Философия судьбы

Письма из Пекина
Знаете, бывает такое странно–удивительное настроение, когда нестерпимо тянет пофилософствовать. Устроишься поудобнее — и понеслось... Родные глаза таращат: вроде бы только что все было в порядке, а тут — такое... Просто наружу рвется природа, мое даже не второе, а самое что ни на есть первое «я» — я ж по образованию философ. Замечательная по–своему профессия: рот закрыт — рабочее место убрано. Работать можно в любых, для всех остальных профессий совершенно неподходящих условиях.

Не прошло и пяти лет моей жизни в Китае, как я поняла, что самая великая книга всех времен и народов — это И Цзин, Книга перемен. Если бы вы знали, как часто я жалею о том, что в университете сачковала лекции по восточной философии! Это сейчас в качестве зарядки для ума читаю «Историю китайской философии», купленную еще в студенческие годы. Знаете, какая интересная штука: оказывается, китайцы, как и мы когда–то, в каждом древнем учении искали истоки диалектического материализма и оценивали то или иное учение именно под этим углом зрения. Сейчас, конечно, смешно читать, что И Цзин — это в отдельных аспектах практически марксизм–ленинизм–маоизм. Потому что неправда, потому что Книга перемен это нечто гораздо более глобальное — удивительное произведение, вместившее в себя весь мир и его явления.

На Западе и Востоке ко многим вещам подходят совершенно по–разному. Мы (Запад) изучаем мир для того, чтобы его изменить, приспособить под себя, свои нужды, цели и желания. А вот на Востоке и в Китае, в частности, мир изучают для того, чтобы изменить и приспособить себя и свое существование под законы природы, не нарушая их.

Различие в восприятии проявляется буквально во всем. Возьмите хотя бы предсказания судьбы. Христианство считает это грехом — ибо на все воля Божья, а человеку это знать вовсе не обязательно. В Китае совсем иначе — там испокон веков предсказатели судьбы сидят в даосских храмах и гадают всем желающим. Буддизм к гаданиям также относится с пониманием.

Хотите знать — почему? Да все дело в разнице подходов к судьбе. Насчет христианства и Божьей воли я уже сказала. А вот даосизм и буддизм считают, что человек, который занимается постоянным самосовершенствованием, может если и не встать вровень с Богом, то где–то очень близко. А потому цель предсказаний — изменить человека, направить на правильный путь — приблизить к Богу.

Цель китайского воззрения на мир — найти во всем общее, глобальное — в мелком и, казалось бы, с другими не связанном явлении. Запад же ищет различия, а это, уверены на Востоке, ведет к разобщению. Общие принципы легче усваиваются, их легче принять и им легче подчиниться. А если мы проповедуем различия, то кто или что будет критерием оценки? Западный подход ведет к субъективизму, уверены китайские философы, а вслед за ними и я, потрясенная удивительной простотой их мудрости. Нужно найти общее во всем, тогда мир станет понятнее и проще.

Чтобы все это было понятнее, китайцы приводят простые примеры. Например, фамилии. Вы же наверняка знаете, что в сочетании любого китайского имени, к примеру Ли Фэн, первой всегда стоит, пишется и называется фамилия (Ли) и только потом имя. Этому тоже есть объяснение в И Цзин. Самое важное для китайца — сохранение рода, потому что род — это глобальность, это твое место во Вселенной, твоя возможность жить вечно. Мы же, напротив, сначала выделяем свое личное «я» посредством имени и лишь потом обозначаем принадлежность к роду. Таким образом, уверены китайцы, отдельный индивидуум для Запада важнее выживания рода. И, конечно, с восточной точки зрения это в корне неправильно.

Или возьмите арифметические вычисления, которые мы производим каждый день. Китайский принцип — сначала производятся вычисления с большими числами, а потом с малыми. Если что — в большом не ошибешься, это важнее. Китайцы говорят, что западное стремление идти снизу вверх при вычислениях — от сложения малых чисел к сложению больших — ведет к дисбалансу в... экологии. Они уверены, что многие проблемы окружающей среды, с которыми сегодня сталкивается человечество, — прямое следствие точных наук.

Но вернемся к предсказаниям судьбы. Еще одно принципиальное отличие гадателей на Востоке и на Западе — китайцы владеют техникой изменения судьбы. Они говорят, что есть только две точки, которые изменить невозможно, — дата рождения и дата смерти. Все, что между ними, — поддается корректировке. И они знают, как это сделать. Обещали научить. Потом обязательно расскажу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter