Филармония для детей и юношества празднует свое 60-летие

По этому случаю в Большом зале белорусской государственной филармонии состоялся праздничный концерт.  Артисты, привыкшие выступать в школах и колледжах, вышли на большую сцену, где их уже ждал Государственный академический симфонический оркестр, и доказали, что достойны самых громких аплодисментов. 


Но кроме концерта, были и воспоминания. За 60 лет их накопилась немало.

Впрочем, насчет возраста Филармония для детей и юношества явно поскромничала.  Нынче ей впору было отмечать семидесятилетие, ведь еще в 1950 году по инициативе тогдашнего художественного руководителя Белгосфилармонии композитора Евгения Карловича Тикоцкого был создан музыкальный лекторий, преобразованный в 1960 году в концертно-лекционное бюро, а в 2005 году в Филармонию для детей и юношества. 

Важно заметить, что менялись не только названия, но и сами формы работы, и публика, для которой трудились артисты.

–  Было концертно-лекционное бюро, – рассказывала в разговоре со мной художественный руководитель ансамбля «Купалинка» Елена Телькова. – Ездили артисты в обеденный перерыв на заводы, на фабрики, на какие-то мероприятия, вручения почетных грамот...

К этой работе привлекалась и «Купалинка», и Государственная хоровая капелла имени Г. Ширмы, и другие филармонические коллективы. Не было практически никого, кто выступал бы только на больших сценах. 

Причем во времена СССР география концертно-лекционных поездок отнюдь не ограничивалась Беларусью.

Были мы и у белорусских строителей БАМа, причем в самые морозы, – рассказывает музыковед Инна Зубрич.  – На градуснике минус 50. Нам объяснили, что при 40 градусах мороза металл становится хрупким и никакой вертолет за нами не прилетит.  Но мы-то прилетели с одной программой! У нас следующий по маршруту Лангепас, а мы сидим четыре дня!  Вот тут-то нам понадобилась вся мощь творческого гения, ведь каждый вечер нам нужно было делать новую концертную программу. 


Всякое бывало за годы работы концертно-лекционного бюро. И фортепиано с отсутствующими молоточками, и холодные, неотапливаемые клубы, и публика, пришедшая не слушать, а просто поболтать.

Но было и другое, – вспоминает Инна Игоревна. – Как-то раз в канун Дня Победы мы приехали в Полоцк, в концертный зал «Софийский собор». Привезли «Сагу о Григе» из цикла «Вечера в музыкальной гостиной». Когда я вышла на сцену, то сразу заметила в переполненном зале нескольких мужчин в военной форме и женщину в гимнастерке, юбочке и сапожках.  Концерт прошел красиво, а когда в конце все наши исполнители выстроились полукругом, женщина в гимнастерке поднялась на сцену и сказала: «Мы из Москвы, но нам очень дорог город Полоцк. Мы освобождали его, здесь погиб наш командир. Мы приехали возложить на его могилу цветы». Затем она прочла свои стихи – очень трогательные строки о военных бедах, о мечте, о мире и красоте, – после чего повернулась к нам со словами: «Вот теперь я понимаю, во имя чего мы сражались. Во имя той самой красоты, которую вы нам подарили». И встала перед нами на колени. Весь зал в полном молчании встал. Я подошла к ней, мы обнялись, и были такие глухие рыдания, такие слезы…

Ныне Филармония для детей и юношества – один из семнадцати коллективов в составе главной концертной организации страны. Уникальное собрание музыковедов и солистов, где буквально все – лауреаты международных и национальных конкурсов. Филармония в филармонии, несущая на себе огромный груз воспитательной работы.

Артисты приезжают непосредственно к своим слушателям в школы и колледжи Минска и республики и выступают на школьных сценах, актовых залах колледжей с программами самого разнообразного толка, – рассказывает музыковед Вячеслав Петько. – А в дни школьных каникул мы рады встречать юных слушателей у себя дома, на сценах концертных залов Белорусской государственной филармонии, предлагая также самые разнообразные по жанру и содержанию программы, начиная от традиционных концертов-лекций и заканчивая настоящими театрализованными постановками.

Вот и сегодня, 4 ноября, филармония потчует детей замечательным музыкальным спектаклем «Красная Шапочка на новый лад» композитора Владимира Савчика в постановке Татьяны Можар.

По секрету скажу, что Владимира Савчика в детской филармонии именуют «придворным композитором». А можно было бы назвать его придворным сказочником, ведь он не только заведует музыкальной частью, но и сочиняет чуть ли не все исполняющиеся здесь музыкальные сказки. Ну а Татьяна Можар, которая воплощает все это на сцене, явно заслужила звание «придворный сценарист и режиссер».

Но, конечно, в концертных программах звучит очень много классики. Той классики, которая, как хлеб насущный, необходима для роста души. 

Фото из личного архива Юлии Андреевой
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter