Сергей Дорофеев из Жодино единственный в Беларуси создает объемные картины из фруктовых косточек

Философия под микроскопом

Все началось с косточки. Или даже с компота. А в итоге переросло в собственную философию. Сегодня Сергей Дорофеев (на снимке) из Жодино единственный в Беларуси создает объемные картины из фруктовых косточек.


Сосредоточенный взгляд, замедленное дыхание, еле заметные движения рук — мастер склонился над крохотной абрикосовой косточкой. Аккуратно, буквально по миллиметру он убирает с нее слой за слоем. Одно неточное движение – и пару часов напряженной ювелирной работы пойдут насмарку. Ш-ш-ш… – чуть слышно движется резец, а на «холсте» проявляются очертания человеческого лица.

Есть в белорусском языке замечательное слово «апантаны». Это про него, про Дорофеева. «Вот-вот возьмусь за свой велоэлектромобиль, — горит глаз у Сергея Васильевича. – Схема уже готова, дело за малым. А еще теплообменник для домов сделал – дешевле имеющихся аналогов в несколько раз!» Смотришь на него и удивляешься: живет человек полноценной жизнью и дышит полной грудью.

— Когда только начинал вырезать по косточкам, о мастерстве хайдао и не слыхивал, — оправдывается он. – А через несколько лет узнал, что этим кропотливым искусством китайцы овладели еще со времен династии Сонг.


Сергей Васильевич несколько дней ходил как в воду опущенный: как так? Он-то увлекся необычным мастерством совершенно случайно. Был в рабочей командировке, зашел в столовую, купил компот. И на тебе – косточка на зуб попалась: «Я без дела минуты не могу посидеть, взял скрепку в руки и давай по косточке вензеля выписывать». Глянул – а там цветок появился. Результат Дорофееву понравился. Стал он оттачивать непростое искусство. Некоторые пальцем у виска крутили: нашел же себе занятие! Сергей Васильевич лишь хитро улыбался. Косточка – это ведь что?.. Символ начала, жизни, бессмертия… Вот и получается, что каждое его миниатюрное произведение имеет свое философское звучание.

Передо мной лежит косточка, на ней – образ матери, крепко прижимающей к груди младенца. Отдельные детали изображения – меньше миллиметра. Как Сергей Васильевич создает это без микроскопа? Загадка. А вот еще «картина»: женщина — струящиеся каскадом волосы, тонкая точеная фигурка. Она как символ красоты. Таких микроминиатюр у Сергея Дорофеева несколько десятков.

А попробуйте вы взять самую обычную абрикосовую косточку. Что вы видите? Бороздки, штрихи, шероховатости… А у мастера все эти природные линии сливаются в будущий сюжет. «Неужто не замечаете? – крутит в руках он абрикосовое «сердце». – Косточка сама подсказывает тему рисунка, я же просто делаю его объемным, убирая все лишнее».

Никаких планов, чертежей, схем Сергей Васильевич не рисует. Зачем? В искусстве хороша импровизация. Среди работ есть у него любимая — две ладони, держащие чашу. И смысл: истина в наших руках. 


Кстати, о руках. Сергей Дорофеев не только занимается резьбой по косточкам, но и создает скульптуры. Вздумал он перещеголять самого Огюста Родена, французского скульптора девятнадцатого века: «Я поставил перед собой задачу усовершенствовать его «Руку Бога», ваяющую из земли и глины Адама и Еву, и создать триптих». Придумано – сделано. Хотя легко сказать: «придумано». Он спал и видел, как сделать композицию. Как расположить кисти, как «прорисовать» пальцы?.. Однажды зашел Сергей Васильевич в автобус и видит, что люди на него как-то странно смотрят. Только потом сообразил: он так увлекся мысленным процессом создания, что стал в воздухе изображать композиции жестами. В таких, почти родовых, муках появился сиквел известного творения. На подходе третья часть.

Но даже на этом нельзя поставить точку. Дорофеев пишет стихи на манер японских хокку, правда, называет стиль своего письма «даонет»: «А если сказать проще, то это философские частушки».

Мастер вновь склоняет голову к косточке. Резец начинает ходить в руках. А рисунок становится все отчетливее. Из этой косточки уже не вырастет дерево. Но только что в нее вдохнули особую жизнь.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter