Книжный навигатор

Философия ребусов

Книжный навигатор

Арцём Кавалеўскi, Руслан Найдзен. Акры. Вiзуальна–паэтычны праект. Мiнск, Артыя Груп, 2013.


Для любителей современного искусства это хороший объект для тренировки интеллекта. «Визуально–поэтические конструкции», составляющие сборник, в равной степени содержат послание и от поэта (Ковалевский), и от дизайнера (Найден). Точнее, приглашение к игре. Вот стихотворение «Вясна i пальчаткi»: «Калi ты аголiш свой мезенец, я паверу ў сiлу эротыкi — дотык». После последней строки — отпечаток девичьего мизинца. Опус про сон нужно читать, приложив к книге зеркало. Другое стихотворение о сне прочитать почти невозможно, ибо буковки рассыпаны «взрывом». Рефлексия о весенней улице — с «отражением» строк на «мокром асфальте». На страницах встретишь и упаковку валидола, и билет на шведский поезд... Стихи о Гомере звучат так: «Першы, другi, трэцi, чацвёрты, пяты, шосты, сёмы, восьмы, дзявяты, Гамер». Как прикажете понимать? Авторы долго объясняли мне суть: до Гомера существовали другие великие поэты, только мы их не знаем. Внизу мелким шрифтом приписка: «а адзiнаццаты — Арцём Кавалеўскi». В общем, с объяснениями интереснее выходит. А так авторы предоставили ломать головы читателям. Что ж, любителей ребусов хватает.


Юстейн Гордер. Замок в Пиренеях. Амфора, Санкт–Петербург, 2013.


Норвежский писатель и философ Гордер считается заметным представителем современной интеллектуальной прозы. Что логично вытекает из профессии автора. Впрочем, для эпистолярного романа «Замок в Пиренеях» он берет сюжетную схему прямо из голливудского ужастика. Двое влюбленных, увлеченные друг другом, ночью на горной дороге сбивают своей машиной женщину и в ужасе скрываются с места преступления. Вскоре возвратившись, не находят тела. Паникуют, прячутся, заметают следы, ежеминутно ждут ареста, видят то ли призрак жертвы, то ли ее саму. Не в силах вынести психологического напряжения, расстаются... Чтобы спустя тридцать лет случайно встретиться и завязать переписку, в которой пытаются разгадать, что же произошло на горной дороге и был ли мальчик, пардон, женщина. Их переписка и составила роман. Не правда ли, такое мы уже много раз видели и читали. Отличие же произведения Гордера в том, что его герои очень уж умные. Ну из тех, кто без рефлексий и аллюзий чашки чая не выпьют. В письмах вот эти прозрения и занимают основное место. Мы понимаем, что интеллектуалы–убийцы Сольрун и Стейн даже в разлуке живут духовной общностью, а частично и сверхъестественной связью, несмотря на то, что обзавелись семьями. И догадываемся, что развела их все же... философия. Ибо Сольрун находит объяснения всему произошедшему в эзотерике: духи, призраки, реинкарнация. Ее спасение — погружение в спиритуализм, вера в инобытие. Да не женщина то была, а дух бесплотный! Стейн, напротив, ищет рациональные разгадки. Оба живут под гнетом тайны. Достоевский, конечно, все бы объяснил им о преступлении и наказании... А в романе «Замок в Пиренеях» дело заканчивается в общем–то философией.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.


Советская Белоруссия №30 (24413). Суббота, 15 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter