Фильмы о прошлом и настоящем: за каким кино будущее?

Киноманам всегда есть что обсудить...

Киноманам всегда есть что обсудить. Среди актуальных тем — грядущая премьера 23–го фильма об агенте 007, международный успех исторической драмы «В тумане», к которой причастны и белорусские кинематографисты, шум вокруг интернет–боевика «Снимать на поражение» молодого, да раннего минчанина Кирилла Нонга. А еще фестиваль «Лiстапад–2012» на носу!


Как заядлые любители «важнейшего из искусств», авторы нашей полемической рубрики сошлись во мнении, что стоит ознакомиться со всеми новинками экрана. Но вот в своих зрительских предпочтениях кардинально разошлись. Один из спорщиков обожает исторические ленты и с энтузиазмом воспринял съемки очередного фильма о Великой Отечественной войне — 4–серийной ленты «Следы апостолов». Его оппонента, поклонника картин о современниках, наоборот, анонсированный «Беларусьфильмом» сюжет (реальность и мистика, убийства, любовь, оккультизм переплелись в ходе поиска реликвий Радзивиллов и противоборства разведок) за живое не зацепил. Дебаты о том, что нынче ждет от режиссеров зритель, какие темы нужно выносить на экраны кинематографистам, вынудили авторов предложить свои варианты ответа на длинный, словно титры к блокбастеру, вопрос:


В ожидании эпической драмы


Разговор о кино я начну, как ни странно, с рыбалки. Был летом на Березине, ничего не поймал. Но нашел на берегу любопытный значок: две скрещенные старинные пушки. Покопавшись в интернете, выяснил, что это — кокарда с рогатувки (фуражки) офицера польской конной артиллерии. След польской интервенции 1919 — 1921 годов. Как раз здесь, под Борисовом, проходила линия фронта. Вертел в руках этот позеленевший кусочек металла и пытался вспомнить хоть какой–нибудь белорусский фильм о той войне. Кроме недавнего «Талаша», так ничего и не припомнил. Почему же множество исторических событий, происходивших на нашей земле, так и не оставили следа в кинематографе?


Возможно, ты ответишь, что на военную тему уже снята масса картин, режиссерами сказано все, что можно сказать. А вот программа фестиваля «Лiстапад–2012» позволяет мне с тобой не согласиться. Она открывается военной драмой, действие которой происходит в 1942 году в оккупированной Белоруссии. Разве одно это не говорит о том, что военная тематика еще как востребованна? И будет, я надеюсь, актуальна всегда. Потому что любой характер, любой киногерой лучше всего раскрывается в исключительных обстоятельствах. Неужели придуманная атмосфера голливудских боевиков исключительнее тех драматических событий, которые в реальности происходили на белорусской земле? Думаю, со мной согласятся создатели и «Брестской крепости», которую многие кинокритики назвали «первым настоящим батальным фильмом за последние 20 лет», и сериала «Охота на гауляйтера», снимавшегося в Беларуси. Авторы фильма «Следы апостолов» тоже, я уверен, не считают военную тему исчерпанной и бедной сюжетами. Ты вчитайся в анонс: «Легенды и реальность, тайны и мистика, убийства и любовь переплелись в поиске семейных реликвий Радзивиллов, в противоборстве советской и германской разведок, членов оккультных обществ и других героев фильма». Уже с нетерпением жду премьеры.


Я еще понимаю, почему в советские времена многие исторические сюжеты оставались белыми пятнами. Советско–польская война закончилась поражением, Первую мировую обозвали «империалистической» и поспешили забыть... Но сейчас–то что мешает кинематографистам выйти засучив рукава на непаханое поле этих тем? Где эпическая драма о позиционной войне на Нарочи или безрезультатном наступлении под Барановичами?


Тем более кому, как не нам, снимать подобное кино? Национальная киностудия известна своим умением подробно, со знанием деталей освещать любую военную тему. Как по мне, нам стоит гордиться этим специфическим мастерством и всячески подчеркивать уникальность такой киношной специализации. Впрочем, не партизанами едиными... Рыцарское движение, например, весьма популярно в Беларуси, а романтических фильмов со звоном мечей о доспехи пока, мягко говоря, немного. А война 1812 года? Гусары, уланы, шпоры и доломаны... Красота! Уж куда симпатичнее героев многих нынешних фильмов о наших современниках, которые делятся на два типа: псевдофилософские искатели смысла жизни и обыкновенные преступники. Смотреть о первых крайне скучно, и без того уже весь интернет занят унылым самокопанием. О вторых тоже обрыдло, причем давным–давно, сразу после «Бригады». Или прикажешь снимать сериалы о «морозовцах» да «пожарниках»? Нет, Андрей, героев по–прежнему надо искать в ушедших веках. Причем поиск не будет трудным.


У нас почему–то не развит жанр фильмов–биографий, хотя жизнь иных людей заслуживает большого драматического кинополотна. Скажем, я недавно посмотрел документальную ленту про Василия Коржа и поразился, какой богатый потенциал для художественной картины заключается в судьбе одного этого человека. То он воюет с белогвардейцами, то дерется в Испании, то сидит в тюрьме НКВД, а вот уже возглавляет партизанскую атаку на нацистов, ставшую первой в Великой Отечественной войне. Да из одного санного рейда Коржа зимой 1942 года можно снять киноисторию, на которую я бы обязательно пошел в зрительный зал. На моральные страдания какого–нибудь современного хипстера не пойду. Не трогает абсолютно. Тронул бы фильм о композиторе Михале Огиньском, чья жизнь изобиловала неожиданными поворотами. Да мало ли в нашей истории было талантливых, храбрых, значительных людей, каждый из которых достоин внимания киносценаристов?


Так что, хотя это не понравится ярым борцам с консерватизмом, белорусское киноискусство должно прирастать прошлым. Тогда и в будущем оно не потеряется на фоне потока западной кинопродукции, уже, кстати, исчерпавшей идеи и сюжеты. Многочисленные римейки и откровенные самоповторы — яркое тому подтверждение.


Сюжеты — в газетах


В любой шутке есть доля шутки, а в каждой исторической драме есть доля правды. Но чем дальше в глубь веков засылает нас режиссер, тем громче крик вдумчивого зрителя: «Не верю!»


Машина времени еще не изобретена, во времена ВКЛ не было даже пленочных фотоаппаратов, римские патриции и несвижские магнаты не выкладывали видеоролики о битвах да пирах на сайт YouTube. Именно поэтому не доверяю выпускникам ГИТИСа, которые берутся ликвидировать пробелы в древних летописях. Дюма–отец как–то выдал откровение: «Что такое история? Это гвоздь, на который я вешаю свои романы». Почему бы и нынешним кинематографистам не признаться в том же?


Недавно на телеэкраны России вышел сериал Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба», поставленный по одноименной книге Василия Гроссмана. Этого фильма о Сталинградской битве я пока не смотрел, но мнение режиссера о попытках кинематографистов показать войну мне близко. Вот что сказал Урсуляк в интервью интернет–изданию Лента.ру: «Мне не очень нравится почти все, что за последнее время вышло про войну. Это война чистая, война не настоящая, война не потная, не грязная, не жестокая. Я хотел, чтобы было, как у Гроссмана, — война как фон существования. Гибель — это не все остановились, сняли шапки и выстрелили вверх; это когда один упал, а мы бежим дальше. А как только закончился бой, мы выковыриваем из–под ногтей «кровь чужую»... Это просто ежедневный труд...»


Так что если, Роман, хочешь прикоснуться к прошлому — иди в музей, беседуй с ветеранами, читай мемуары, смотри документальные фильмы. А к большинству лент на исторические темы советую тебе относиться как к фэнтези. Особенно когда гламурные звезды сегодня изображают рыцарей, завтра перевоплощаются в чекистов, послезавтра работают под матерых уголовников... И кочуют из одного проекта в другой, будто отрабатывая долг по ипотеке.


Как Робинзон на необитаемом острове высматривал на горизонте корабль, так и я с надеждой заглядываю в свой телевизор «Горизонт»: авось обнаружу цепляющий за живое белорусский фильм. Не одну батарейку в пульте уже посадил, переключая каналы, но мою тоску по актуальному отечественному кино, современному сюжету так никто пока и не унял.


Я не сценарист, я даже не осветитель съемочной площадки — всего лишь рядовой потребитель кинопродукта, но хочу посоветовать мастерам «важнейшего из искусств» искать сюжеты не во тьме веков, а в... газетах. Обещаю: не оторвусь от экрана, если увижу, к примеру, байопик, сделанный на «Беларусьфильме» об известном белорусском спортсмене. Американцы сняли «Тайсона». Почему бы белорусам не снять «Прокопа» — биографическую ленту о легенде минского «Динамо» Александре Прокопенко? Мир кинематографа знает картины о группах АББА, «Битлз», даже о «Ласковом мае», но разве наши «Песняры» не достойны киноповести?


В подшивках белорусской периодики можно обнаружить вагон и маленькую тележку фактуры для сценариев фильмов, основанных на реальных событиях, — о громких преступлениях, историях поиска пропавших без вести людей, силе духа тех, кто попал в экстремальную ситуацию. Не жажду чернухи, которой нас до изжоги обильно потчевали в 80–х и 90–х. Скажем, россияне сняли «Брата», «Бригаду» — о Робин Гудах времен бандитского беспредела... А наши киношники, мечтается мне как зрителю, могли бы создать картины о бандах, орудовавших, скажем, в Гомеле. Причем не описывать романтику криминала, а показать правду о мерзости убийц, криминальной войне «на фоне существования». И главными героями таких фильмов должны стать не «морозовцы» да прочие отморозки, а сыщики, которые их в итоге подвели под суровые, в том числе расстрельные статьи УК. И среди отрицательных персонажей не нужно бояться показать продажных оборотней в погонах.


Могу посоветовать еще несколько сюжетов для потенциальных кассовых лент: вслед за голливудскими коллегами, удивившими мир фильмом «Социальные сети», рассказать об истории создания в Беларуси компьютерной игры, покорившей весь мир. Или предложить широкой аудитории сериал о феномене поколения, живущего в интернете. Недавно случайно оказался в эпицентре жестокой драки футбольных фанатов, а потом задумался: почему минские светила съемочных площадок не замечают явление? Впрочем, и тут их опередили российские коллеги — работают сейчас над фильмом о противоречивой субкультуре.


Уже слышу, как парируют мне профи: «Нам бы дали такие деньги, как в Москве, — королева скандала Гай–Германика подастся с горя в учительницы!» Но скромный опыт нашумевшего паренька Кирилла Нонга, а еще больше пример малобюджетного кино стран бывшего соцлагеря доказывают, что шедевры создают не купюры, а талантливые творцы. Уверен: рано или поздно мы увидим их картины в своих «Горизонтах». А ну-ка, где там мой пульт?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter