Арцём Кавалеўскi, Руслан Найдзен. Акры. Вiзуальна–паэтычны праект. Мiнск, Артыя Груп, 2013.
Для любителей современного искусства это хороший объект для тренировки интеллекта. «Визуально–поэтические конструкции», составляющие сборник, в равной степени содержат послание и от поэта (Ковалевский), и от дизайнера (Найден). Точнее, приглашение к игре. Вот стихотворение «Вясна i пальчаткi»: «Калi ты аголiш свой мезенец, я паверу ў сiлу эротыкi — дотык». После последней строки — отпечаток девичьего мизинца. Опус про сон нужно читать, приложив к книге зеркало. Другое стихотворение о сне прочитать почти невозможно, ибо буковки рассыпаны «взрывом». Рефлексия о весенней улице — с «отражением» строк на «мокром асфальте». На страницах встретишь и упаковку валидола, и билет на шведский поезд... Стихи о Гомере звучат так: «Першы, другi, трэцi, чацвёрты, пяты, шосты, сёмы, восьмы, дзявяты, Гамер». Как прикажете понимать? Авторы долго объясняли мне суть: до Гомера существовали другие великие поэты, только мы их не знаем. Внизу мелким шрифтом приписка: «а адзiнаццаты — Арцём Кавалеўскi». В общем, с объяснениями интереснее выходит. А так авторы предоставили ломать головы читателям. Что ж, любителей ребусов хватает.
Юстейн Гордер. Замок в Пиренеях. Амфора, Санкт–Петербург, 2013.
Норвежский писатель и философ Гордер считается заметным представителем современной интеллектуальной прозы. Что логично вытекает из профессии автора. Впрочем, для эпистолярного романа «Замок в Пиренеях» он берет сюжетную схему прямо из голливудского ужастика. Двое влюбленных, увлеченные друг другом, ночью на горной дороге сбивают своей машиной женщину и в ужасе скрываются с места преступления. Вскоре возвратившись, не находят тела. Паникуют, прячутся, заметают следы, ежеминутно ждут ареста, видят то ли призрак жертвы, то ли ее саму. Не в силах вынести психологического напряжения, расстаются... Чтобы спустя тридцать лет случайно встретиться и завязать переписку, в которой пытаются разгадать, что же произошло на горной дороге и был ли мальчик, пардон, женщина. Их переписка и составила роман. Не правда ли, такое мы уже много раз видели и читали. Отличие же произведения Гордера в том, что его герои очень уж умные. Ну из тех, кто без рефлексий и аллюзий чашки чая не выпьют. В письмах вот эти прозрения и занимают основное место. Мы понимаем, что интеллектуалы–убийцы Сольрун и Стейн даже в разлуке живут духовной общностью, а частично и сверхъестественной связью, несмотря на то, что обзавелись семьями. И догадываемся, что развела их все же... философия. Ибо Сольрун находит объяснения всему произошедшему в эзотерике: духи, призраки, реинкарнация. Ее спасение — погружение в спиритуализм, вера в инобытие. Да не женщина то была, а дух бесплотный! Стейн, напротив, ищет рациональные разгадки. Оба живут под гнетом тайны. Достоевский, конечно, все бы объяснил им о преступлении и наказании... А в романе «Замок в Пиренеях» дело заканчивается в общем–то философией.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Советская Белоруссия №30 (24413). Суббота, 15 февраля 2014 года.