Философия денег

Бедность — не порок. И она относительна...

Выходим из ресторана.


— Мама, давай я буду посуду мыть, а ты мне за это деньги платить?


— Давай. А зачем тебе деньги?


— В следующий раз я в ресторане за нас заплачу. Своими деньгами!


Умиляюсь и таю. А все–таки где–то в глубине души каждый родитель верит в тот день, когда повзрослевший малыш сможет открыть свой собственный кошелек и с гордостью оплатить чек. Но для этого нужно съесть кашу, поспать, выучить алфавит, почистить зубы и окончить университет.


Что мы делаем для того, чтобы наши дети сумели заработать свои деньги? И нужно ли думать об этом с пеленок? И какое отношение к деньгам прививать? На эти простые вопросы ответить бывает очень сложно. Но закрывать глаза и откладывать разговоры о важности денег в нашей жизни, по–моему, безответственно. Однако после того как моя дочь на вопрос: «Что важнее — удовольствия или деньги?», не мешкая, ответила: «Деньги», тут же пояснив, что за них можно купить любые удовольствия, я подумала, не слишком ли рациональная мысль для четырехлетнего ребенка. Может, я сама эту фразу обронила когда–то в нашем общении.


Но мы выходим на прогулку в парк аттракционов, и я все время открываю кошелек и плачу за «Веселые горки» и «Вальс». За поп–корн и кислородные коктейли. За шарик и попрыгунчик–мячик. А потом говорю: «Все, денег больше нет! Мы много потратили. Нужно заработать». Деньги, конечно, есть, но приходится апеллировать к их количеству как сдерживающему фактору. Ребенок должен понимать суть нашего существования: удовольствия нужно оплачивать трудом, который не всегда бывает в удовольствие. И я объясняю, сейчас ты ходишь в сад — это обязанность. И это помогает нам с папой зарабатывать деньги, потому что если бы я сидела с тобой дома, у нас не было бы средств на покупки и развлечения. И, не желая вставать с утра пораньше, дочь хнычет — я не хочу покупок, я не хочу еду и одежду, я хочу остаться дома с тобой. И в этом главная дилемма денег. Ведь в чем–то малышка права — общение мамы и ребенка за деньги не купишь. Счастье, когда тебя понимают и любят, за деньги не продается. Доброе сердце, солнечное утро, верный друг... В мире полно нематериальных ценностей. Но при всем уважении к духовным ценностям мне бы не хотелось вырастить Диогена. И уж если моему ребенку суждено отречься от материального, то пусть это будет ее собственный осознанный выбор. То есть мне бы хотелось научить ее чувствовать себя уверенно в окружении всего того, что продается, и понять истинную цену вещей. А это можно сделать, только если умеешь обращаться с деньгами. С маленькими и большими.


У кого–то, кстати, прочла, что сложнее всего зарабатывать именно маленькие деньги. Эти зарплаты в пару–тройку прожиточных минимумов отнимают у людей всю жизненную силу. Я вижу глаза женщины, убирающей у меня во дворе. Она чистит снег, метет и таскает груды мусора с раннего утра. И вижу еще много чего, а еще больше скрыто от моих глаз, потому что глаза мои не готовы принять все, что есть в этом мире. Я однажды вдохнула запах бразильских фавелл и сказала, что такие экскурсии не для меня. А вьетнамская четырнадцатилетняя официантка рассказывала, что ее зарплаты в 70 долларов хватает на жизнь всей семьи, в которой отец инвалид, мать сидит с младшими сестрами и братьями. Сама же она после работы учит английский в надежде найти работу за границей.


Бедность — не порок. И она относительна. Все зависит от субъективного отношения к собственному уровню жизни. От общего уровня жизни в конкретном обществе, от распределения общественного богатства, от статусной системы и системы социальных ожиданий. Помните анекдот про жен «новых русских»? Сидят дамочки в салоне красоты. Одна говорит:


— Слушайте, девчонки, скажу вам по секрету. Мой муж такой жмот, прошу: купи мне «Бентли», а он: денег нет — езди на «Порше»!


Вторая:


— Да что твой! Вот мой! Прошу: купи мне соболиную шубку, а он — ты еще свои 15 норковых не сносила.


Третья:


— Не, ваши еще нормальные. Вот мой! Прошу: купи замок на Гавайских островах, чтоб 21 окно и все на море. А он — чем тебе плохо в Ницце?


— Да, девочки, как жили в нищете, так в нищете и помрем...


Разговоры о деньгах — такая тема... Всегда и смех, и слезы. Горько оттого, что денег нет, и радостно, что, в конце концов, не в них счастье. Но что–то есть во фразе — успех приходит к успешным. И хочется заложить ребенку в голову какую–то правильную формулу. Чтобы дитя понимало — все в его руках. И красивые слова о бескорыстии иногда не стоят и одного рубля. А заработанный и пожертвованный на спасение какого–то человека рубль порой важнее тысячи слов и лозунгов.


Деньги дают возможность выбора. Любят быть в уверенных руках. Их так многие хотят, что, даже заработав их, сложно их удержать...


Эх, и все же всем гимнастикам, танцам и английским я бы предпочла отдать своего ребенка в кружок для дошкольников «Философия денег».


Хочу в ресторан...


Т.С.

 

Советская Белоруссия №88 (24225). Пятница, 17 мая 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter