Фильмы-миллионеры и коленка раздора. Интересные факты из истории белорусского кино

С удивительными фактами, ретрофотографиями и советскими афишами нас знакомит руководитель Музея истории белорусского кино Игорь Авдеев
Где располагался первый минский кинотеатр, какой фильм показывали на больших экранах целых 30 лет, за что режиссера могли лишить должности и какие отечественные ленты стали самыми кассовыми? С удивительными фактами, ретрофотографиями и советскими афишами нас знакомит руководитель Музея истории белорусского кино Игорь Авдеев.

 
Руководитель Музея истории белорусского кино Игорь Авдеев

Нужны товарищи крестьяне


Белгоскино создали 6 января 1925 года, а уже через две недели появился перспективный план производства художественных фильмов. Первенцем отечественного кинематографа должен был стать «Кастусь Каліноўскі». Казалось бы, для этого есть все: деньги, аппаратура, благоволение начальства. Не хватало главного – режиссеров, постановщиков, сценаристов, актеров, операторов, которые могли бы осуществить большие планы.

25 – 26 декабря 1926 года состоялась премьера «первого белорусского боевика», или «першай нацыянальнай фільмы» (да-да, тогда это слово было женского рода), как писали газеты того времени. «Лесную быль» Юрия Тарича по повести Михася Чарота «Свинопас» показали зрителям в первом государственном кинотеатре «Культура». Сейчас там находится Русский драматический театр. Это было немое кино, титры к которому шли на четырех языках – белорусском, русском, польском и еврейском. Первый же звуковой кинотеатр «Чырвоная зорка» открылся в 1930-м в Могилеве показом экспериментальной программы «Переворот», состоявшей из пяти озвученных сюжетов.

В фильмах 1920-х годов не ставили декораций – все снимали в реальных экстерьерах, а актеры в массовке были одеты в то, в чем пришли. Для съемок «Лесной были» в совхозе «Прилуки» под Минском объявлениями приглашали тысячу «крестьян и крестьянок различных возрастов (желательно стариков)». Гонораров не платили, потому что постоять рядом с киносъемщиком или попасть в кадр считалось чудом. Актеров-массовиков благодарили концертом, светящимися ракетами и обедом.


Благодаря портативному кинопроектору художественные фильмы демонстрировали в деревнях без электричества. Один киномеханик крутил пленку, другой – педали для выработки тока

Фильмы-миллионеры


Первую награду – почетный диплом международной выставки в Париже – получил детский музыкальный фильм «Концерт Бетховена» на музыку Исаака Дунаевского. А самой кассовой белорусской картиной стала молодежная социальная драма «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева (1987). По результатам прокатов в кинотеатрах на территории бывшего СССР за 15 месяцев лента собрала 42 миллиона зрителей – это абсолютный рекорд. На втором месте – комедия Игоря Добролюбова «Белые Росы» (1983). На третьем – детский приключенческий фильм «Девочка ищет отца» режиссера Льва Голуба (1959), которую посмотрели почти 35,5 миллиона человек и показали в 83 странах (абсолютный географический лидер!). Кстати, окупаемым считается фильм, собравший минимум 16 – 20 миллионов зрителей. В истории нашего кино таких картин немного – около трех десятков. Всего же фильмотека музея насчитывает 550 игровых, 180 анимационных и около 3000 документальных лент.

Многие белорусские картины завоевали народную любовь. Например, лирическая музыкальная комедия «Моя любовь» (1940) не сходила с экранов советских кинотеатров 30 лет. Отличное средство для отдохновения: ради положительных эмоций зрители снова и снова шли смотреть выдуманную историю с хеппи-эндом.


Для мультфильма «Волшебная свирель» изготовили 120 кукол (1993-1998)


На премьеру зрителей призывали плакатами – другой красочной рекламы в то время и не было

На съемках фильма «Лесная быль».
Съемочная группа и актеры возле усадьбы Гутенн-Чапских, совхоз Прилуки, БССР


Коленка раздора


Старое белорусское кино целомудренно. Хотя однажды режиссер Владимир Корш-Саблин чуть не лишился должности из-за «аморальной» сцены в фильме «Красные листья» (1958).

Снимая кино по мотивам биографии партийного руководителя Притыцкого, авторы задумались: как сделать так, чтобы его посмотрели? Вот почему в сюжете были и возлюбленные, и коварный соблазнитель, ставший между ними. Но настоящей вишенкой на торте оказалась героиня Клары Лучко – певичка кабаре, одетая в шикарные костюмы, которые не продавались в советских магазинах. Она поет фривольные куплеты, которые запоминаются лучше, чем революционные песни, ведет себя раскрепощенно и легко. Но всего лишь один маленький кадр вызвал такой грандиозный скандал, что было подготовлено постановление о лишении режиссера права на профессию за нарушение норм нравственности советского человека.

В одном из эпизодов главный герой, сбегая от полиции, прячется в гримерной. Как раз и певица заходит, чтобы переодеться. Разговаривая с нежданным гостем, ставит ногу на табуретку, приподнимает подол, поправляет кружевной чулок и так же быстро юбку опускает. Вот она – пропаганда аморальности!

Фильм сразу запретили. Но все-таки повезли в Москву для отчетности, поскольку выделенные деньги были потрачены. А там руководители увидели зрелищный потенциал и разрешили премьеру. «Красные листья» имели огромный успех и заняли седьмое место по кассовым сборам за всю историю белорусского кино. В мемуарах  можно прочитать, что 25 процентов зрителей – любителей поволноваться – шли в кинотеатр не за биографией партийца, а чтобы увидеть красивую женскую коленку.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter