть до деревянного фрегата, который является украшением всего микрорайона.

Собеседник переживает, что есть люди, которые скептически относятся к предмету «трудовое обучение». И вновь приводит весомые доводы:

— Задача педагогов выпустить из школы не биороботов, а людей с разносторонними интересами. Детям часто повторяю: оглянитесь вокруг, все это создано трудом. И еще. Плох тот мастер, который не мечтает воспитать талантливых учеников. А из моих воспитанников 12 человек открыли свое дело, связанное с резьбой по дереву и его обработкой. Разве этого мало?! Ребята превзошли меня, но я ничуть не расстраиваюсь, а горжусь этим. И еще: учителя труда из Волковыска неоднократно побеждали на областных и республиканских олимпиадах. А сформировала эту сплоченную команду Татьяна Ивановна Тысевич из отдела образования райисполкома. Виктор Фоменок, Иван Бойко, Николай Елизар, Юрий Бортник — Мастера с большой буквы.

О патриотизме

Петр Окулик говорит убежденно и очень убедительно:

— Многие, увы, быстро привыкли жить слишком хорошо. Поддавшись чужим эмоциям, стали раскачивать страну. Хотя сейчас, говорят полушутя-полусерьезно, у нас две проблемы — где припарковать свое авто и как похудеть. А были совсем недавно, к слову, совсем другие времена. Моя мама, учась в педагогическом техникуме, за неделю падала в шесть голодных обмороков… Надо ценить и тщательно оберегать то, чего мы достигли.

ДОСЛОВНО

Юрий Ковалевич, директор СШ № 5 Волковыска:

— Я совсем недавно работаю здесь. И хорошо помню, как впервые приехал знакомиться с коллективом школы: первое, что увидел, —  красивые поделки, расставленные на территории учебного заведения. Позже я узнал, что это совместное творчество Петра Михайловича и его учеников. Это человек, который может сделать все что угодно! При этом он обязательно будет привлекать ребят, чтобы они научились чему-то новому. Я вижу, что у Петра Михайловича всегда много идей, главное — найти материалы и инструмент для реализации его задумок, но это уже моя проблема.

Михаил Семак, учащийся 7 «В»:

— Петр Михайлович рассказывает и показывает на личном примере, как нужно работать. Он заставляет нас думать и искать нестандартные решения, учит видеть в обычных вещах прекрасное. Наш учитель всегда доброжелателен, но одновременно требователен.

kozyrev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter