Фигуры умолчания

Вокруг МТЗ роятся слухи.
Вокруг МТЗ роятся слухи. В частности о том, что остановлен главный сборочный конвейер и возникли проблемы с иностранными контрактами, заключенными якобы под имя бывшего генерального директора. Чтобы прояснить ситуацию, мы побывали на заводе, побеседовали с рабочими и управленцами.

Действительно, 17 - 18 января не только главный конвейер, но и весь завод не работал. Администрация не делала из этого особой тайны. По словам заместителя генерального директора Николая Стукача, фонд рабочего времени I квартала намеренно сокращен на 16 часов. Пропущенные дни будут отработаны в октябре и ноябре. Вынужденная остановка завода элементарно связана с отсутствием оборотных средств на покупку материалов и комплектующих. Удивительного в том мало. Прибыль тракторного за прошлый год снизилась до 2,4 процента, или в 6,5 раза. Посему январская ситуация была абсолютно предсказуема и ожидаема. Долги перед поставщиками комплектующих достигли некой критической массы, и те, чтобы подстегнуть платежи, просто стали бойкотировать отгрузку своей продукции. Ведь партнеры тракторного - крупные белорусские предприятия, работникам которых также нужно кормить свои семьи, а для этого вовремя получать зарплату. Неплатежеспособность партнера-гиганта делает это весьма проблематичным. Кстати, днями МТЗ собирал поставщиков, убеждал их потерпеть еще и дать тракторному войти в рабочий ритм. Принципиальное согласие на то получено. И сейчас завод работает более-менее стабильно.

Совершенно ясно еще одно. Ситуация линейно не связана со сменой руководства. Прямым следствием отчасти можно назвать прекращение предоплаты за хлопковые машины Туркменистаном. А в общем, предприятие проедало собственные оборотные средства давно. Еще осенью прошлого года пять тысяч четыреста новеньких машин стояли на складских площадках. В расчетах царил (и кстати, продолжает царить) бартер - платить зарплату было нечем. Начиная с III квартала с работниками здесь рассчитываются в несколько этапов. Скажем, сегодня в день зарплаты все получат только минимальную потребительскую корзинку, или 83 тысячи рублей. А о сроках погашения остальной суммы пока известно лишь приблизительно.

Январь в промышленности всегда был тяжелым месяцем. Но в нынешнем с конвейера МТЗ сойдет на 500 машин меньше, чем год назад. Администрация завода не склонна делать из этого трагедию, потому что отгрузка техники опережает ее выпуск. Запасы на складах сократились до 3,6 тысячи тракторов. С октября предприятие в основном работает под заказ, гарантирующий оплату "живыми" деньгами. Но только это вряд ли приведет наш гигант в чувство. Тракторный просит у государства преференций, в частности, отсрочки задолженности по налогам и пени по ней. Кроме того, администрацией намечена оптимизация всех ресурсов: финансовых, материальных и людских. Достаточно ли этого?

Во всей этой ситуации беспокоит и следующее: беседа с рабочими предприятия оставила впечатление, что администрация, увы, не использует преимущества открытого диалога с людьми. Поэтому у некоторых настроение упадническое, источником информации служат слухи чуть ли не о банкротстве предприятия в угоду российским олигархам. Заводская многотиражка с подачи профкома опубликовала, например, открытое письмо с 50 подписями в поддержку бывшего генерального директора Михаила Леонова, многие теперь именно с его отставкой и арестом связывают все негативные события. За некое интервью, говорят, уволен помощник генерального директора Медведев. Формулировка - распространение недостоверной информации. Это тоже подливает масла в огонь. Казалось бы, самое время сказать людям правду - все как есть... Но создан вакуум, куда лезут любители "жареного", настраивают рабочих, сеют фантастические слухи!

И еще. В прошлом году по указанию Президента МТЗ уже были предоставлены определенные финансовые льготы. К сожалению, ни в отраслевом министерстве, ни в Минском горисполкоме "СБ" так и не удалось получить внятного комментария по поводу сегодняшней ситуации на заводе. Причина такого умолчания - тема особого разговора. Удалось лишь выяснить, что экономические проблемы МТЗ типичны для промышленности. К примеру, дефицит оборотных средств является сейчас главным предметом обсуждения в Минпроме. Не парадокс ли, что за счет фонда помощи сельхозпроизводителям в прошлом году для белорусского села куплено всего несколько минских тракторов? Продажа по лизингу шла более динамично, но и это, как считают на предприятии, не придает устойчивости его экономическому положению. Что-то, очевидно, можно сделать для поправки положения на уровне министерства и самого завода. А главное - обо всем этом надо откровенно говорить с рабочими. И тогда люди поймут суть временных трудностей своего завода.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter